Только заядлые болельщики просыпаются субботним или воскресным утром, чтобы посмотреть трансляцию матча, например, «Луча» и «Томи» из Владивостока. Но увиденное часто заставляет идти досматривать сны – показ из Приморья, как считают многие специалисты, не отвечает уровню премьер-лиги. Картинка из Самары, Ростова-на-Дону, других городов немногим лучше... Об организации трансляций из регионов рассказывают режиссеры Евгений Иванов (Первый канал) и Евгений Гришин («НТВ—Плюс»).
ИВАНОВ: В РОСТОВЕ БИОТУАЛЕТЫ – ЗА ЛИЦЕВОЙ ЛИНИЕЙ– Евгений, как оцениваете трансляции матчей из Владивостока?– То, что мы видим, – уровень в лучшем случае второго дивизиона. Я имею в виду не игру команд, а изображение.
– Обычно говорят об устаревшей технике…– Это не только устаревшая техника. Это режиссеры и операторы, которые работают в регионах. Складывается впечатление, что они не понимают, что показывают. И не стремятся как-то улучшить свой продукт. К сожалению, мастер-классов, на которых опытные специалисты центральных каналов объяснили бы коллегам, как нужно показывать спорт, пока не проводится.
– Что собой представляет техника, на которой работают в регионах?– Она была закуплена еще к Олимпиаде 1980 года. Списали из Москвы и отправили туда. Если бы не энтузиазм местных техников, все уже давно можно было выкинуть на свалку…
– Мрачная картина получается: старая техника, неопытные специалисты…– Есть и приятные исключения. Например, Казань. Там к спорту очень хорошо относятся – ребята отлично показывают не только футбол, но и хоккей, баскетбол. И техника современная.
– С какими проблемами сталкиваются в регионах телебригады из Москвы?– Часто приходится разговаривать с людьми, которые не всегда соответствуют профессии и положению, которое занимают. В прошлом году Первый канал транслировал матч «Ростов» – «Спартак» со стадиона «Олимп-2». Так вот, биотуалеты были поставлены буквально за лицевой линией. Когда игрок подавал угловой, мы брали его крупным планом, а в этот момент кто-то выходил из кабинки… Каково, а? Перед матчем общались с руководством стадиона, с милицией: просили перенести их подальше. Бесполезно!
– Сколько камер везете с собой на выезд?– Шестнадцать камер, штативы (подставки для камер. – Прим. ред.), другое оборудование. Автобус, в котором расположен режиссерский пульт и инженерный отсек, направляется в в сопровождении охраны, а рабочая группа едет на поезде или летит на самолете.
– При этом у канала нет собственной техники.– Да, берем в аренду. Например, одна смена на камере может стоить от 200 долларов. Есть компании, специализирующиеся на оборудовании для трансляций, съемок фильмов, – вот и берем у них на время. Иметь собственные передвижные станции — слишком дорогое удовольствие.
– Ваши лучшие трансляции соответствуют международному уровню?– Англичане наблюдали за трансляциями центральных матчей тура и игр сборной на нашем канале. Им понравилось то, что мы делаем, и они предложили Первому транслировать отборочный матч Евро-2008 Эстония – Англия 6 июня. Правда, в связи с последними событиями в России и Эстонии заказчики сказали, что не могут рисковать, и отдали трансляцию немцам.
– Вернемся на наши стадионы. Как сделать, чтобы во Владивостоке над полем не летали газеты и целлофановые пакеты, а в Ростове биотуалеты не ставили в кадр?– Нужно поставить умную голову на плечи тех людей, которые там работают. Все ведь зависит от них. Если ничего не изменится, в Ростове туалеты скоро поставят в центр поля!
– Болельщики и руководители некоторых клубов спрашивают: почему домашние матчи команды не показывает Первый?– В этом сезоне мы, например, отказались от трансляций из Химок. Складывается ощущение, что все происходит на каком-то сельском стадиончике. Не можем обеспечить и качественную картинку из Нальчика, Томска. Радует то, что при строительстве новых стадионов с телевизионщиками советуются. Как президент ЦСКА Евгений Гинер, например. Кстати, когда строили стадион «Локомотив», мнение телевидения не учли…
ГРИШИН: ВАЙСС НЕ ЛЮБИТ КАМЕРУ– Наши режиссеры в этом году ездили в Томск, Владивосток, Краснодар, Нальчик и Пермь и давали мастер-класс для местных коллег, – рассказывает Гришин. – Проблема в том, что многие люди там просто не разбираются в футболе. Это не эстрадный концерт, а гораздо сложнее. Связь с операторами, инженерами, теми, кто отвечает за графику... Трансляции стали лучше, но ошибок все равно много. Поэтому 24 мая режиссеры из других городов приедут на специальный семинар в Москву.
– Болельщики обратили внимание на ноу-хау «НТВ—Плюс» – перед матчами чемпионата камеры встречают игроков уже в подтрибунном помещении…– Пусть это нескромно прозвучит, но идея принадлежала мне. Еще когда я работал на Первом канале, думал над тем, как улучшить трансляцию. Раньше техники для этого не хватало, а сейчас все возможности есть. Кстати, идею со встречей команд с камерами под трибунами у нас подсмотрели специалисты УЕФА. Теперь это стандарт для показа матчей Лиги чемпионов.
– Как игроки реагируют на внимание к себе? Камеры целы?– Реагируют положительно. Кто-то улыбается, кто-то машет рукой. Правда, есть некоторые тренеры, которые очень не любят камеру, следящую за ними у скамейки запасных.
– Например?– Главный тренер «Сатурна» Владимир Вайсс. Иногда он рукой отворачивает объектив камеры в сторону.
– Качество изображения из регионов падает из-за старой техники на местах…– Да, у региональных компаний, которые предоставляют картинку, нет средств на модернизацию. Передвижная телестанция, например, стоит 20 млн. долларов.
– В 2008 году в «Лужниках» пройдет финал Лиги чемпионов. Какие дополнительные камеры будет использовать «НТВ—Плюс»?– Например, spider-камеру (от англ. spider – паук). Она будет двигаться над полем на специальных тросах. Так можно рассмотреть направление атаки и общий план. Планируем установить камеру на вертолете – для съемок антуража ночных «Лужников».
ДОСЛОВНО– Первый раз слышу о претензиях телевизионщиков Первого канала о том, что биотуалеты попадают в кадр. Если есть такая проблема – исправим. Уверен, матчи «Ростова» еще покажут на центральном телевидении.
Рохус ШОХ, генеральный директор «Ростова» – Я не могу сказать, что не люблю, когда на протяжении всего матча нахожусь под прицелом камеры. Но когда оператор подходит очень близко, буквально к лицу – это слишком. Вот я и подвинул камеру чуть в сторону. Это впервые произошло – все из-за эмоций.
Владимир ВАЙСС, главный тренер «Сатурна»