Новый тренер ЦСКА Зико пока не убил в себе игрока. Фото: pfc-cska.com
Недавно в прессе пробежался по списку новых учеников Высшей школы тренеров. Отличные футболисты, звезды своего поколения, кое-кого знаю не понаслышке. И ведь иной раз я задавался вопросом, а кто же из них в действительности потом будет нести эту тяжкую ответственность за результат.
Увидеть в игроке тренера почти невозможно. Да, аналитический склад ума, да, сильный характер – это все из незыблемого. Однако такой же неотъемлемой является внутренняя готовность, пропитанная пониманием, что, как и зачем нужно делать, чтобы хотя бы стартовать в этой профессии. Не повторение на автомате заезженных формулировок «не мыслю себя вне футбола», а потому «иду в ВШТ», а реальное осознание себя как человека хотя бы с задатками видения.
И у нас очень часто ВИДЕНИЕ путают с ПРЕДПОЧТЕНИЕМ. Второе проявляется в связи с глаголами «нравиться», «импонировать». В основном, у нас любят кивать на романцевский «Спартак», да на семинский «Локомотив». В свое время Валентину Бубукину нравилась работа Михаила Якушина, и он попросил у великого наставника конспекты, на что Михаил Иосифович Валентину Борисовичу ответил: «Валь, конспекты я тебе дам, но ты же не станешь Якушиным».
Чужой конспект в лучшем случае даст тебе правильное напутствие к установке. Но установка – это всего лишь тост, только в руке у тебя вместо рюмки блокнот. За столом ты желаешь… В раздевалке тоже желаешь. Но сбудутся ли мечты, решать людям. В нашем случае – игрокам.
Некоторые тренеры – с характером, с аналитическим складом, – после одного матча своей команды говорят, что футболисты выполнили установку, а после следующего – что игры не получилось. Подобный дисбаланс говорит о нечеткой игровой линии тренера. О том, что установочные пожелания не подкреплены в должной степени действиями – тренировочным процессом, который постоянно видоизменяется, отчего конспект выдающегося тренера в твоих руках становится не основой труда, а всего лишь музейной реликвией. Подходить к полюбившемуся стилю нужно не со слов, а с упражнений, до которых ты дошел сам, и знаешь цель каждого движения. Ведь постановка игры – это не жужжание над головами футболистов «держите мяч», это отработка множества упражнений с мячом, выдержанных в одном стиле, и направленных на сохранение стиля, что автоматизирует игроков под конкретный футбол. Возьмите ветеранов «Спартака», они безо всякой установки выходят играть, и видно, кто их учил. Соберите же бывших из большинства других клубов, во что они будут играть?..
Как-то мне довелось наблюдать за тренировкой «Челси» Жозе Моуринью. В одном занятии 7 видов упражнений, из которых 5 – «квадраты» разной направленности. После такого разнообразного, но одностилевого тренинга футболисты выйдут, и будут командой, каждое действие которой выверено. А представьте, им в начале дали бы кросс вокруг поля, а затем, когда у всех язык на плече, кинули бы мяч… Кстати, многие тренеры используют в тренировках «квадрат» – великое изобретение Константина Ивановича, – но понял его истинное назначение только один человек. Олег Романцев.
Рашид Рахимов как-то гордо произнес: «Если увижу в тренировке какого-то клуба некое упражнение, сам ни за что не буду его применять», – категорично, но Рашид прав, потому как цельной игры путем копирования ты ни за что не добьешься. Пока он не достиг результата в «Локомотиве», но его репутация тренера ищущего себя придает руководителям клуба уверенности. Этот процесс может занимать не один год, поэтому начинающим специалистам не рекомендуют браться сразу за те команды, которые из года в год борются за максимальный результат.
Сам я познавал футбол у Бескова, Лобановского, Боброва, Шапошникова. Стиль каждого из них мне нравился. Но к видению своему я пришел, так скажем, с низов. Еще будучи игроком ЦСКА, я дружил с Вадимом Осадчим, детским тренером ДЮСШ Тимирязевского района, и мы уже тогда задавались насущным по сей день вопросом: «Почему у наших футболистов такая плохая техника?». Стали анализировать и постепенно пришли к тому, что уверенная, координированная техника достигается путем контроля мяча – и желательно в самых неудобных условиях: например, Зико сейчас дает упражнения армейцам на игру одной ногой и обязательных трех касаниях. Для чего? Для правильной расстановки ног во время владения мячом, то есть для координации техники. Только при умении контролировать мяч игрок способен расти.
Итак, закончив карьеру игрока, я уже ментально знал цену комбинационной игры. И первый мой опыт состоялся в 1989 году. Солнечная Армения. Южный темперамент и слабая система подготовки, чем всегда эта республика негативно отличалась от соседней Грузии. «Котайк» (Абовян), главный тренер которого мой давний товарищ Назар Петросян. По его приглашению я стал консультантом, Осадчий – вторым тренером. Стали применять методику собственного производства, и добились девятого места в союзной первой лиге, что для нестоличного армянского города было потрясающим успехом. Нынешний доктор наук РГУФК, известный преподаватель ВШТ Борис Чирва увидел у меня данную методику в грозненском «Тереке» и затем обосновал ее научно, назвав «техникой в шаге».
Мне думается, из нынешнего состава слушателей ВШТ есть предварительные тренерские задатки у Радимова и Аленичева. Сказать нечто большее пока сложно. Наше ремесло любит неотрывную любовь, без долгих выжиданий, поэтому нет у меня уверенности в благоприятном наставническом будущем Саши Мостового, который давно говорит, что поработал бы тренером, да предложений нет… По-моему, ему больше подошла бы роль менеджера, может, спортивного директора. Хотя когда-то Анатолий Тарасов говорил, что не выйдет тренера из Газзаева. Как показало время, великий хоккейный тренер в этой части футбольной истории ошибся.
Вообще, с нынешними молодыми тренерами я связываю еще и решение такой проблемы, как наличие у игроков непонятной психологии. Раньше-то мы ходили строем, а сегодня у многих футболистов чересчур большая привязанность к околофутбольным вещам. Профессионализм современного спортсмена требует каких-то новых качественных критериев. И еще бы мне хотелось, чтоб нашему талантливому поколению игроков повезло, и они бы попали в «свои» клубы, важность чего всегда подчеркивал Романцев, которому на важнейшем этапе карьеры доверял Старостин. Как Кройф доверял Рейкаарду и доверяет Гвардьоле в «Барселоне». И это не нечто расплывчато-духовное, а самое-самое стилевое. Хранитель традиций – он же и хранитель стиля. А везение – понятие хоть из категории мистики, но в победах оно необходимо даже великим мастерам.