Юрий Семин остался. Болельщики кричат «Ура!». Наконец-то. Наконец-то они кричат «Ура!», хотя вокруг беда. Наконец-то терпение, к которому я на страницах «Спорта» призывал болельщиков «Локо» все последние годы, обещает стать именно терпением. Категорией, скажу так, вневременной. Не «до зарплаты», а вообще... Кредит доверия. Полжизни ты — на имя. Потом — оно на тебя. Думаю, что эта поддержка Юрию Палычу по-человечески дороже иного чемпионства... Это доверие из разряда тех, когда «в горести согласны плакать вместе»... Самое дорогое и человечное. Я много лет говорил: у ЦСКА и «Спартака» это уже было, это они проходили. А «Локо» — еще нет. На меня обижались... Теперь, думаю, многие поймут.
Хотя сезон провален по-всякому. Попытка собрать из отличного, в общем-то, состава, игру наподобие испанской сборной, легкую и техничную, провалилась. Семин, чего там скрывать, истерил. Он не был согласен, что вот такой пазл не складывается. Он не хотел складывать другой. Упорствовал. А потом начал метаться. Мне даже казалось позволительным применить такую аналогию: приехал к вам в гости батя. Вы живете в квартире, которую он вам когда-то подарил. Вы рады, садитесь к обеду. И он говорит: «Ты сядешь здесь, а ты — вот тут». «Бать, — говорим, — а мы по-другому сидели. Привыкли уже...» Или молчим и садимся, как скажут. Два варианта. Ни один из них не говорит о том, что кто-то кого-то не любит. И оба говорят о том, что с годами работать в унисон, сохранять контакт каждую секунду все трудней. И непонимание какой-то малости может выпустить нервы наружу в любой момент. Тут никто не виноват — это просто жизнь. Думаю, за этим самым Палычу и нужен был Лоськов, а не за десятью голами.
В «Локо» Юрий Павлович Семин никогда не согласен был (и никогда не будет согласен) быть ТОЛЬКО главным тренером, что бы он по этому поводу в интервью ни говорил. И его, согласитесь, можно понять. Его уже звали президентом. Без возможности тренировать. Разве сумел он уберечься от уколов в адрес руководства? Разве теперь, будучи только тренером, он может уберечься от того же? Причина? Да она проста (или сложна), как мир: «Это мой клуб!». И разве есть человек, который может в отношении «Локомотива» сказать такое с большим правом?
Признав такой заход единственно правильным, становишься дальше заложником. Принимая (а если не принимаешь, то это просто капризы и дальше ты будешь искать виноватых по кругу везде, кроме зеркала) как данность и то, что Юрий Палыч не становится моложе. И то, что времена, когда бюджет «Локо» превосходил бюджет, к примеру, «Амкара» раз в пятнадцать, уже давно ушли. И то, что раньше про слово «селекция» знали не в каждом клубе, а теперь знают в каждом (это как интернет или мобильники). И что «поднимать клуб вдвоем» (как это делали когда-то Семин с Валерием Филатовым) нынче едва ли возможно. «А Гинер?» — спросят у меня. Стоп. Гинер — гений. Он один такой.
Я никогда не скрывал, что считал и считаю многолетнюю критику Сергея Липатова митинговщиной из серии «Горбачев все развалил», не аргументированной ничем, кроме мест в таблице. Сам же я считал и считаю Липатова сильным менеджером плюс порядочным человеком. Он не злорадствует сейчас (хотя и мог бы). Во времена его правления ошибок арбитров «в пользу» «Локо» никогда не было больше, чем наоборот. До сих пор у меня перед глазами стоит матч с безнадежным «Торпедо», когда арбитр Николаев не засчитал то ли три, то ли четыре чистых гола в ворота черно-белых. «Торпедо» было обречено, «Локо» очки нужны были до зарезу. Все это совершенно ясно (примеров таких достаточно) свидетельствует лично для меня об одном: Липатов как минимум не работал с судьями. И это очень сильно влияет (опять же, лично для меня) на его человеческую оценку. «Почему тогда не вышло?» — спросят. Думаю, вот почему.
Липатов — человек, если угодно, западный. Когда Лоськов переходил в «Сатурн», он все равно (зная, что будут трепать) собрал прессуху на 25 человек. Кто бы такое еще сделал? И что? Расшаркались перед ним за это? Благодарили: открытый, мол, контактный? Да нет. Просто еще человек двадцать (помимо обыкновенного числа) получили возможность поперемывать косточки. Беда Липатова, думаю, в том, что он пытался построить нечто такое, что рано-поздно закрутилось бы само по себе. На Западе это — плюс. У нас — минус. Вообще модель «акционер (Якунин) — совет директоров (Липатов) — президент (Филатов, потом Семин, потом Наумов) — тренер (Муслин, потом Долматов, потом Бышовец, потом Рахимов)» — виделась мне слишком громоздкой. Ну, скажите объективно: может ли государственный человек Владимир Якунин ВСЕ свое время отдавать «Локо»? Нет же? Может ли, к примеру, Юрий Палыч на президентском посту, но с пониманием, что львиная доля полномочий уходит в совет директоров, не чувствовать себя свадебным генералом?
Мне эта модель виделась ракетой, у которой одна (минимум одна) лишняя ступень. Ну или составом с одним (минимум) лишним вагоном. Это — еще раз — западный вариант. У нас же (везде, начиная с устройства государственной машины вообще) должен быть один человек, контролирующий все дела «сверху донизу и наоборот». И принимающий все решения. Гениальность Гинера в том и состоит, что он все это понял — и все это исполняет. Ведь это только ему удалось заставить Газзаева (а у Валерия Георгиевича, согласитесь, тоже немало было резонов говорить: «ЦСКА — это я») быть тренером и только. И то, согласитесь, не сразу. Было же и полгода с Жорже, и еще много чего. То есть даже ЦСКА шел к своим победам, спотыкаясь...
«Локомотиву» в силу большей громоздкости клубной структуры этого времени объективно нужно было еще больше. А болельщики были моложе и нетерпеливее. Вот и выходило что выходило... А нагнать нужно было (хотя на самом деле не нужно было!) одним скачком.
Думаю, что рывок «Локо» во втором круге прошлого чемпионата многими (каюсь, и мной тоже) был воспринят как чудо. И Палыч был воспринят как «волшебник в голубом вертолете». Истерика последних туров говорит о том, что так же думали и многие игроки. И, похоже, сам Юрий Палыч. За Семина у меня особых беспокойств нет. Он дядя какой угодно, но только не наивный. Он разберется. И с нервами, и со схемами. А вот игроцкое «не понимаем, почему не выходит» вполне может привести к поискам виноватого в этом. Первым пунктом поиска вполне может быть тренер...
Тем более что сейчас назрел очередной конфликт между тренером и новым президентом. У меня нет сомнений, что Ольга Смородская могла появиться на этом посту только по прямому указанию Владимира Якунина. И по его же согласию (активному или молчаливому) ведет ту политику, какую ведет. Ежегодные стомиллионные вливания не дают результата? Значит, надо чуток (или не чуток?) их подрезать. «Политика продаж» не может быть не одобрена на самом верху. В клубной структуре «Локо» человек, самовольно «исполняющий» такие штуки, не продержался бы на своем посту и двух недель.
Не надо считать Смородскую монстром. Как не надо считать, что она права абсолютно и во всем. Обычный антикризисный менеджер, с открытыми глазами идущая на то, что именно ей надо совершить непопулярные поступки и быть за это критикуемой всеми — и нещадно. Женщина волевая, выдержит. Меня лично не сильно занимает вопрос, будет ли она президентствовать в «Локомотиве» десять лет или, наоборот, «сократит зарплатную ведомость», расчистит площадку для кого-то другого — и уйдет. Мне интереснее другое. Эти августовские продажи — возможность накопить силы (и деньги!) перед новым сезоном (раз уж этот все равно провален)? Или сокращение бюджета носит стратегический характер? Ясное дело, главный акционер «Локомотива» по этому поводу никаких объяснений сейчас давать не будет (и правильно!). Стало быть, об этом мы узнаем только в межсезонье...
А вот Юрий Палыч, допускаю, ответ на этот вопрос знает уже сейчас. Ведь о чем-то говорилось на совете, да? И наверняка вопрос «Останется ли Семин?» не был тождествен вопросу «Снимут или нет?». Он фигура такого масштаба, что вполне мог бы и сам уйти. Так что еще недавно я допускал, что сам он согласится только на первый вариант. На вариант: «Купите мне тех, кого скажу — и я попробую опять догнать всех одним прыжком». Но теперь, после безусловной болельщицкой поддержки, я допускаю и второй вариант. Что он будет готов работать и в условиях усеченного бюджета. И, так сказать, строить «Локо» во второй раз. Может, даже и «почти с нулей».
Он уже не так молод, да. Но это — единственный человек, при котором возможно совместное (для клубных, командных и болельщицких структур) возрождение «Локомотива». Любой другой, придя на его место (Газзаев, Бышовец, Кобелев, кто угодно), был бы изодран в клочья при первой же неудаче. И болельщицкий негатив в адрес Смородской все равно продолжал бы изливаться. Хорошая получилась бы ситуация... Сейчас, если бы Семин ушел, прийти в «Локо» согласился бы либо самоубийца, либо человек, комплекс амбиций которого съедает его целиком.
Я даже допускаю, что возможно (ну, скажем, зимой) совмещение Семиным постов тренера и президента. Хотя никого не буду чесать за ухом и приговаривать: «И тогда будет небо в алмазах». Это далеко не факт. До неба надо долететь, а алмазы там развесить. Это труд. И время.
Хочу надеяться, что этого времени теперь будет у «Локомотива» в достатке. Потому что «мне казалось, что я достиг дна, когда снизу постучали». И еще я очень хочу увидеть одну вещь. Я никогда не был поклонником Бориса Ельцина, даром что и коммунистов никогда не любил. Но разговор не об этом. Я не любил Ельцина. Но признаю охотно, что он ушел красиво. Я хочу, чтобы когда-нибудь Юрий Палыч ушел ровно так же. Чтобы привел САМ своего преемника (не спешите подсказывать, Маминов, мол, Овчинников... Может быть, это будет вообще кто-то нам сейчас совершенно незнакомый) — и сказал бы: «Вот...» И тогда большая часть того кредита доверия, что есть сейчас у Семина, перебросится на его преемника... И болельщики согласны будут быть вместе с новым главным не только в минуты побед. Это куда важнее, чем попасть в еврокубки на следующий год, к примеру…
Юрий Розанов