В истории «Локомотива» было немало удивительных легионеров со странными причудами. Бикей ходил с пистолетом по Москве, Лекхето безумно боялся кошек, а Драман называл врачей клуба шарлатанами.
О каждом из них мы уже рассказывали. Но эта компания была бы неполной без нигерийского форварда Джеймса Обиоры. За четыре года в России он настолько впечатлил Юрия Семина, что тот до сих пор считает его самым чудным легионером в истории клуба.
Семин защитил Обиору от «убийства» на первой тренировке. В дебютный сезон Джеймс стал вторым бомбардиром лиги
Обиора оказался в России в 2001 году. Несмотря на то, что в швейцарском «Грассхоппере» форвард не забил ни одного мяча за 15 матчей, он все равно умудрился произвести впечатление на селекционеров и тренерский штаб «Локо» — их поразили скорость нигерийца и умение работать с мячом.
Впрочем, игроки московского клуба энтузиазма не разделили. Поэтому устроили нападающему холодный прием в Москве.
«Филатов привез Обиору. Улыбается: «Сейчас он вас повозит, готовьтесь…» Мы с Черевченко и Нижегородовым ладони потерли — ладно, разберемся», — вспоминал защитник «Локомотива» Игорь Чугайнов. «Мяч получает — вжжих, под него кто-то катится. Потом снова. И снова. У Обиоры чуть ли не слезы — убьют же! А мы Филатова травим: «Что-то, Николаич, слабоват. Деревянный. Запросто могли сломать. Не нужно было нас заводить».
Остановить «избиение» новичка сумел только Семин. «Хватит! Вы что?», — прикрикнул на игроков Юрий Палыч.
Этот жест Обиора оценил. И словно в благодарность выдал в «Локо» космический дебютный сезон. Стал вторым бомбардиром Премьер-лиги — после Вязьмикина из «Торпедо» (18 голов), забив 14 мячей. Самым запоминающимся из них оказался гол в ворота «Динамо» (4:1): тогда форвард убежал от вратаря и издевательски отправил мяч пяткой в пустые ворота, а после игры признался, что просто пошутил, желая развеселить болельщиков.
Второй сезон для Джеймса выдался не таким удачным — в чемпионате России он забил только пять мячей. Зато Обиоре удалось развлечь фанатов «Локо» в Лиге чемпионов — форвард отгрузил по одному мячу «Барселоне» и «Реалу».
Впрочем, на этом достижения Джеймса в России и закончились. Вскоре Обиора стал стремительно деградировать — за следующие два сезона он забил только три мяча.
Обиора лечился у шаманов, опаздывал на тренировки и держался сам по себе
Главная причина, из-за которой карьера нападающего пошла под откос — лень. Почувствовав себя «королем» Премьер-лиги, Джеймс значительно снизил требования к себе.
«Обиора — лентяй. Потому и не раскрылся. Парень-то безумно талантливый. Над защитниками издевался. Мне Денис Евсиков из ЦСКА жаловался: «Когда в составе Обиора, меня трясло». На скорости накрутить один в один мог кого угодно. В нашем чемпионате быстрее с мячом не бежал никто. У Джеймса он был словно привязан к ноге», — вспоминал защитник «Локо» Дмитрий Сенников.
Обиора не только ленился на тренировках, но и регулярно опаздывал на них. Когда же получал заслуженное наказание, капризничал.
«В «Локомотиве» удивляли Лекхето и Обиора. Вечно опаздывали на тренировки. Когда их пытались оштрафовать, делали вид, что ничего не понимают. Обижались страшно. Ни в какую не хотели расставаться с деньгами», — признавался Сергей Игнашевич.
Из-за трудного характера нигерийца, в команде почти никто с ним не общался. Да и сам Обиора не горел желанием сближаться с одноклубниками.
«По-человечески Джеймс был очень сложным, держался сам по себе. С иностранцами такое бывает, но он, наверное, самый закрытый игрок, с которым я работал. Сгубила его травма, а точнее много травм во время подготовительных сессий. Он плохо делал физическую подготовку, что не могло не сказаться на карьере», — признавался Юрий Семин.
Единственным футболистом, с которым Джеймс нашел общий язык, стал Милан Обрадович. Да и то дружбу с сербом Обиора вел прежде всего ради собственной безопасности.
«Мы жили в одной комнате. Он не понимал русский, и я ему помогал в общении со всеми. Еще из-за нехороших, дурных людей он боялся в одиночку ходить в супермаркет — приходилось часто составлял ему компанию», — говорил Обрадович.
После нескольких лет в России Обиоре и вовсе «сорвало крышу». Он начал чудить и прогуливать игры и тренировки.
«Обиора ездил в свою Африку к шаманам. Помогало не сильно. Хоть что-то, конечно, в этом есть. Эти колдуны умеют внушать, используя специфические травы. Однако Обиора — настоящий симулянт. На первых порах в «Локомотиве» с ним забот не знали. А дальше пошло-поехало. Как тяжелая тренировка или далекий выезд — Обиора пытался «соскочить». То колено, то бедро, то еще что-нибудь. Парень хитрый и фантастически ленивый», — признавался доктор «Локомотива» Савелий Мышалов.
Разумеется, такое поведение Обиоры в «Локо» терпеть не стали.
«Игрок, который по неуважительным причинам пропускает 90 процентов матчей в сезоне и игнорирует тренировки, ссылаясь на мнимые травмы, не должен находиться в команде. Наверное, нам нужно было действовать решительнее и расстаться с Обиорой раньше. Меры, которые мы предпримем в отношении нигерийца, будут самыми жесткими», — говорил экс-президент «Локомотива» Валерий Филатов.
Сначала Джеймса отправили в дубль, потом в аренды — в испанский «Кадис» и во французский «Ньор». После форварда вдруг решили вернуть. Но когда выяснили, что он совсем не изменился, без сожалений избавились от него.
Как сложилась карьера Обиоры
После ухода из «Локомотива» Обиора обещал однажды вернуться в Лигу чемпионов. Но все, на что его хватило — 28 матчей в Лиге 2 за «Ньор», пять — в австрийской Бундеслиге за «ГАК», один — в Кубке за тот же «ГАК», 23 — в чемпионате Нигерии за «Кадуна Юнайтед», 11 — в четвертом дивизионе Франции за «Тулон» и всего девять голов.
К 31 году Джеймс уже был никому не нужен, поэтому в 2009-м завершил карьеру. Сам Обиора утверждал, что его замучили травмы.
Как бы то ни было, после окончания карьеры в профессиональный футбол нигериец не возвращался. Сейчас он живет на родине и занимается семейным бизнесом.
«Живу в Нигерии, у меня все отлично. После завершения карьеры присоединился к своим братьям, которые занимаются недвижимостью. Пока я был футболистом, они развивали компанию. Мне показалось, что это хороший шаг после ухода из спорта», — говорил Обиора год назад.