Еще год назад Сергей Овчинников вызывался в состав сборной России. Вот только эффектного завершения карьеры у 36-летнего голкипера не случилось - на исходе прошлого сезона московское "Динамо" выставило его на трансфер. Минувшей весной он вернулся в футбол уже в новой роли - стал тренировать вратарей "Локомотива", за который отыграл 10 сезонов. О своем сегодняшнем дне один из лучших российских вратарей последнего десятилетия рассказал корреспонденту "Известий" Михаилу Шпенкову.
- После того как закончили играть, излишек свободного времени не образовался?- Времени стало куда больше, чем раньше. Прежде всего потому, что не нужно сидеть на бесконечных сборах. Но это не значит, будто мне нечем себя занять. В "Локомотиве" у меня, можно сказать, ненормированный рабочий день. Работаю не только с вратарями ближайшего резерва, но четыре раза в неделю занимаюсь еще и с мальчишками из нашей клубной школы.
- Быстро привыкли, что вас теперь по отчеству каждый день называют?- Да я просто не придаю этому особого значения. Я ребятам сразу сказал, что они могут называть меня, как им удобнее - Сергеем, Сергеем Ивановичем или, к примеру, Боссом (смеется). В конце концов, авторитет и уважение определяются вовсе не только тем, как к тебе обращаются.
- Телевизионные ведущие и сейчас охотно приглашают вас в свои программы. Вам самому где интереснее и проще было участвовать - в "Школе злословия" или в передаче Тиграна Кеосаяна?- Да особых сложностей нигде не возникало. Наверное, прежде всего потому, что ведущие программ изначально относились ко мне с симпатией. И особо язвить они не собирались. С Дуней Смирновой у нас вообще очень хорошие отношения. Так что и в эфире разговор легко складывался. Единственной сложностью для меня было обсуждение футбольных вопросов на языке людей, не имеющих отношения к спорту. Но ничего, по-моему, мы понимали друг друга.
- Травма Игоря Акинфеева для сборной России - решаемая проблема?- Да, каким бы классным Игорь ни был вратарем. Все же наша сборная от одного человека не столь уж зависима. Помните, в 80-е годы был такой голкипер Дженнингс? Лет до 42 играл и трижды выводил сборную Северной Ирландии в финальную часть чемпионата мира. Хотя что такое эта страна на футбольной карте? И как только Дженнингс ушел из футбола, о ней все забыли. Но Россия ведь - не Северная Ирландия. И Слава Малафеев сейчас справляется с ролью основного голкипера. К тому же эта ситуация и защитников мобилизует. Ведь когда в 2003-м тот же Малафеев заменил меня в стыковом матче с Уэльсом в Кардиффе, наша оборона сыграла так, что валлийцы к нашим воротам вообще ни разу не подошли.
- Такая серьезная травма, как у Игоря Акинфеева, для вратаря типична?- Думаю, она все же - результат стечения обстоятельств. У Игоря просто нога "поехала" на поле, вот связка колена и не выдержала. Травмы порой случаются на фоне усталости, но Акинфеев был в отличной физической форме.
- Вам ведь связки ни разу не оперировали?- Нет, обошлось. Хотя правое колено постоянно о себе напоминало. Но там не в связках, а в мениске проблема была. Сначала от него самого почти ничего не осталось, а потом и кости в отсутствие хрящевой ткани стираться начали. Поэтому последние лет 10 или 12 играл на уколах. Спасибо врачам Савелию Мышалову и Александру Ярдошвили - подобрали мне нужный препарат из разряда так называемых "протекторов". Он выполняет роль смазки для коленного сустава, чтобы он не стирался. Двух курсов - шесть уколов в начале сезона и шесть на финише - вполне хватало.
- И вас ни разу не пытались "списать" из футбола досрочно?- Нет, я ведь не давал повода. За всю карьеру, может быть, пять матчей из-за травм не сыграл. Из-за дисквалификации и то больше пропустил. Когда в 96-м отправился в "Бенфику", португальцы только руками развели: с игроком, у которого такое колено, контракт не стоило бы подписывать. Но их разубедила моя статистика матчей в России, где у меня пауз не было.
- Как сейчас относитесь к разговорам о вашем возможном возвращении в футбол в качестве игрока?- Уже только с юмором. У меня ведь в нынешнем сезоне даже лицензии игрока нет.
- В весе сильно прибавили?- Да, прилично. Все-таки после ухода из "Динамо" я семь месяцев вообще не работал и форму почти не поддерживал. А отрицательные эмоции на аппетите не сказывались. И одно время во мне было 110 килограммов. Но сейчас, начав работать в "Локо", уже и сбросил немало. Так что рассчитываю снова вернуть вес к своим игровым 93 килограммам.
- Курите сейчас больше, чем раньше?- Нет, нескольких сигарет в день мне вполне хватает. Хотя при наших юных футболистах ни за что не закурю. А вообще привычка давняя, причем среди голкиперов она особенно распространена - работа у нас нервная (смеется). Но что радует, новое поколение футболистов к курению куда более настороженно относится.
- Недавнюю победу "Локо" в Кубке России, наверное, шумно отмечали? Игроки-то так даже сам приз сломали...- Очень рад этому успеху команды. Тем более что он стал первым для нового клубного руководства. Но отметил довольно скромно - выбрались вдвоем с женой поужинать в ресторан.
- А как же клубный банкет?!- Ну, так уж сложилось, что у меня не оказалось приглашения на него...
- Об иностранных голкиперах "Локомотива" что скажете?Здесь я должен быть предельно корректен в оценках. Ведь, во-первых, с вратарями основы "Локо" я не работаю, а, во-вторых, есть еще и корпоративная этика. Но в любом случае надо признать, что Якупович и Пелицолли очень стараются, чтобы оправдать доверие тренеров. Однако при этом им еще явно есть куда расти - на мой взгляд, в "Локомотиве" роль основных голкиперов может и должна быть выше.
- Кстати, когда возвращались в "Локомотив", ваша работа с основными вратарями команды в принципе исключалась?- Да, ведь в основной команде уже был тренер вратарей (Валерий Клейменов. - "Известия"). Мы с Юрием Семиным сразу этот момент обсудили: моя задача - подтягивать наших молодых голкиперов. Вообще, все производственные вопросы я решаю с президентом клуба, а не с главным тренером.