Переход полузащитника сборной России из “Локомотива” в “Спартак” стал одним из самых заметных эпизодов зимней кампании. Рассказываем о деталях этой громкой истории.
ИНТЕРЕС “СПАРТАКА”
- Был утвержден и трансферный бюджет, но я его не озвучу. Шорт-листы футболистов, по которым мы планируем работать, завизированы. Готовились они совместно с главным тренером, генеральный директор Сергей Родионов докладывал этот документ вместе с Массимо Каррерой, - это высказывание заместителя председателя совета директоров “Спартака” Александра Жиркова после заседания, состоявшегося сразу после окончания осенней части чемпионата России.
К тому времени красно-белые уже знали о желании Самедова сменить команду и о готовности “Локо” его продать. Никто, конечно, сейчас не подтвердит, но, полагаю, в утвержденном трансферном бюджете фигурировала и сумма на приобретение хавбека - пять миллионов евро.
Регламент четко прописывает правила ведения переговоров - обращения представителей одного клуба к игроку другого разрешены либо с согласия работодателя, либо в период за полгода до завершения срока действующего соглашения. В России, разумеется, своя специфика, и потому никого не удивляют заявления представителей “Рубина” о том, что “Миранчук хочет играть у нас”, но в футболе европейском нормы в целом соблюдаются.
У Самедова был длительный контракт с “Локо” (до конца сезона-2018/19), и когда к игроку в конце октября - начале ноября пришли с соответствующим вопросом, тот ответил: “Обращайтесь в клуб. Решение должны принять там”.
На тот момент пост спортивного директора “Локо” занимал Игорь Корнеев, и о том, что экс-футболист сборной России может покинуть его, станет известно только ближе к концу ноября. Почему Корнеев ушел (о вероятности такого сценария “СЭ” сообщил 29 ноября), до сих пор остается загадкой. Президент железнодорожников Илья Геркус на встрече в редакции “СЭ” сказал следующее: “Были причины. Мы предпочитаем о них не распространяться”.
Связаться с Корнеевым не удается уже довольно долго. Остается предполагать, что к Корнееву были претензии: а) по завышенному предложению по новому контракту Чорлуки сроком на 4 года и, по некоторым данным, с зарплатой 4 миллиона евро; б) по первой “оферте” (в кавычках, потому что документально она, судя по всему, не была оформлена) по продлению контракта с Алексеем Миранчуком - с явно завышенными выплатами по подъемным; в) вероятно, по началу работы над трансфером Самедова.
Пишу в предполагаемом ключе, надеясь на желание Корнеева прояснить ситуацию по всем перечисленным выше моментам. Что касается Самедова, то уже не секрет, что первым предложением “Спартака” стала сумма в два миллиона евро. Возможно, “Локо”, опираясь на мнение Корнеева, согласился вести переговоры и всерьез рассматривал вариант “два миллиона”.
Спустя некоторое время Корнеев покинул клуб. После этого “Локомотив” занял позицию “два миллиона - это несерьезно”, несмотря на то что к тому моменту сам футболист уже не был игроком основного состава. Юрий Семин сослал его в дубль.
РАЗГОВОР С СЕМИНЫМ
В начале декабря, накануне матча с “Томью”, Самедова вызвал Семин.
После игры главный тренер железнодорожников сказал следующее:
- Ситуация простая. Самедов непонравился мне ни на тренировке, ни во время разговора. Я не увидел у него мотивации.
-Может, это связано стем, что Александр готовится перейти в“Спартак”?-В таких ситуациях действительно бывает, что дело в предстоящей смене команды. Но это дела Самедова, не мои. А то получается, он уходит, а проблемы у меня. Играть должны те, кто хочет, кто душой и сердцем в“Локо”.
Что произошло? Сам футболист предпочитает не вступать в публичную полемику. Всю правду знают двое, но подробности того разговора футболиста с тренером уже давно не секрет. Самедов, как говорят, услышав о том, что уход к конкурентам равносилен предательству, стал возражать - он готов играть, несмотря на некоторые проблемы с ногой, когда с пальца сходит ноготь, это неприятно, но терпимо. Обычная производственная травма, которая, впрочем, не может заставить игроков пропускать матчи.
В тот же вечер, после разговора с Семиным, Самедов покинул базу и вскоре оказался в дубле. Это случилось в начале декабря, когда “Локо” знал о предложении в два миллиона евро, а “Спартак” понимал, что прописанная сумма отступных позволяет железнодорожникам стоять на своем хоть всю зиму.
Геркус справедливо стоит за своего тренера, говоря о том, что ссылка в дубль никак не повлияла на переговоры и сумму трансфера. На мой взгляд, это, однако, не так. “Спартак” хотел приобрести футболиста сборной и лидера “Локо”, а в декабре внезапно увидел, что борется за 32-летнего дублера. Задаваясь вопросом: 5 миллионов евро - не слишком ли высока цена?
Впрочем, к тому моменту “Спартак” уже был уверен, что дело только в сумме. Знал это и сам Александр.
ФИНАЛЬНАЯ ЦЕНА
Почему “Локо” не так уж и сильно держался за своего капитана? Ответ можно поискать не только в, мягко говоря, недопонимании футболиста с Семиным.
Российские клубы аккуратно следят за соответствием фэйр-плей. “Локо” - вдвойне аккуратно. Напомню, в июне 2015-го клуб достиг соглашения с УЕФА: согласно его условиям, железнодорожники должны выплатить пять миллионов евро, которые будут удержаны из любых доходов за выступления в еврокубках, из этой суммы 3,5 миллиона считаются условными и могут быть отменены при соблюдении ряда мер.
Договоренность рассчитана на сезоны-2015/16, -2016/17 и -2017/18, в ходе которых “Локо” должен соблюдать правило безубыточности: по итогам 2015 года дефицит бюджета не должен превышать 20 миллионов евро, а в 2016-м - 10 миллионов. Эти ограничения могли быть сняты в сезоне-2016/17, если бы соблюдались оперативные и финансовые меры, введенные соглашением.
Но, судя по тому, как железнодорожники прошли зимнюю трансферную кампанию, ситуация остается сложной. “Локо” предпочитает аренды, а участники рынка говорят о том, что этой зимой клуб мог потратить на игрока не более одного миллиона евро. При этом в январе должен был прийти перевод от “Эвертона” за Ньясса (около 5 миллиона евро), “Спартак” заплатил за Самедова. Но крупных покупок не совершалось.
Приведу фрагмент мартовского диалога с президентом “Локо” в редакции “СЭ”.
- В одном из первых интервью на посту президента клуба вы говорили о том, что ситуация с бюджетом “Локомотива” умеренно тяжелая из-за финансового фэйр-плей. Сейчас что-то изменилось?- Прорывов с тех пор нет. Мы делаем то, что нужно. И понимаем, что бОльшая часть работы впереди. Надо признать, что в перспективе мы намерены разгружать платежную ведомость. И должны прорабатывать различные альтернативы.
- Если бы не продали Самедова в “Спартак”, был бы шанс не пройти финальную финансовую проверку УЕФА?- Он и сейчас остается. Но, не продай мы футболиста, этот шанс был бы еще выше.
Что это значит? По всей видимости, расточительность при трансферах в прошлые годы плюс запутанная история с компенсацией Диарра клубу (напомню, француз разорвал контракт, за что в итоге был оштрафован на 10 миллионов евро) делает шанс не пройти финальную проверку УЕФА не таким уж и призрачным.
…Но вернемся к Самедову. После нескольких консультаций руководителей клубов (со стороны “Спартака” переход вел Жирков, со стороны “Локо” - Геркус) решение оказалось найдено. В марте в редакции “СЭ” журналисты спросили руководителя “Локо”:
- В итоге сумма трансфера Самедова составила менее четырех миллионов евро?- Да, примерно так, - прозвучал ответ. - Даже сужу - между тремя с половиной и четырьмя. Это компромиссная цифра, она нас вполне устраивает.
По информации “СЭ”, точная сумма - 3,75 миллиона евро. Такая указана в договоре между клубами.
Что касается условий личного контракта, то Самедов с переходом в новую-старую команду потерял в зарплате. Незначительно, учитывая фигурирующие в российском футболе цифры, но все же - около 200 тысяч евро.
В целом стоит признать, что переход оказался выгоден всем. Футболист, похоже, закрепился в основном составе и забил важный гол в ворота “Анжи”, “Локо” получил около 4 миллионов евро и разгрузил платежную ведомость, “Спартак” близок к титулу.
Кроме того, красно-белым в ходе переговоров удалось отстоять право футболиста выйти на поле в матче со своей бывшей командой. И, значит, единственной интригой останется то, как игрок отреагирует на свой гол, случись он.
Интрига!
Сергей ЕГОРОВВ ЧЕТЫРЕХ МОСКОВСКИХ КЛУБАХ ИГРАЛИ ЛИШЬ ДВОЕ ФУТБОЛИСТОВ
Александр Самедов, за свою карьеру сменивший четыре московских клуба (“Спартак”, “Локомотив”, “Москва”, Динамо”), стал соавтором уникального в этом плане достижения. До него лишь Александр Бородкин выходил на поле в футболках четырех разных столичных клубов (“Динамо”, “Торпедо”, ЦСКА, “Торпедо-ЗИЛ”). Стоит заметить, что, карьера нынешнего спартаковца прошла исключительно в московских клубах, в то время как Бородкин играл еще в “Ростсельмаше” и “Тюмени”.
САМЕДОВ ПРОИГРАЛ ВСЕ ПЕРВЫЕ МАТЧИ ПРОТИВ БЫВШИХ КОМАНД
0 побед одержали новые команды Александра Самедова над его бывшими в первых матчах после перехода полузащитника. В 2006 году “Локомотив” проиграл “Спартаку” - 1:2, а в 2012-м “Динамо” - 2:3, “Москва” же в 2008-м была разгромлена железнодорожниками - 0:3.
6 голов в ворота “Спартака” забил после ухода в “Краснодар” Ари. Нападающий, перебравшийся зимой в “Локомотив”, сыграл против красно-белых шесть матчей, в которых его команда одержала три победы при трех поражениях (мячи 13-7).
Кирилл БУРДАКОВ