«Cause this is my life, my friend And this is my time to stand. 'Cause this is my life, my friend And I can't be no one else…»
Каждый раз, думая над анонсом для очередного интервью, я пытаюсь вместить в пару строк не просто краткое содержание материала, но и поделиться с вами собственными эмоциями от разговора. Ко всему прочему текст должен ещё и привлекать внимание, быть по возможности высокохудожественным – и соответствовать еще десятку моих личных творческих заморочек. Но сейчас я в первую очередь хочу сказать спасибо Olimpiad’е, без которой этого материала не было бы вовсе, и которая является полноправным его соавтором. Тандем разогнался – дай боже!))
…По окончании сезона в КФК мы с капитаном молодёжного состава «Локомотива-2» говорили о любительском и профессиональном футболе, о важности хорошего коллектива в команде, о вспыльчивости и трудолюбии. И глядя на собеседника, мне очень хотелось, чтобы важность фарм-клуба понимали не только сами игроки и пара десятков болельщиков – но и большинство фанатов, и руководство главной команды. А что до эмоций…
Игорь Землянский - самый светлый человек из футбольного мира, которого мне приходилось встречать.
«Приехал покорять Москву»
- Как ты начал играть в футбол? - Я в восемь лет в него пришёл. До этого занимался борьбой – да чем только не занимался! У меня просто отец в детстве играл, но у него такой карьеры не получилось. Он всю жизнь хотел, чтобы я обязательно заиграл, всегда подталкивал меня к этому. И вот в 12 лет меня отдали в «Кубань». А в 15 лет я на турнире был в Адлере, там разные команды собирались, даже с Украины был «Шахтёр». И там меня заметили, предложили в «Локомотив» приехать. Так с 15 лет я в «Локомотиве».
- А как оказался в «Локо-2»? - Когда я школу закончил, с дублем не получилось. Уехал к себе обратно на юг играть, играл там нормально. Однажды вечером позвонили, когда только собирались в КФК заявляться. Позвонил начальник команды, говорит: так и так, мы наводили о тебе сведения; ты воспитанник, мы хотим, чтобы ты вернулся. Я сначала не поверил, думал, кто-то шутит из друзей, но потом ещё раз перезвонили - и действительно… Приехал, познакомился с командой, с тренерами. Так и попал в «Локомотив-2».
- Ты родился в Краснодарском крае… - Нет, я родился в Ростовской области, но как только родился – да, сразу в Краснодарский край, в город Ейск мы переехали.
- Когда переехал в Москву – как привыкал к этому городу? И сейчас можешь ли ты себя назвать москвичом, или так и остался «парнем из провинции»? - Когда приехал – поначалу тяжело было очень. Всё быстро здесь. У нас немного по-другому, людей меньше. Где я живу – у нас город маленький, все друг друга знают. А здесь непривычно. Метро – тоже, у нас такого не было и нет, для меня это было непривычно. Сейчас уже освоился, можно сказать, свой… Но всё равно я не москвич, и никогда им не буду. Я бы даже и не хотел им стать. Я из провинции, и останусь таким. Можно сказать, приехал покорять Москву. Но пока не очень хорошо это получается… Будем стремиться, чтобы лучше было.
- Ты провёл больше всех матчей за «Локо-2» в дебютном сезоне. С какими эмоциями вспоминается 2008 год? - Это новый уровень был. Потому что в дубле у меня не получилось, и когда я уехал на юг – всё равно было не то. Москва есть Москва. Эмоции были очень сильные, хотелось сразу, с каждой игрой прибавлять. Понимал, что надо здесь работать, что больше такого шанса не будет, может не предвидеться. Очень были положительные эмоции, особенно от коллектива, который у нас тогда сложился, от тренерского штаба. Просто всё хорошо было и прекрасно.
«Неприятно при пустых трибунах играть»
- Тогда вы завоевали первые медали, сейчас – серебро с ЛФК. Как оцениваешь для себя прошедший сезон 2010? - В прошлом сезоне я мало играл, и многое потерял, наверное. А в этом году была очень большая игровая практика, я чувствую, что прибавил. И показатель здесь – игра против основы на турнире. В том году, когда играли с главной командой, я намного хуже играл. Понятно, что с ними всегда тяжело играть, но в той игре и правда много очень проигрывал. А после этого матча понял, что во многом прибавил, и сейчас на правильном пути.
- Любительская лига – довольно специфический турнир, болельщики про него мало что знают, мало внимания. Как играть при пустых трибунах? - Конечно, не очень приятно, больше нравится, когда болельщики есть. Но вы знаете, всё равно приходили фанаты. Было очень приятно, когда мы играли с «Приалитом» реутовским, там пришло много болельщиков их команды. Но и очень тяжело было: нас там не очень хорошо приняли, чуть до драки не доходило, прямо с трибун на нас лезли. А так – да, неприятно при пустых трибунах играть, хочется, чтобы были болельщики.
- При отсутствии зрителей какая для тебя главная мотивация, когда ты выходишь на футбольное поле? - Доказывать. Всё равно люди приходят, смотрят. И основной команде «Локомотива-2» доказывать, что ты есть, что ты тоже чего-то стоишь. Тренера ведь приходят, смотрят. Моя мотивация – что я должен прогрессировать, что я должен показывать всё лучший и лучший футбол.
- ЛФК «Локомотив-2» - команда молодая в том плане, что большинство игроков 1992-1993 годов рождения. Из «стариков» - только ты (1989) и Давид Гудзуадзе (1986). Как играть со вчерашними выпускниками школы? - Да очень хорошо. У нас же не особо большая разница – всего три года. Я всех ребят знал, когда ещё сам выпускался, а они были чуть помладше. Мы все прекрасно друг друга знаем. Я никогда в жизни не буду себя ставить выше. «Младше-старше…» Мы все были на одном уровне, у нас хороший коллектив. Все дружили, все друг друга поддерживали. И сейчас мы будем так же продолжать. Всегда были хорошие отношения. В 2008 году, когда у нас команда создавалась, я помню: Олег Пашинин всегда говорил, что всё может быть – но нужно всегда быть дружными, потому что только всем вместе можно чего-то добиться. Об этом мы все и думали. И Нарвик Загидинович нас всех сплотил.
- Как ты считаешь, если выпустить на поле вчерашних выпускников, это будет сильно отличаться от той ситуации, при которой в команде играет один-два более опытных игрока? - Я даже не знаю… Это надо посмотреть на практике, так я не могу сказать. Но, думаю, нет, потому что все обученные ребята. Просто где-то могут испугаться, знаете, авторитетом их могут задавить. Но в футбол же играют люди, а не имена. Так что всё с опытом приходит, мне кажется.
- По ходу сезона в команду спускали игроков из основной команды «Локо-2». Сложно было находить взаимодействие? - Нет, вообще. Потому что все друг друга знают. На поле, конечно, не так, первые игры притирались – а потом нормально уже понимали. Например, я вот играл с Павлом Деобальдом: поначалу у нас не получалось, а потом очень хорошо друг друга понимать начали. Это вопрос времени; а так всё прекрасно было.
«Чуть не так – могут и по ногам тебе дать»
- В первые сезоны говорили о некоторой твоей горячности, вспыльчивости на поле. Как сейчас с этим обстоят дела? - Они так и остались. Просто я когда на поле выхожу – хочу всегда побеждать. Да и коллектив чтобы поддерживать, это нужно. Такие бывают иногда моменты: мы играем с более старшими ребятами, а у нас, как вы говорите, всё-таки помладше команда. И более взрослые могут морально задушить. Иногда приходится не то что заступиться, но ребят молодых поддерживать, и своим примером показать, что где-то надо погрубее, где-то ответить – и ничего страшного в этом нет. Ну а вспыльчивость моя осталась. Наверное, надо с этим бороться. Нарвик Загидинович мне очень часто говорит, что иногда мне это очень мешает играть. Это может плохо кончиться. В этом сезоне мне повезло, удалений не было, но желтых карточек я набрал много.
- На твой взгляд, в чём ключевые различия между молодёжным первенством и второй лигой? - Футбол во второй лиге быстрее и жестче. В дубле, например, много очень талантливых ребят, но молодёжь всё-таки вся одного возраста, соперники времени больше дают думать. А во второй лиге грубее игра, тяжелее: чуть не так – могут и по ногам тебе дать. Там взрослые мужики, им семью кормить, и они не будут смотреть, кто играет: молодые ребята или нет. А молодёжь – каждый знает, что ему зарплата придёт. Наверное, только в этом отличие.
- Много говорили – и болельщики, и пресса – о том, нужен ли такой проект, как «Локомотив-2». Как ты относишься к этим разговорам, и что должно произойти, чтобы фарм-клуб начали воспринимать всерьёз? - Да конечно это нужно! Потому что не все ребята сразу в 18 лет могут заиграть на профессиональном уровне. Только единицы, которые сразу раскрываются, у которых талант, пробиваются в основные составы. А у многих ребят поначалу не получается, но со временем они развиваются. К примеру, возьмём Артура Саркисова: кто его знал перед выпуском? А сейчас он съездил уже на сборы с первой командой. Там ему не повезло, конечно, травма… Но хороший же футболист! Видите, он после школы играл во второй лиге; не попал в дубль, наверное, я до конца не знаю… Но это показывает, что фарм-клубы нужны, такие, как «Локо-2», потому что они дают развиваться другим футболистам. Люди могут развиться и в 22 года, и в 23, и в 24. Нужно такие клубы создавать, наоборот. Мне кажется, это верно, что «Локомотив» сделал такой шаг.
- Летом ходили слухи, что с приходом нового руководства «Локомотив-2», возможно, расформируют. Не было нервозности в команде из-за этого? - Не знаю, как насчёт руководства нашего, я в это не лезу. Но ребята разговаривали, и ходят разные мнения. Кто-то говорит, что могут убрать, кто-то – что нет. Знаете, время покажет, что будет. Но я надеюсь, что не уберут. «Локо-2» нужен многим ребятам.
«Главное – трудолюбие»
- Давай поговорим о твоём пути в большой футбол. Чего в тебе было больше: таланта, трудолюбия, или везения? - Наверное, трудолюбия больше. Если бы было больше таланта – я бы выше играл, а не в КФК. Знаете, почему многие ребята заканчивают? Ну, я знаю многих, кто закончил: вот не получилось у них сразу после школы в дубль – взяли и забросили футбол. Я считаю, что это неправильно. Если человек будет трудиться, работать – всё увидят, всё это вознаградят. Сразу не попал – ничего страшного. Главное – не сдаваться. Если ты всю жизнь этому отдавал, то это неправильно, это какая-то слабость в человеке, если он сдался. Я знаю много людей, которые и в КФК играли, и во второй лиге – а потом поднимались выше и выше. Я думаю, всё будет хорошо. Главное – трудолюбие.
- У тебя непростая карьера. Никогда не возникало крамольной мысли: «надо заканчивать с футболом»? - Бывало. Просто, знаете, многие сейчас в футбол играют из-за денег, это как бизнес. Иногда тоже думаешь: вот у тебя не получается, сидишь на шее у родителей - иногда бывает, когда денег нет. И думаешь – может, всё бросить, пойти работать?.. Да, бывает. Но, слава Богу, у меня есть мои родители, девушка вот у меня появилась - очень серьёзные отношения, думаю, в дальнейшем поженимся. И её родители, и она меня очень поддерживают. И за счёт этого я понимаю, что я должен идти и идти вперёд. Если не получится, то мне ещё будет очень обидно перед отцом, который возлагает на меня надежды. Он в этом понимает, на меня надеется, поддерживает, говорит, что всё будет хорошо. Так что бывает, но это так: приходит и уходит.
- Говоря ещё о сложности карьеры: есть моменты, которые тебе хотелось бы изменить? - Да, есть один момент. Перед выпуском из школы было предложение уйти в «Торпедо», к тренеру Вячеславу Даеву, он в первой лиге тренировал. И я думал, но здесь в «Локомотиве» убедили, что нужно остаться. Я об этом сожалею, надо было тогда уходить туда, где мне всё обещали. Как раз проходил чемпионат России среди выпускного года, и мне сказали, что если хорошо отыграю, то всё будет нормально. Но я остался в «Локомотиве». Я очень люблю этот клуб и считаю его своим родным: не «Кубань», а именно «Локомотив» - он мне многое дал. Только это, если можно было бы вернуть, изменил.
- Ты работал с разными игроками, с разными тренерами. Из тех, с кем довелось поработать, кого ты можешь назвать профессионалом своего дела? - Здесь все профессионалы, я считаю. Но больше всего мне понравилось работать с Олегом Пашининым. Я считаю, что он великий футболист по российским меркам, и в нашем футболе большое значение имеет. И он ещё и защитник, как и я, и когда я перешёл в 2008 году в «Локомотив-2», то много опыта получил от него. Потому что человек звёздный, но ставил нас на один уровень с собой. Понятно, что мы не могли лишнего себе позволить, но он нам объяснял, можно было спокойно поговорить. Евгений Валерьевич Харлачёв больше с нападающими общался, с ним в этом смысле тяжело - он больше человек «атакующего плана». А вот Пашинина Олега я на всю жизнь запомню. Очень сожалею, что нам не удалось с ним долго поработать. Было бы хорошо, если б ещё нас свела судьба.
- Есть ли кумиры, люди, на которых ты равняешься? - Кумиров у меня нет, но из моего амплуа нравится Майкон из «Интера», его я считаю сильнейшим. Из российских мне в своё время нравился, да и сейчас нравится Вадим Евсеев. Хоть он и немолод, но я считаю, что он великий защитник, именно правый. Мне нравится, как он бьётся – хоть и проигрывает команда, но он всё равно лезет, старается.
- Ты много говорил о коллективе, который у вас сложился в первый год в «Локо-2». Ты считаешь, что именно в той команде был лучший коллектив из всех, в которых ты играл? - Знаете, я не могу. Потому что когда я в «Кубани» играл, в школе ещё, у нас тоже был хороший коллектив… Мне вообще по жизни везёт: я всегда попадаю в хорошие коллективы. Не могу сказать: тот был лучше, этот… У меня черта такая: я со всеми всегда нахожу общий язык, когда прихожу в новый коллектив. За всю жизнь, где бы я только ни играл, всегда везло в этом плане. Всегда были хорошие ребята. Конечно, кому-то я, наверное, не нравлюсь, как и мне кто-то, но в целом – всё было хорошо, во всех командах.
- Насколько важно ощущение единства, когда выходишь на поле? - Это очень важно! Психологически: если ты знаешь, что если у тебя что-то не получится, то твой партнёр тебя подстрахует. А когда нет единства - это каждый сам за себя. На поле не получилось, никто тебя не подстраховал – и некому тебя поддержать. И не только в футболе, но и в жизни мы со многими ребятами хорошо общаемся. И если что-то не получилось, то все тебя всё равно поддержат – это очень важно. Я считаю, что когда есть коллектив, то можно и посмеяться: а так, представляете, если каждый за себя был бы в команде: после матча пришли, молчали бы… Это может плохо кончиться, когда нет коллектива.
«Нужно стремиться выше и выше»
- Сезон у команды ЛФК закончен. Сейчас какие эмоции преобладают? - Усталость накопилась. Но больше положительных эмоций, потому что медали – это всегда приятно. Хотя говорят: «вот, КФК…» - но всё равно, я вам скажу, что КФК - уровень. Вот у нас было 4-5 команд, которые могли бы и во второй лиге поиграть. Люди поигравшие, просто уже в возрасте. Сейчас, наверное, и усталость, и радость. Но надо уже думать наперёд, о будущем. У меня уже возраст, уже 21 – а я ещё здесь. Нужно во вторую лигу опять попадать, как в том году: получилось, но я мало поиграл. Теперь я уже увидел это всё, оценил. Теперь нужно стремиться выше и выше.
- Ты счастливый человек? - Я считаю, да. У меня всё, что нужно, есть: родители, любимая девушка, друзья. Любимое дело, которым я занимаюсь – да, пока не на таком высоком уровне, но всё равно. Многие считают, что деньги – это счастье, но я так не думаю. Деньги – это вещь приходящая и уходящая, их можно всегда заработать, если ты трудолюбивый человек. Друзья, родители, любимый человек – это главное, остальное всё придёт.
- Ты можешь представить свою жизнь без футбола? - Нет. Я даже не могу, мне страшно, даже если я лежу ночью и думаю: а если бы не футбол, что бы я делал? И что я буду в будущем делать без футбола? Это очень тяжело. Я не могу себе представить. Даже кем я бы был – не знаю. Нет, не могу.
Интервью подготовили Дария Конурбаева (KoDa) и Оксана Ганза (Olimpiada) Фото: Оксана Ганза (Olimpiada)
Очень понравился этот ответ "Наверное, трудолюбия больше. Если бы было больше таланта – я бы выше играл, а не в КФК. Знаете, почему многие ребята заканчивают? Ну, я знаю многих, кто закончил: вот не получилось у них сразу после школы в дубль – взяли и забросили футбол. Я считаю, что это неправильно. Если человек будет трудиться, работать – всё увидят, всё это вознаградят. Сразу не попал – ничего страшного. Главное – не сдаваться. Если ты всю жизнь этому отдавал, то это неправильно, это какая-то слабость в человеке, если он сдался. Я знаю много людей, которые и в КФК играли, и во второй лиге – а потом поднимались выше и выше. Я думаю, всё будет хорошо. Главное – трудолюбие." Очень-очень, когда что-то не получается, действительно, главное - не сдаваться.
А вобще, одно из немногих интервью, которое меня...тронуло что ли, в плане искренности
Очень приятное, искренне интервью. Понравилось, что Игорь к себе относится критически и не жалуется, что его недооценили, а действительно доказывает, что способен на многое. Это достойно уважения. P.S. Фотки классные)). Олимпиада как всегда на высоте))