Он точно не обречен – в истории
РПЛ уже были случаи, когда гнев болельщиков менял руководство. Но происходило это в основном в «Спартаке».
ФАНАТЫ ПРОТИВ РУКОВОДСТВА: САМЫЕ ЯРКИЕ СЛУЧАИ
Решением сменить Семина (и прежде всего тем, как это было сделано) руководство «Локо» начало войну с фанатами. И получило уже несколько ответов. Понятно, что из-за эпидемии коронавируса протест пока бушует в основном в соцсетях, но все же помимо официального заявления от фан-объединений со словами «позор» и «мы требуем вашей отставки» были и несколько других акций.
На стенах неподалеку от стадиона «РЖД Арена» появилась надпись «Только Семин».
Позже кто-то принес траурные фото Кикнадзе (генеральный директор «Локо») и Мещерякова (председатель совета директоров) и цветы к стадиону клуба. Вся композиция напоминает надгробие
Очевидно, протесты будут продолжаться. Но есть ли шанс у болельщиков «Локо» что-то изменить?Судя по опыту прошлых столкновений фанатов и руководства, в России нужны либо очень жесткие проявления протеста, либо провальные результаты.
Самые частые конфликты с болельщиками возникали у «Спартака». Например, в 2008-м, когда Черчесов после 1:5 от ЦСКА отправил легенд клуба Титова и Калиниченко в дубль. Фанаты выступали против Федуна и генерального директора Сергея Шавло.
В следующем туре — против «Локомотива» (2:2) — были баннер «Такой ценой стадион нам не нужен» и уход с трибун после середины первого тайма. «Спартак» после той игры дважды победил в чемпионате, но на кубковом матче в Брянске протесты продолжились. На следующий день Шавло ушел в отставку.
В 2015-м критика Федуна достигла пика, его провожали со стадиона криками «Продай «Спартак»!». Команда закончила чемпионат шестой, и в конце сезона, когда посещаемость обрушилась до 11-12 тысяч, владелец выступил с заявлением: пора передать полномочия профессионалам. Тогдашний генеральный директор Роман Асхабадзе покинул клуб, в «Спартак» пришли Родионов и Аленичев, а Федун, оставшись в должности, на какое-то время стал гораздо реже давать комментарии.
В 2019-м в «Спартаке» произошла ситуация, очень похожая на ту, что сейчас ждет «Локо»: безумно любимый фанатами Каррера был уволен. Впрочем, здесь ситуация еще хуже, потому что «Локомотив» идет в зоне прямого выхода в ЛЧ. Тогда у «Спартака» поменялся весь менеджмент — генеральным директором стал Томас Цорн. А преемника Карреры — Кононова — в итоге после первых же неудач начали уничтожать. Особенно запомнился последний матч (против «Оренбурга»), когда почти весь стадион посылал тренера.
Можно вспомнить ситуацию в «Торпедо», где болельщики годами воевали с президентом клуба Александром Тукмановым. Но это не помешало менеджеру почти 10 лет управлять черно-белыми. Ушел из «Торпедо» Тукманов только в 2017-м — за это время команда успела побывать во всех трех лигах.
Последний мощный конфликт с участием болельщиков «Локо» связан с президентством Ольги Смородской. Она уволила Семина, несмотря на 11 матчей без поражений в конце чемпионата (и подъем на 5-е место). Дальше были долгие 6 лет противоборства — с бойкотом матчей, списком 118 (число болельщиков, которым клуб запретил посещать домашние матчи), семью новыми тренерами, Фернандешем в дубле, одной бронзой РПЛ и одним выигранным Кубком России. Ушла Смородская только тогда, когда стало очевидно, что в очередном сезоне борьбы за медали РПЛ не будет.
«ГЛАВНОЕ: НАМ НЕ ОБЪЯСНИЛИ, ЗАЧЕМ ЭТО БЫЛО СДЕЛАНО. СЛОВА МЕЩЕРЯКОВА — ЦИРК»
О протесте фанатов «Локо» мы поговорили с представителем самого крупного объединения болельщиков клуба — United South — Иваном Крыловым.
— Несколько дней назад было опубликовано заявление фанатов «Локомотива». Руководство пыталось связаться, что-то обсудить, объяснить?— Нет, но мы и не просим никаких личных объяснений. Очевидно они должны быть только публичными. То, что было в прессе, несерьезно называть объяснением. Смена курса? Какого курса, смена на что? Не сказано. До этого мы слышали про работу с молодыми игроками, сейчас про это ничего не говорилось.
Если эти интервью [Мещерякова] считать объяснением, то это еще один плевок в сторону здравого смысла, болельщиков, спорта и футбола вообще. «У нас смена курса», «не все исчисляется результатом» — это же просто абсурд!
Команда идет на лигочемпионском месте, это принесет минимум 20 млн евро, а по некоторым данным — до 30. С учетом телеправ и, надеюсь, заработанных очков. Вот — деньги. Если бы имелся в виду ввод молодых игроков, о чем говорил Кикнадзе год назад, то пожалуйста — Баринов закрепился в основе, один из лучших игроков чемпионата сейчас, заиграл Магкеев, одно из открытий сезона, был в числе лучших в последних матчах. Есть Рыбчинский, Куликов, Тугарев, пусть не постоянно, но выходят на замену.
Но об этом ничего не говорилось, мы слышали про то, что не все исчисляется результатом, про то, что жирные времена закончились. Ну и поговорки [в интервью Мещерякова] — это же просто цирк. Странно все это комментировать, будто это серьезные заявления. Судя по ним, Мещеряков ни к кому — ни к зрителям, ни к журналистам, ни к болельщикам — серьезно не относится. Поэтому, считаю, мы не получили никаких комментариев от клуба, и это не только мое мнение.
— Понимаете тогда, в чем причина увольнения Семина?— Не хочу за них это выдумывать. Логичного объяснения произошедшему нет вообще. Любым причинам — про деньги, про молодых игроков, про результат — есть контраргументы. По зарплате Юрия Палыча от руководства ни слова — единственное, мы слышали это от тяжеловесного журналиста, который постоянно троллит Юрия Палыча и его методы работы (Уткин сообщил на своем канале в Youtube, что зарплата Семина около 2 млн, а Николича — 700 тысяч. — «Матч ТВ»). Но руководство клуба ничего не говорило об этом, хотя год назад публично, на мой взгляд, максимально непрофессионально, не круто и не этично, но тем не менее, обсуждало контракт Маринато Гилерме. «У него такая зарплата, мы готовы дать столько, а «Спартак» — столько». Сейчас ни слова не сказали, что предложили Юрию Палычу такую-то зарплату, сербу — такую-то, но Юрий Палыч, мол, на нее не пошел. Тогда можно было бы хотя бы что-то обсуждать. Что да, Юрий Палыч, времена сложные, надо затянуть пояса.
Так что — вы просите ответить за руководство о причинах ухода Семина. Но ни одной разумной причины нет. Именно поэтому такая реакция. Плюс из-за того, как все было обставлено.
— Как дальше намерены реагировать болельщики, учитывая, что матчи пока будут без зрителей?— Надеемся, здравый смысл возобладает достаточно быстро. Гораздо быстрее, чем во времена Смородской. Сейчас из заявлений клуба видим максимальную абсурдность происходящего. Если раньше от Мещерякова поговорки и анекдоты слышали, то в последнее время он дал пару серьезных интервью. Но кажется, что лучше продолжал бы шутить, потому что если это серьезные объяснения, то жаль, что такие люди руководят клубом.
Насчет конкретных действий мы все уже сказали. Да, сейчас такая ситуация, что мы не имеем права никого ни к чему призывать. Считаю, руководство этим тоже воспользовалось. На 99 процентов до конца года матчи будут проходить без зрителей. Но будем искать другие корректные формы в правовом поле, чтобы выразить свою позицию.
— Траурные фото с Кикнадзе и Мещеряковым — это не перебор?— На мой взгляд, это было не совсем этично, однако, как мы сказали, никого ни к чему не призываем, но в то же время не можем никого ни в чем останавливать. Я бы такую акцию делать не стал.
— Какое будет отношение у болельщиков к Николичу? Возможно, он до конца не знал всей ситуации, когда подписывал контракт.— Тогда мне очень жаль, что к нам приходит тренер, который не знает всей ситуации. Должен знать. Ты приходишь на новое место, нужно понимать, с кем тебе предстоит работа, в каких условиях. Человек, как про него сказал сам Мещеряков, ноунейм приходит в клуб с большой историей после странного венгерского чемпионата. То есть он был бы без работы, если бы не наш клуб. Ранее Кикнадзе говорил, что есть 3-4 кандидата на пост тренера, а среди них Юрий Палыч. Получается, все отказались, и по остаточному принципу выбрали Николича. Но нигде не говорилось, что Палычу делалось предложение, но не получилось договориться. Нигде.
Не хотелось бы об этом особо распространяться, но тем не менее. Мы общались с Юрием Палычем, он говорит, что предложения от руководства не было, что он готов был чуть ли не за бесплатно работать. Понимаю, что это достаточно громкие слова, не знаю, стоит ли их воспринимать буквально, но повторюсь — в прессе нигде не было комментария, что Семину был предложен контракт.
Николич должен понимать, что он приходит на место легенды. Если он этого не знал, то просто глупец. Сразу появляются сомнения в его квалификации. Так что отношение к нему отрицательное. Это очевидно. Хотя отзывы о нем как о специалисте от фанатов «Партизана» хорошие, но это ничего не значит. При всем уважении к сербскому чемпионату это немного разные лиги. Но опять же: мы его не перекупаем, когда он явно на подъеме и добивается одного достижения за другим. Его уволили из чемпионата Венгрии.
— Верите, что еще можно что-то исправить?— Я на это искренне надеюсь. У Юрия Палыча контракт действует до 31 мая, если не получится сразу вернуть его в клуб, то посмотрим, как возобновится сезон. Может, наш серб такой крутой, что уверенно рванет вдогонку за «Зенитом», будет супер прогресс в игре команды и молодых, не знаю. Повторюсь, нам не объяснили, зачем это было сделано. Абсурдность произошедшего понимают все. Ни одного разумного объяснения ухода Семина не услышал. Слова Булыкина не берем в расчет — это генератор случайных слов еще более дикий, чем Мещеряков. Больше в публичном обсуждении попыток объяснить, почему Семину надо было вот прям сейчас уйти, когда чемпионат еще не закончился, не было.
Артем Терентьев