- Первые 15 минут были многообещающими, но потом у нас участились потери мяча. А российская команда умеет преображаться, как, пожалуй, никто в мире. К тому же в ряде эпизодов нам не повезло. Должны были забивать в чужие ворота, а не в свои. Полагаю, итог 3:0 слишком жесток. Справедливее было бы 2:1 или 1:1.
- Почему, за исключением начала матча, ваша команда играла так осторожно?
- Хотел бы, чтобы она выглядела агрессивнее, учитывая, что над соперником довлела необходимость победы. Но если спустя 15 минут игра не получается, невольно начинаешь осторожничать. Россияне быстры, они стали проникать к нашим воротам, прессинговать.
- Почему вы заменили Еременко?
- Это молодой игрок, и он совершал больше потерь, чем обычно.
- Как вы оцениваете итог трех матчей сборной Финляндии?
- Поставил бы оценку "удовлетворительно". Четыре очка - неплохо. Но победа в Москве открыла бы совсем иные перспективы.
Гус ХИДДИНК, главный тренер сборной России:
- Ненавижу проигрывать и рад, что сборная правильно отреагировала на поражение в Германии. Растущая команда не может допускать двух поражений подряд. С соперниками из северных стран вообще всегда трудно бороться. У них собраны атлетичные, организованные игроки. Нам надо было еще в первом тайме добиться преимущества в два мяча и снять напряжение. Во второй половине футболисты увеличили темп, стали часто меняться местами. Словом, показывали современный футбол. В Германии у нас было 5 - 6 голевых шансов, против Финляндии - наверное, восемь. По международным меркам - высокий процент.
- Почему сборная не может действовать на протяжении всего матча так, как во вторых таймах?
- Поддерживать темп на самом высоком уровне все 90 минут еще не удавалось ни одной команде. Шансы у нас были и на первых минутах. Но мы играли прежде всего против себя, возникали разрывы в линиях. Потом постепенно увеличили скорости. А после часа игры задали и вовсе потрясающий темп.
- Замена Погребняка была плановой или вас разочаровала его игра?
- На тренировках мы разрабатываем различные варианты. Саенко очень быстр, может действовать на обоих флангах. Кроме того, у Погребняка и впрямь был не лучший вечер. Думаю, если вы его спросите, он и сам скажет, что недоволен своей игрой.
- Из-за чего в конце матча вы повздорили с арбитром?
- Это часть игры в том театре, где мы оба служим. Мы давно знакомы и по окончании игры пожали друг другу руки. Много лет знаю и Литманена. В Голландии мы боролись против друга друга: он как футболист "Аякса", я как тренер его соперников. Он приносит радость людям, и я уважаю его за футбольное долголетие.
- В последнее время настроение россиянам поднимают тренеры-иностранцы. У вас есть секрет, которого не знают отечественные специалисты?
- Есть тяжелая подготовительная работа. А в ходе игры я могу только производить замены. В современном футболе происходит обмен идеями, я нахожусь в контакте с российскими тренерами и никаких секретов не держу.
- Этот сезон - самый успешный для России. Что делать для дальнейшего прогресса?
- Надеюсь, победы добавят игрокам уверенности, а болельщикам - любви к команде. Это и сигнал: надо готовить других молодых игроков, таких, как Дзагоев, совершенствовать методы отбора и обучения футболистов, модернизировать управление клубами и всеми структурами. Иногда же, честно говоря, сталкиваешься с ненужной борьбой, которая только тормозит продвижение вперед. Что касается сборной, то надеюсь, в марте вернутся в строй травмированные и в дверь команды постучатся молодые новички. Надо готовить и игроков из команды до 19 лет, которые должны пробиться на Олимпиаду в Лондоне.
Александр ПРОСВЕТОВ
Послематчевая пресс-конференция затянулась. Понимая, что следующий раз сборная выступает аж 28 марта следующего года, журналисты никак не хотели отпускать нашего главного тренера. В результате пресс-конференция завершилась около десяти часов вечера, после чего Хиддинк поступил в распоряжение корреспондента "СЭ".
- В вашей карьере были матчи, по ходу которых соперники дважды поражали собственные ворота?
- По-моему, такое со мной случилось в первый раз. Но это ни в коем случае не должно принижать того успеха, который был достигнут сегодня нашей командой. Оба раза у финских футболистов, что называется, кружилась голова от комбинаций в исполнении сборной России. Мы прессинговали вблизи чужих ворот, действовали быстро и заставляли соперников ошибаться - потому-то и получились эти автоголы.
- Как и в Германии, наша команда провела второй тайм лучше первого. Как это можно объяснить?
- На мой взгляд, это вполне нормальное явление. Сегодня нам нужно было время, чтобы присмотреться к противнику и нащупать слабые места в его игре. В Дортмунде получилось по-иному, поскольку мы позволили немцам поразить наши ворота. На этот раз, к счастью, вольностей в обороне мы себе не позволяли. А атакующая мощь по ходу матча все нарастала, что и привело к заслуженной крупной победе.
- Аршавин забил потрясающий мяч. При этом весьма неожиданно было видеть его на позиции центрального нападающего, где он действовал почти весь второй тайм.
- Думаю, он отлично справился со своей задачей. А гол действительно забил шикарный. Мы наигрывали такой вариант на тренировках и знали, что Аршавин может классно действовать на острие атаки.
- Сборная Финляндии не показалась таким уж грозным соперником. Между тем ее причисляли к фаворитам группы наряду с Германией и Россией.
- Каждая команда играет так, как позволяет соперник. Финны сегодня не понравились вам только по одной причине - сборная России была лучше и не позволила соперникам показать, на что они способны. Я очень доволен своей командой.
- Следующий матч сборная проведет 28 марта будущего года против Азербайджана. Не значит ли это, что в году нынешнем вы больше не появитесь в России?
- Нет, конечно. Дату своего следующего приезда я вам пока назвать не готов, но она отнюдь не за горами. К тому же еще до следующих отборочных встреч с Азербайджаном и Лихтенштейном наша команда проведет четырехдневный сбор в Турции. Он намечен на первые числа февраля.
- На зимние каникулы сборная уходит с шестью очками после трех матчей. Вас удовлетворяет такой результат?
- Не совсем, поскольку я планировал, что в Германии мы сыграем вничью и у нас, таким образом, будет семь очков. Однако ничего страшного в этом нет, поскольку все по-прежнему зависит от нас самих.