Евгений Бушманов подтвердил информацию о своём уходе из тренерского штаба "Локомотива", объяснил причины неудачного выступления клуба в сезоне и рассказал о своих планах на будущее.
— Евгений, вы четыре года проработали главным тренером дублирующих команд "Шинника" и "Сатурна", а перед началом минувшего сезона пошли на повышение, став помощником Рашида Рахимова в "Локомотиве". Как оцениваете свою работу на новом посту? — В целом положительно. В этом году удалось поработать в тренерском штабе команды, которая по статусу является одним из лидеров нашего футбола. Клуб с отличной инфраструктурой и неплохим подбором игроков. Поэтому уходящий год получился очень полезным для меня. Единственное, что огорчает, – команда не добилась желаемого результата.
— Всё, как известно, познается в сравнении. Насколько уместно сравнивать работу главного тренера дубля и помощника главного тренера команды Премьер-Лиги? — Функции, безусловно, разные. Конечно, дубль есть дубль, но ты его главный тренер и фактически отвечаешь за всё: за подготовку кадров, за качество игры. Пусть ответственность не такая высокая, как в Премьер-Лиге, но ты сам ставишь перед собой задачи и решаешь их. В "Локомотиве" за результат отвечал главный тренер, а моя задача заключалась в том, чтобы эффективно помогать ему. Естественно, мои функции были не такими широкими, как раньше.
— А какие именно задачи и обязанности были возложены на вас в "Локомотиве"? — Я готовил для главного тренера детальный анализ игры предстоящего соперника. Изучал, к примеру, состав, тактическую схему будущих оппонентов. Мне было очень интересно заниматься этой работой. За минувший сезон я увидел в действии практически все клубы Премьер-Лиги.
— Подключал ли вас Рашид Рахимов непосредственно к тренировочному процессу при подготовке к матчу или дело ограничивалось лишь сбором информации? — Естественно, я участвовал в тренировочном процессе. У Рашида, к слову, он очень интересный: много разнообразных упражнений, которые редко повторяются.
— Если в Европе считается в порядке вещей, когда у рулевого команды может быть с десяток помощников, то в России Рахимов, пожалуй, единственный специалист, в тренерском штабе которого трудится так много человек. Насколько вам было комфортно работать в таком большом коллективе? — Я считаю, что такой подход имеет право на жизнь, и в будущем наш футбол будет двигаться именно в этом направлении. На мой взгляд, главный тренер вместе с помощниками должен планировать тренировочный процесс, но сам принимать участие в нём в качестве наблюдателя. То есть видеть этот процесс со стороны, не погружаясь в него полностью. Ведь когда ты погружаешься внутрь, ты, безусловно, видишь мелочи, но общую картину видно не всегда. А чтобы этого не происходило, нужны помощники, которые хорошо тебя понимают, разделяют твою тренерскую философию, знают, что ты хочешь от команды в целом, и каждого игрока в отдельности. В этом, мне кажется, и был смысл приглашения такого количества помощников.
— А как, скажем, проходило обсуждение состава на матч: коллегиально или Рахимов в этом вопросе предпочитал принимать решение самостоятельно? — У каждого тренера это происходит по-разному. В "Сатурне", скажем, я видел, как работает Гаджи Гаджиев. Он часто собирал помощников и дискутировал с ними на тему тактической схемы и кто должен играть в основе. В любом случае последнее слово оставалось за главным тренером. В "Локомотиве" Рашид практически не проводил совместных дискуссий на эту тему. Разве только со своим ближайшим помощником, который пришёл вместе с ним из "Амкара".
— Ответьте на самый главный и в то же время больной вопрос для всех болельщиков "Локомотива": почему Рахимову не удалось добиться с командой поставленной задачи? — Официальную версию - почему получилось или не получилось - должны высказать президент клуба или главный тренер. С моей точки зрения, в "Локомотиве" было много лишних людей.
— Речь, полагаю, идёт о легионерах? — Да. Сейчас в "Локомотиве" пришли к тому, что надо продавать многих иностранцев. Но, на мой взгляд, это надо было делать раньше. Очевидно, что многие люди, не буду называть их фамилий, не только не помогали клубу, но и мешали. В такой ситуации очень сложно рассчитывать на какой-то результат. Команда должна быть единым целым и двигаться к поставленной цели. А если люди разрозненны, каждый решает свои задачи, то в таких условиях достичь положительного результата невозможно. При этом такая атмосфера отражается не в лучшую сторону и на тех, кто действительно хочет и старается чего-то добиться.
— Почему в следующем году не продолжите работу в "Локомотиве"? — Мой контракт истекает 31 декабря и по обоюдному решению продлён не будет. У меня уже состоялся разговор с Рашидом Рахимовым, мы поблагодарили друг друга за совместную работу. Теперь бы мне хотелось начать самостоятельную работу в качестве главного тренера клуба Премьер-Лиги. Уверен, что опыт и знания, которые мною были накоплены за время работы в "Шиннике", "Сатурне" и "Локомотиве", помогут в этом.
— У вас уже есть какие-то конкретные предложения от потенциальных работодателей? — Были летом от клубов Премьер-Лиги и из первого дивизиона. Сейчас пока нет. Единственное, мне бы хотелось работать в той команде, где создаются условия для развития.