«Ньюкасл» – удивительный клуб. Его уникальные болельщики верят в чудеса, устраивают ребяческие акции протеста и продолжают неистово, заразительно болеть за команду, которая уже почти сорок лет не выигрывала ничего существенного. А один из его уникальных болельщиков и по совместительству владелец пишет открытые письма. Исповедь Майка Эшли может вызывать какие угодно чувства – уважение вызывать должна.
Я с детства обожал спорт. Я люблю футбол. Болею за Англию с Мексики-86. Я был там и видел Марадону с его рукой бога. Я знаю, что такое любить футбол и любить клуб. Знаю, как это важно для других, потому что футбол столь важен для меня.
Моя жизнь связана со спортом. Страсть, которую я испытывал к спорту, помогла мне быть успешным в бизнесе. Этот успех позволил мне сочетать мою страсть и мой бизнес.
Я купил «Ньюкасл Юнайтед» в мае 2007-го. «Ньюкасл» привлекал меня потому, что любой в Англии знает – у него лучшие футбольные болельщики. Когда фаны поддерживают клуб на «Сейнт-Джеймс Парк», по спине бегут мурашки. Это очаровательно. Главным достоянием «Ньюкасла» всегда будут его болельщики.
Но как и любой бизнес, связанный с имуществом, клуб имеет долги. Я заплатил за него 134£m из собственного кармана. Затем я вложил еще 110£m не для того, чтобы ликвидировать долги, но просто для того, чтобы их сократить. Клуб до сих пор в долгах. Еще хуже, что у клуба миллионные обязательства по зарплатам. Я должен в наступающем году потратить еще много миллионов на игроков, которые были приобретены до меня.
Но было гораздо хуже. Коммерческие сделки о спонсорстве и рекламе требовали погашения. Деньги платились авансом и тратились. Я остался с клубом с миллионными задолженностями и часть его будущего уже была отдана под залог. Если бы я не пришел в клуб, он мог бы обанкротиться. Он мог разделить судьбу тех клубов, которые наделали слишком много долгов. Еще до того, как я потратил хотя бы пенс на зарплаты или покупки игроков, «Ньюкасл» обошелся мне более чем в четверть миллиарда фунтов.
Поймите меня правильно. Я купил «Ньюкасл» не ради денег. Я купил «Ньюкасл» потому что люблю футбол. «Ньюкасл» не приносит таких доходов, как «Манчестер Юнайтед» или «Реал». Я просто Майк Эшли, а не Майк Эшли – мультимиллиардер с неограниченными ресурсами. «Ньюкасл» и я не можем позволить себе того, что позволяют другие клубы.
Я знал, что клуб будет стоить мне приличных денег каждый год после того, как я его купил. Я вкладываю в клуб деньги. Вы можете понять это хотя бы потому, что у «Ньюкасла» 5-я по величине зарплатная ведомость в премьер-лиге. Я всегда был готов вкладывать в «Ньюкасл» до 20£m в год, но не больше. Это был мой расчет. Я хотел сделать клуб платежеспособным. Я собирался сделать его развивающимся. Я собирался вкладывать в него 20£m в год и не ждать ничего взамен. Нужно понимать, что если я буду каждый год тратить по 100£m, то очень скоро разорюсь, а «Ньюкасл» повторит судьбу «Лидса».
Это катастрофа для каждого болельщика – любить клуб, который уничтожает сам себя, который тратит больше, чем может себе позволить.
При мне в «Ньюкасле» такого никогда не случится. Правда в том, что «Ньюкасл» не способен покупать Шевченко, Робиньо, Бербатова. Они признанные европейские звезды. Они играли в европейских лигах и каждый их знает. Они могут быть отличными приобретениями. Но это знают все и подобные игроки стоят больше 30£m, не считая комиссионных агентам и миллионных зарплат.
Мой план и моя стратегия в «Ньюкасле» иная. Вынужденно. «Арсенал» – блестящий английский пример рациональной бизнес-модели. Но нужно время. Клуб не может быть выстроен за одну ночь. Поэтому «Ньюкасл» выбрал долгосрочную селекционную стратегию. Мы ищем молодых игроков, игроков из иностранных лиг, о которых знают не все. Мы стараемся и остаемся в борьбе. Мы ищем по всем сторонам, ориентируясь на цену, потенциал, на игроков, которые позволят «Ньюкаслу» решать самые серьезные задачи, но не будут стоить слишком много.
Я готов одобрить многомиллионные трансферы, но на молодых игроков, вся карьера которых впереди, а не на опытных состоявшихся людей, чей путь уже близок к концу. Для «Ньюкасла» нет другого реального пути вперед. В этом смысле Деннис [Уайз] и его команда делают огромную работу по привлечению талантов для обеспечения будущего клуба.
Взгляните только на некоторые наши приобретения и увидите, что это работает – медленно, но работает. Посмотрите на Хонаса Гуттьерреса и Фабрисио Коллочини. Они игроки мирового уровня. План приносит реальные дивиденды от подписания исключительных молодых талантов, таких как Себастьян Бассонг, Данни Гатри и Хиско.
Мои инвестиции в клуб подразумевают время, усилия и, опять же, деньги, вкладываемые в академию. Я хочу, чтобы «Ньюкасл» мог выращивать своих собственных звезд, конкурирующих со звездами прошлого. Это долгосрочный план. Долгосрочный план развития клуба, который сделает его процветающим.
Один человек не в состоянии управлять клубом премьер-лиги, искать игроков мирового уровня и звезд будущего. Для этого нужна система и люди, нацеленные на решение этих задач. Необходимо, чтобы все члены системы имели общее видение проблемы.
Также одной из причин того, что клуб оказался в долгах перед моим приходом, являются трансферные сделки, осуществлявшиеся тренерами, которые приходили и уходили. Каждый раз со сменой тренера миллионы тратились на новых игроков и миллионы терялись от продажи старых. Это не должно так работать. Это ненормально.
Я поставил «Ньюкасл» на устойчивую финансовую почву. Он сокращает свои долги. Он тратит деньги сам на себя. Он приобретает отличных новых игроков и игроков на перспективу.
Болельщики хотят ускорить этот процесс и хотят, чтобы большие суммы тратились на трансферном рынке для того, чтобы клуб мог конкурировать с ведущими европейскими клубами прямо сейчас. Я не идиот и я прислушиваюсь к болельщикам. Я очень люблю брать своих детей на игры, быть рядом с ними и со всеми остальными фанами. Но сейчас я отец, который не может взять своих детей на субботний матч, потому что я знаю, что нас будут оскорблять. Поэтому я не готов больше финансировать «Ньюкасл».
Я выставляю клуб на продажу. «Ньюкасл» сейчас в куда лучшем положении, чем в 2007-м. Клуб имеет жизнеспособное будущее.
Я все равно фанат «Ньюкасла». Мы с моими детьми любим стоять на трибуне с болельщиками, любим совершать выезды с ними и мы знаем столько фанатов, с которыми нам приятно быть в одной компании. Мы очень любим все это, но сейчас для нашей семьи это стало небезопасно.
Я прекрасно осознаю ответственность, которую несу, владея «Ньюкаслом». В бизнесе приходится принимать жесткие решения и я не собираюсь отказываться от того, что считаю нужным в интересах клуба. Это не fantasy football.
Я не хочу, чтобы кто-то прочитал эти слова и подумал, что хотя бы одно из них обращено против Кевина Кигана. Это не так. Мы с Кевином всегда ладили. Любой в клубе (и, я думаю, любой вообще) уверен, что ему мало равных в умении выжимать максимум из игроков. Он легенда клуба. Безусловно, существуют разногласия между Кевином и руководством и мы оба передали это в руки наших юристов.
Я надеюсь, все болельщики, которые прочтут это заявление, поймут, о чем я. Я совсем не жду, что все фаны согласятся со мной. Но по крайней мере я объяснил свой план. Если мне не удастся продать клуб тому, кто сумеет дать болельщикам то, что они хотят, я могу гарантировать, что продолжу управлять «Ньюкаслом» по жизнеспособной футбольной и бизнес модели. Я слишком забочусь о клубе, чтобы бросать его.
Интересы «Ньюкасла» в моем сердце. Я прислушиваюсь к вам. Вы хотите, чтобы я ушел. Это то, что я сейчас и пытаюсь сделать, но это не случится за один день и может не случиться вообще, если покупатель не найдется.
Вам нет необходимости выражать мне свои протесты снова, потому что я все понял. И дальнейшие действия просто неблагоприятно скажутся на команде. Как фаны «Ньюкасла» вы должны тратить всю свою энергию на поддержку – не меня, а игроков, которые так в этом нуждаются.
Я уверен, что «Ньюкасл» – это не только здесь и сейчас. Он останется здесь и завтра, для ваших детей, которые будут стоять рядом с вами на трибунах «Сейнт-Джеймс Парк».
Майк Эшли, 14 сентября 2008
Блог Дмитрия Долгих об английском футболе на sports.ru
сильно! уважение однозначно а клуб из моего родного города больше сорока лет играет во втором дивизионе и никогда не выходил в первый! а мы один хрен за него сопереживаем)) Дзержинцы! Химик ты не один Химик ты не победим Химик иди вперёд Химик тебя победа ждёт!!!
А зачем? Почему он должен бросать свою работу? Изза выкриков ничего не понимающих болел? Которые думают что Липатов бох и все решает, а это не так. Он лишь один из многих.