* – упс, ай дид ит эгейн © Бритни Спирс и ее соратники. Просьба не путать динамовского UPS с харьковским чудищем по имени УПС – унiверситет повiтряних сил, а также источником бесперебойного электропитания и аспирином.
ПРИЗНАТНЫЙПризнаться, испытываю некоторую неловкость, в очередной раз представляя Юрия Семина на страницах «Футбола». В нашем издании это делалось не раз: и в качестве главного тренера «Локомотива» – соперника украинских клубов (ЦСКА, «Шахтёра», «Динамо») в еврокубках и на первом Мемориале Лобановского, и в связи с успехами его «Локомотива», и по поводу его же очередного юбилея, и по случаю новых назначений. Рассказано было немало. И вот обстоятельства вынуждают сделать это вновь. С трепетом приступаю.
По моему глубокому убеждению, Юрий Павлович – самый порядочный и искренний человек в российском футболе. Такова же обычно игра команды, которая работает и тренируется под его началом. У Семина репутация человека, который за словом в карман не полезет. И шутку он уважает. Несмотря на возраст, своей непосредственностью, теплотой и жизнелюбием напоминает мальчишку – во всяком случае, кого-то на-амного моложе, чем сам ЮрПалыч! А уж как его любят футболисты! Иностранцы уважительно называют его «uncle» – дядя. Молодые – уважительно, по имени-отчеству. Ветераны могут обратиться без церемоний – Палыч.
Но только на первый взгляд Юрий Семин – человек открытый. Анализировать методы его работы крайне сложно. Он последователь маститых тренеров, которые вежливы и общительны с прессой, но благополучно и надежно скрывают свои секреты тренерской деятельности. Все вроде бы просто – есть результат. А каким образом он достигнут? Обычно в таких случаях приходится сбиваться на штампы: «блестящий педагог», «тонкий психолог», «тренер, для которого нет секретов». Кто же такой Юрий Семин? В чем секрет феномена?
Очень хорошо подметил один из российских мэтров журналистского пера: «Последнее время чисто о футболе говорит только Семин. Все остальные говорят о чем угодно и сколь угодно много. О судействе, о селекционной работе, о полях, еще о каких-то проблемах. О футболе можно услышать только от Семина. Наверное, поэтому «Локомотив» играет так». Вернее, играл. Ибо сказано это было не вчера...
В том-то и дело. Семинский «Локомотив» был давно и жив ли он сейчас – тема для долгого спора с побитием физиономий. В 2005 году в тренерской биографии нашего героя начался очень сложный и противоречивый период, изобилующий непредсказуемыми поворотами и практически не поддающийся анализу из-за недостатка «мотивационной информации». Есть ли у нас основания предполагать, что эта «серия» прервется в киевском «Динамо», и этот клуб станет для Семина тем же, кем был для него «Локо», и наоборот?! Да уж, вопрос...
ОРЕНБУРГСКИЙ ОРЕЛНаверное, правильно вкрапливать в повествования прямую речь нашего героя. А действовать будем в лучших традициях – начиная с босоногого детства. Юрий Павлович Семин родился в Оренбурге через два года после окончания войны. Его отец был военным и проходил службу в этом городе. Демобилизовавшись, он перебрался в старинный русский город Орел. Юре было тогда полтора годика.
Павел Ильич до пенсии работал водителем. Возил местных райкомовских «шишек». Выйдя на заслуженный отдых, увлекался охотой, держал собак – к нему за щенками издалека приезжали и пасеку. Мать, Вера Филипповна, – домохозяйка. Родители мечтали, чтобы сын стал доктором, в крайнем случае, музыкантом.
Не вышло. Тянуло Юрку не к баяну, а к мячу. И реветь ему доводилось немало, убеждая суровых родителей в правоте СВОЕГО выбора! Проблема была в том, что учился он из-за своих спортивных увлечений плоховатенько, а какие папа с мамой подобное потерпят? Ведь все мы видим в своих детях вундеркиндов и вовсе не футбольных...
ЮПС: «Родители хотели, чтобы я пошел в музыкальную школу, но, думаю, из меня ничего не получилось бы. По-моему, я даже начал немножко заниматься, но мне это не понравилось. Мы удобно жили, был дом деревянный, за этим домом футбольное поле, мяч хранился у меня, и с утра до вечера, когда не было школы, играли улица на улицу, двор на двор. Я собирал команды, договаривался об играх, обеспечивал явку тоже я».
И вот, скажите на милость, разве могла карьера Семина сложиться иначе, если в далекие 50-е, когда мяч у пацанов считался едва ли не святыней, именно маленькому Юре доверяли его хранение?! На одной из фотографий Юра в майке, трусах и даже гетрах – все, как положено «настоящему» футболисту – ловит мяч, но почему-то баскетбольный.
ЮПС: «Самое яркое воспоминание – это когда отец купил новый мяч, а он оказался не футбольным, а баскетбольным – слишком большим и тяжелым».
Впрочем, начинал Юра не с футбола, а с легкой атлетики, точнее – с прыжков в высоту и бега на средние дистанции. И если высоко прыгнуть не удалось, то набегал юный легкоатлет на звание чемпиона города среди школьников в своем возрасте. А поскольку в его орловской школе была еще и футбольная секция, вдоволь набегавшись и напрыгавшись, Юра находил время, чтобы погонять мяч.
Все свободное время Юрий проводил на спортивных площадках, играл в футбол, волейбол, хоккей, участвовал практически во всех соревнованиях, проводимых в городе. Но никогда не думал, что посвятит свою жизнь спорту. До тех пор, пока Геннадий Савкин, известный в городе футболист и тренер пригласил его в команду мальчиков местного «Динамо».
ЮПС: «Ох, и строгий тренер был! Не дай Бог хоть на две минуты на тренировку опоздать – сразу отправлял домой. Пару раз я, конечно, на этом попался, но потом как отрезало. Умел Геннадий Иваныч привить дисциплину любому, кто был помешан на футболе».
После того, как Савкин перешел в группу подготовки при тогдашней орловской команде мастеров «Локомотив», Семин отправился вслед за ним. В последний школьный год его приняли на стажерскую ставку в команду мастеров.
ЮПС: «В Орел приехал тренер Степанов, знаменитый спартаковский форвард. Я попал к нему в команду второй лиги «Локомотив», ездил на сборы и стал играть в основном составе».
Так 16-летний Юрий Семин стал играть за орловскую команду, переименованную в «Спартак» и получившую право выступать во второй лиге союзного чемпионата, – сначала за «молодежку», потом – за основу.
Так начался футбольный путь застенчивого худощавого паренька Юхи-Гохи, как ласково называли его болельщики в Орле, до признанного всеми ЮрПалыча – лучшего футбольного тренера России.
Спартаковец Юрий Семин (в центре) на острие атакиДВАЖДЫ СПАРТАЧВ футболе Юрию было интересно все, нравился процесс подготовки к матчам, сами игры. Другой жизни он просто не замечал. Естественно, это не могло не сказаться на успеваемости в школе, но окончил он ее вполне достойно и поступил в Смоленский институт физкультуры. В Орле, Юрий познакомился со своей будущей женой.
ЮПС: «Сейчас молодые люди, для того чтобы познакомиться с девушками, ходят в клубы, на дискотеки. А раньше ходили на каток. Вот там я увидел красивую девушку, узнал, что ее зовут Любовь, и влюбился. Очень простая история. Около трех лет мы встречались, затем поженились».
Когда играли свадьбу, Юрий Семин был уже в другом «Спартаке».
По рекомендации Владимира Степанова он попал в юношескую сборную РСФСР. Летом 1965 года в Москве состоялся турнир сборных молодых дарований всех республик нерушимого Союза. Семин был одним из лучших среди нападающих и наверняка получил бы приглашение в один из клубов высшей лиги. Вышло так, что его судьбу решили руководители московского «Спартака». Николай Старостин и Никита Симонян сообщили молодому футболисту, что по линии общества он переводится в популярнейший столичный клуб. Спорить не стал, играть в Москве почитал за счастье и больше всего боялся спугнуть нежданную удачу.
ЮПС: «Сразу как только приехал из Орла, случилось несчастье с Юрием Севидовым (об этой трагической истории мы писали неоднократно. Совсем недавно вспоминали о случившемся в материале об Эдуарде Стрельцове. – Ред.), и я занял его место. В 18 лет провел 16 игр в основном составе и забил четыре мяча. Но началась смена тренеров, не все стало получаться, я перестал попадать в основной состав. А второй важный момент – наступило время служить в армии».
Увы, «Спартак» не стал яркой страницей в футбольной биографии Семина. В «народной команде» он провел два с половиной сезона, забил первый спартаковский гол в еврокубках (вернее, сразу два – в 1966 году в Белграде, в ворота югославской команды ОФК), но лестных оценок так и не заслужил.
Болельщики со стажем хорошо помнят Семина как добротного, довольно техничного форварда. Он не был звездой, никогда не приглашался в сборную СССР, но на поле был заметной фигурой. Подкупала его работоспособность, умение мыслить, открываться, хорошее видение поля. Когда Семин играл, он никогда не стоял на месте, виртуозно обращался с «пятнистым», к тому же был еще и мастером игры без мяча.
Со спартаковских времен к нему приклеилось новое прозвище – «Шило». Настырный форвард действительно мог «проткнуть» оборону, выскочить, ударить. Но не всем было дано разглядеть задатки мастера. Многие тогдашние тренеры довольно скептически оценивали настоящее и будущее Семина. По манере игры он больше тяготел к середине поля, но в «Спартаке» его упорно видели только на острие атаки, где он чувствовал себя не совсем уютно, а потом и вовсе все чаще стал оказываться в запасе.
БЕСКОВ ЗРЕЛ В КОРЕНЬНастоящий потенциал Семина-футболиста разглядел только мудрый Бесков. Только Константин Бесков заметил, какой он острый, колючий, самоотверженный боец. Так Юрий Семин оказался в московском «Динамо», которому, наряду с киевским, симпатизировал. Время, проведенное в составе «бело-голубых», Юрий Павлович считает лучшим в своей карьере футболиста.
ЮПС: «Думаю, Бесков мне правильное место нашел. Я на многих позициях играл. Начинал как нападающий, потом был центральным полузащитником, а однажды играл крайним защитником. Он отдавал предпочтение игрокам разносторонним. В этом искусство тренера – я все-таки не обладал такой большой скоростью, но зато был очень выносливый. Не скажу, что был полузащитником явно атакующего плана. Обычный крайний полузащитник. В мои обязанности входили и оборонительные действия, наряду с атакующими».
Динамовский мэтр полагал, что новичок добавит его команде азарта, бойцовского характера. Так и вышло. Играя в средней линии ближе к правому краю, Семин не только снабжал передачами атакующих партнеров, но и сам забивал нужные голы. Молодой, горячий, охочий до футбола, он быстро завоевал уважение и расположение динамовского коллектива. Неутомимый, при всей своей природной худобе – несгибаемый боец порой своими неожиданными игровыми фортелями срывал овации трибун.
Во многом отсутствие заболевшего Семина в дополнительном матче за звание чемпиона страны 1970 года стало одной из причин поражения «Динамо» от ЦСКА – 3:4 (знаменитейшая была игра!). Ни тогда, ни в 1967-м его команда чемпионом не стала, хотя была в шаге от золота. Удалось лишь стать серебряным призером чемпионата страны и обладателем Кубка СССР. К этому же периоду относится и еще одно личное достижение – рождение сына Андрея.
Среди всего прочего хочется выделить один месяц динамовской биографии Семина.
Московские динамовцы Юрий Семин и Владимир ЭштрековУНИЧТОЖЕНИЕ ГРАНДОВ3 августа 1970 года московское «Динамо» выиграло в Киеве у своих одноклубников 2:0. На 6-й минуте Семин, получив мяч от Эштрекова, открыл счет, на 88-й Эштреков сделал еще один «ассист» – Козлову. Все старания хозяйской линии атаки во главе с Бышовцем, который проводил 100-й матч за «Динамо» в чемпионатах СССР, пропали вотще и втуне. В том чемпионате киевляне Маслова дважды уступили команде Бескова.
Именно эту игру ЮрПалыч вспоминал на презентационной пресс-конференции в субботу. Заодно припомнил, что Володя Трошкин нанес ему травму... Годом позже его команда в Киеве уже уступила, а Семин вышел лишь на замену... Что уж говорить о «Кайрате», который с Семиным в основе огреб на «Республиканском» в 72-м 0:4!
Ну а пока, три недели спустя, 25 августа, они с Владимиром Эштрековым на глазах у 95 тысяч зрителей буквально разорвали на «Камп Ноу» знаменитую «Барселону» – 5:0. Эштреков открыл счет, а Семин (похоже, выйдя на замену) довершил дело четвертым и пятым голами. «Он вошел в команду так уверенно, как будто всю жизнь играл у нас», – подобная оценка из уст великого Льва Яшина дорогого стоит!
Как вы догадались, не только розами был усыпан путь футболиста Семина. Его упрямый характер прорезывался не только на благо команды, но порой и во вред ему самому. Так, не попав в состав на полуфинальный матч Кубка кубков с югославской «Црвеной Звездой», он вдруг вспылил и, несмотря на участие его команды в финале престижного евротурнира, написал заявление об уходе из «Динамо».
ЮПС: «Мне нужно было выдержать паузу, а я немного погорячился в этом плане. Пришли молодые игроки, я перестал попадать в состав. Нужно было переждать время. Но захлестнули эмоции. Уход из «Динамо» – моя ошибка. Произошло так, как произошло. Я приехал в алмаатинский «Кайрат» и стал работать».
ДИСПЕТЧЕРВ «Кайрате» все шло хорошо, пока там трудился авторитетный футбольный специалист Виктор Корольков. Однако тот вскоре лишился своего поста. Пришедший ему на смену крутой и властолюбивый тренер Артем Фальян собрался создать команду в большей степени из казахов, а потому сразу невзлюбил и Семина, и других москвичей, защищавших цвета команды. Вскоре новый тренер избавился от неугодных, а Семин, в силу его непокладистого характера, получил еще и дисквалификацию.
В высшей лиге играть запрещено. Ну что ж, Семин отправился в команду низшего союзного эшелона – новосибирский «Чкаловец». Но на следующий год наставник «Локомотива» Игорь Волчок сумел вернуть Юрия в Москву. (Кстати, не путайте его с другим Семиным – Александром, который тоже активно поигрывал в вышке, в том числе и с Юрием в одной команде. – Прим. ред.) В команде железнодорожников 28-летний футболист, уже освоивший роль диспетчера, стал лидером коллектива. И 4 июня 1975 года в Москве украл у «Динамо» победу над обычно довольно сладким соперником – Семин на 56-й минуте воспользовался пасом Уткина и ответил на гол Онищенко. Это снова был юбилей – 150-й матч в чемпионатах СССР проводил Трошкин. Ничего, в Киеве динамовцы в драматичном поединке, уступая по ходу встречи, возьмут свое – 3:2...
В 1977 году железнодорожники впервые за полтора десятка лет метили в призеры первенства. Но на финише сказался перебор ветеранов, и команда довольствовалась лишь 7-м местом, впрочем, самым высоким для себя с начала 1960-х годов.
На финише игроцкой карьеры Юрий Семин носился в футболке «Кубани»
КРАСНОДАРСКАЯ ФИНИТАИгровой стаж у Семина замечательный. В бытность футболистом он не был звездой. Но умение вести за собой, сумасшедшая работоспособность и отчаянная футбольная страсть позволили ему отыграть 17 сезонов – большинство из них на высшем уровне – и даже сменить при этом три московских клуба. Кстати, было приглашение и в четвертый – ЦСКА, но не сложилось...
В 33 года Юрий Семин повесил бутсы на гвоздь. Кубок СССР так и остался единственной высокой наградой в его футбольной карьере. Остальные свои трофеи он взял спустя много лет, правда, уже в ином качестве и в другой стране.
Игровую карьеру Юрий Семин завершал в высшей лиге – в «Кубани», в которой спустя два года начал и тренерскую, вернувшись в Краснодар в сентябре 1982 года, чтобы удержать тонущую команду в высшей лиге. И почти вытащил ее. Но в конце решающего матча в Донецке с «Шахтером» уже почти выбравшаяся из зоны вылета «Кубань» пропустила нелепый гол и все-таки «затонула».
Семин отправился искать тренерского счастья в солнечный Таджикистан, где так же, как и «Кубань», только в первой лиге, почти безнадежно «горел» душанбинский «Памир». «Если выручишь команду из беды, получишь Заслуженного тренера республики», – пообещали тренеру-дебютанту. И он выручил! Более того, вскоре «Памир» стал претендентом на переход в высшую лигу. Но главным кандидатом на повышение в классе был ЦСКА. Потому перед решающим матчем с армейцами из команды посредством повесток из военкомата выдернули сразу нескольких ведущих игроков. Восхождение сорвалось...
Все же благодаря заложенной Семиным игровой базе «Памир» через короткое время оказался среди сильнейших команд страны. Но Семин в это время уже выводил в группу сильнейших «Локомотив» – клуб, с которым потом установил российский рекорд тренерского долголетия и который, благодаря ему и его окружению, стал наряду со «Спартаком» лидером российского футбола на рубеже XX и XXI веков.
ТРЕНЕР ДЛЯ «ЛОКО»Юрий Семин был словно рожден для настоящего профессионального футбола – и как игрок, но в еще большей степени как менеджер в западном понимании смысла этой профессии. Официально профессионализм в российском футболе получил право на жизнь в начале 1990-х, когда Семин уже успел завоевать авторитет на тренерском поприще. Однако, уловив веяние времени, ЮрПалыч сразу понял, какие возможности открывает профессиональный футбол. Он стал одержим мыслью создать под знаменами «Локомотива» суперклуб европейского уровня. И его не смущало, что в отличие от прославленных и популярных «Спартака», «Динамо» или ЦСКА ему придется начинать практически с нуля. Так Семин сам стал локомотивом, увлекшим за собой массу людей, от которых зависело будущее клуба, сделал их своими единомышленниками и за десять с небольшим лет вывел почти неизвестную прежде за пределами страны команду на достойное место в европейском клубном рейтинге. Более того –возможно, это главное семинское достижение – у «пятого колеса в московской телеге» появился свой болельщик! Кому еще удавалось подобное? Спросите у руководства киевского «Арсенала», донецкого «Металлурга», «Москвы» и «Харькова»...
Семин возглавил «Локомотив» в 1986-м, когда клуб прозябал в первой лиге союзного чемпионата и о многом не мечтал. Вскоре «Локо» уже боролся за выход в высший дивизион. Но Семину удалось поднять команду на новый уровень. Именно с приходом на пост главного тренера «Локо» и началась головокружительная карьера тренера Юрия Семина.
Нет, успех к нему пришел далеко не сразу, но весь его путь с командой вызывает огромное уважение. После развала Союза «Локомотив» Семина хотя и выступал в высшем дивизионе, никакой конкуренции лидерам не представлял и до покорения своих будущих вершин был весьма далек. Влет 1:6 в финале Кубка СССР 1990 года киевскому «Динамо» – одно из подтверждений тому. Но работа Семина с заурядным клубом впечатлила руководителей российского футбола, и в первые годы существования сборной России ЮрПалыч входил в тренерский штаб главной команды страны.
Самого первого тренера сборной России Павла Садырина, по его признанию, привлекла основательность, с которой Семин создавал свою команду, не прибегая к тактике «большого скачка», а медленно, по кирпичику, выстраивая игру и подбирая нужных, надежных исполнителей. Придя в сборную, Юрий Семин не утратил своей независимости мнений и суждений, которые Садырин уважал и к которым прислушивался.
И Борис Игнатьев, принявший летом 1996 года сборную России, первым делом пригласил в помощники Семина. Так накапливался серьезный международный опыт, очень пригодившийся тренеру после выхода «Локомотива» на еврокубковую арену.
Еще до первого опыта работы со сборной России Семин ненадолго оставил «Локомотив» и отправился на год в Новую Зеландию, где был тренером олимпийской сборной страны. Говорит о ценном опыте, но... Как минимум здесь позвольте ему не поверить. Разве что в житейском, но уж никак не в футбольном плане!
В 1991 году Семин вернулся в родной «Локомотив», с которым постепенно стал подниматься все выше и выше.
ЮПС: «Наибольшее влияние на меня как на тренера оказали Константин Бесков, Валерий Лобановский и, конечно же, главный тренер московского «Локомотива» Игорь Волчок».
(Сразу заметим, что Семин довольно последовательно выступал против приглашения в российский чемпионат иностранных тренеров, считая, что своих достаточно, а едут сюда не лучшие. – Прим. ред.)
Продолжение >>>