Защитник, которого соперники считают мастером провокаций, а партнеры кличут Бульдогом, прогулялся с PROспорт по трущобам и рассказал все как есть. Итак, впервые в журнале: капитан «Локомотива»
Родолфо - о симуляции, сале и сборной России.
В марте 2007 года, когда Подмосковье еще было завалено снегом, но в воздухе уже чувствовалось приближение нового чемпионата России, PROспорт трудился на локомотивской базе в Баковке. Вратарь Иван Пелиццоли показывал фотографу Мелихову свои огромные, размером со сковороду ладони, и в уме представлялись картины, как бывший вратарь «Ромы» накинет замок на ворота московской команды. Сотрудники базы сидели на телефонах и ждали вестей из Киева - в украинской столице трудился Юрий Семин, тогда еще президент «Локомотива». Ближе к середине дня новость - у киевского «Динамо» куплен бразильский защитник Родолфо - пришла, хотя и не потрясла воображение.
Время показало: из Киева Палыч привез мотор. Родолфо - возможно, первый человек, без которого нельзя представить сегодняшний «Локомотив». С позиции центрального защитника он бьет соперников, длиннющими передачами разгоняет атаки, иногда забивает сам, но главное - генерирует настроение команды. Так вышло, что из всех приобретений, которые в 2007 году сделал совершенно неправдоподобный менеджерский союз Бышовец-Семин, именно Родолфо, а не Пелиццоли, не Рэзван Кочиш и даже не Эрик Корчагин, оказался самым толковым.
КАПИТАН, САЛО
- Динияр Билялетдинов ушел в «Эвертон». Кажется, вы один из тех, кто этому рад.- Не. Не-е-е. Конечно, я не рад, потому что мы друга потеряли, а у нас команда как семья -так было, есть и будет. Если же ты имеешь в виду повязку капитана, то да, он уехал и передал ее мне. Да, я этому рад. Но это радость из-за повязки, а не из-за того, что Динияр уехал.
- Тем не менее, когда вы капитан, кажется, что играть вам намного интереснее.- (Смеется.) Да нет! Я в каждой игре стараюсь делать все, чтобы команда победила. Может, вам просто кажется. На самом деле у меня сердце всегда горячее, каждая игра - как бой. Хотя я не отрицаю, что играю во многом благодаря эмоциям. Мне важно хорошее настроение перед матчем. Ничего не должно беспокоить - ни телефон, ни что-то еще. Слушаю хорошую музыку, которая заражает эмоции. И всегда улыбаюсь - это убирает мандраж, который есть у нас перед играми. Хорошая музыка - это хороший способ настроя.
- Что такое хорошая музыка для вас?- Например, бразильский хип-хоп, где читают про жизнь. Можно что-нибудь про любовь -например, я всегда слушаю ту музыку, которая была у нас с Каролиной на свадьбе. Еще слушаю ту, которая напоминает мне о папе и маме.
- Ваша первая капитанская повязка была передана вам лично Ромарио. Сохранили ее?- Нет. У «Флуминенсе» есть традиция, которой уже не знаю сколько лет: капитаны пользуются одной и той же повязкой. Отыграл матч, отдал, ее постирали и перед следующей игрой снова выдали. Когда Ромарио передал мне ее, я был в шоке! Мне 21 год, а в команде был игрок, которому за 30. Но шок - в первую игру. Уже на следующей чувствовал себя хозяином на поле, капитаном. А Ромарио - мой любимой игрок детства, любимый игрок и сейчас.
- Почему он?- У него жесткий характер. Человек он хороший, но для новых друзей не очень открыт. У нас же была ситуация аховая - мы шли на последнем месте. Ромарио решил: если игроки команды не станут друзьями друг для друга - вылетим. Поэтому Ромарио будто снова стал молодым, улыбался, общался, помогал. Ромарио забил больше тысячи голов, поэтому футболист он большой. Но тогда я узнал еще и то, что он человек хороший. И просто обалдел от этого.
- Вы забивали два гола в матче «Флуминенсе» - «Фламенго» - главном дерби Рио-де-Жанейро. Что чувствует человек в такой момент? Эти ощущения лучше оргазма?- Да. Это даже сказать по-русски тяжело. Я себя в тот момент чувствовал так, как будто я поднялся на самый верх и смотрю оттуда на мир (смеется). Как будто бог... «Маракана» была полной, просто полной -100 000 человек! И мы проиграли 3:4. Счет был 1:1, я забил второй и третий - 3:1. Оставалось 14 минут, и они забили три. Стадион был... Как сказать enfermo? Точно - на взводе! Но я вспоминаю этот матч не потому, что забил два гола. Просто это был хороший, очень хороший футбол. Поэтому его вспоминают все те, кто его видел.
- В Бразилии у вас вообще было много голов - в одном из сезонов набралось сразу 13. Как это получилось?- Давали бить штрафные, пенальти, приходил на угловые. Забить так много для защитника, да еще для молодого - это было круто. Поэтому меня и вызвали сразу в олимпийскую сборную Бразилии. Но защитнику забивать легче, чем форварду. Когда идет атака, моя голова спокойна - я могу принимать любое решение. Как хочешь, так и забивай. От форварда всегда требуют голов, от него их ждут защитники и следят. А когда приходишь ты - это всегда сюрприз.
- В 2007 году «Локомотив» тренировал Анатолий Бышовец. Это самый необычный тренер в вашей карьере?- Да нет. У меня в Киеве был Сабо. Тренер очень жесткий и такой эмоциональный человек! Один день улыбается, другой день - вообще злой, прямо в лицо говорит, что о тебе думает. Но результат всегда был. Мы понимали друг друга. Команда, в которой есть иностранцы, - это тяжелая работа, потому что надо работать над психологией. А Бышовец - нормально, нормальный тренер. Просто результат не вышел, вот о нем и стали говорить.
- На установках он цитировал выдающихся людей. Как вы реагировали?- Кто-то этого не понимает, кто-то смеется. Но для меня это было как мотивация. Он играл на высоком уровне, был чемпионом олимпийским - такого человека надо уважать.
- Ваш партнер по команде Томислав Дуймович взахлеб читает на русском - от Достоевского до Толстого. Что читаете вы?- Я читать не люблю. За свою жизнь я прочел максимум 10 книг. Мне больше кино нравится. Зато жена читать любит, она мне все и рассказывает.
- Говорят, еще с киевских времен вы любите сало.- Это правда. Сало - почти то же самое, что мы едим в Бразилии. Допустим, шашлык. У нас шашлык без жира - это не шашлык, обязательно надо, чтобы на нем было чуть-чуть жирка. А сало - шашлык, только без мяса. Сало люблю тонко резать и класть на хлеб. Правда, с тех пор как я переехал в Москву, сала не пробовал. А надо бы.
ПРОВОКАЦИЯ, ХИТРОСТЬКогда Родолфо играл в Киеве, за цепкость и злость ему сочинили прозвище Бульдог. Чтобы описать стиль игры бразильца, достаточно пары цитат. «Хуже всех - Родолфо, - говорил в интервью «СЭ» Алан Дзагоев. - Очень грязный защитник. Провокатор, бьет исподтишка, при стандартах чаще всего меня опекает. Мяч в 10 метрах пролетает, но Родолфо все равно обязательно руками толкнет или локтем побольнее двинет. В Кубке недавно я на нем желтую получил. Так довел, что пошел в него прямой ногой. А Родолфо позже меня на удаление пытался спровоцировать». «Безобразно играет, иногда до смешного доходит, - рассказывал Роман Адамов, еще не перейдя из «Рубина» в «Крылья Советов». - У меня в 2007 году из-за него дисквалификация на четыре матча была. Всю игру провоцировал, я не сдержался, ударил его в подкате... Вроде взрослый мужик, атак себя ведет».
Будете на матче «Локомотива» - присмотритесь к нашему герою. Откроете для себя новое пространство игры.
- Вы, наверное, часто деретесь.- Нет. Если посмотреть на меня на поле, так можно подумать. По жизни я человек спокойный, люблю друзей, всегда улыбаюсь. Но когда форму надеваю, в голове щелкает: надо работать, надо выигрывать. Тем более, мы защитники, нам надо быть жесткими.
- Говорят, что на сборах вы подрались с 17-летним игроком дубля.- Там все было по-другому. Он кое-что сделал, я ему стал рассказывать, что он не прав. Не знаю, из какой газеты вы это узнали, но там все неправильно написано. Это был тренировочный процесс, не драка. Я никого не то что не бил - даже не трогал.
- Когда вы узнали, что Дзагоев считает вас грязным защитником, сказали: «Я сейчас промолчу... У нас будет возможность встретиться на поле и лично все обсудить». Обсудили?- Я не люблю говорить о коллегах в прессе. Это дает им мотивацию. И он, и вся команда будут злыми на меня. Поэтому в таких моментах надо молчать. Футбол - хитрый вид спорта. Кто может схитрить, тот сможет победить. А Алану я желаю удачи. Пусть выиграет у Германии и попадет со сборной на чемпионат мира. Это хороший игрок. Но надо немножко спуститься на землю.
- Адамов сказал, что из-за вашей провокации заработал дисквалификацию.- Я никого не бил. Спровоцировать я могу. Кто-то отвечает. Но не надо отвечать, я не жду ответа.
- А зачем тогда провоцируете?- Адамов - хороший игрок. Чтобы он потерялся, надо чуть-чуть спровоцировать. А тогда он к тому же красную получил. Мы выиграли. Иногда надо хитрить.
- Вы не боитесь, что футболисты других команд, когда прочтут это, перестанут вас уважать?- Нет. Каждый футболист хочет сделать максимум для того, чтобы его команда выиграла. Мое мнение - это чисто. Я никого не бью, ничего такого не делаю. Просто не надо отвечать на провокации.
- Позволяете ли вы себе симулировать? Когда смотришь за вами с трибуны, кажется: не гнушаетесь тем, чтобы полежать на земле, даже когда столкновение было не таким уж и серьезным.- Те, кто говорит, что я часто падаю, даже когда меня никто не трогал, не правы. На каждой тренировке, следующей за матчем, у меня все тело болит - не знаю, почему соперники меня так любят бить. Но бывает такая ситуация, когда никто не ударил, но надо потянуть время. Хитрить надо.
СБОРНАЯ РОССИИ, ТИМАТИНезадолго до матча Россия - Германия спартаковец Веллитон не в первый раз заявил, что был бы рад получить приглашение в сборную России. Защитник «Локомотива» Родолфо сделает то же самое в этом интервью - несколькими абзацами ниже. Можно спорить о том, кто нам нужнее - абсолютно лучший форвард чемпионата России или футболист, играющий на проблемной для сборной позиции центрдефа. Но как минимум один аргумент, который добавляет козырей Родолфо, - его склонность к языкам. Помимо португальского он говорит на английском, итальянском, испанском и просто прекрасно - на русском. Общаясь с черкизовским бразильцем, все время вглядываешься ему в лицо, чтобы убедиться: на интервью действительно привели капитана «Локомотива», а не загорелого парня из братской республики, делающего в клубе ремонт. «Обалдел», «мандраж», «тренировочный процесс» - эти слова появились не во время адаптации интервью. Все это Родолфо произносил сам.
- На чем вы передвигаетесь по Москве?- У меня «Крайслер». Но он большой, а сейчас в городе пробки, поэтому сюда я приехал на той машине, что нам дают в клубе. Я люблю американские машины - «Крайслеры», «Кадиллаки». Если семья большая, значит, и машина нужна большая. Я вот засматриваюсь на «Кадиллак Эскаладе», огромный джип. Спортивные двухместные авто не для меня. Это машины эгоиста.
- Ромарио - ваш любимый игрок. Есть ли в мировом футболе любимый защитник?- Лусиу. Он такой жесткий и эмоциональный. Берет на себя responsobiletet. Да, ответственность. Капитан сборной Бразилии.
- Лусиу дважды забивал в свои ворота в Лиге чемпионов, оба раза - пяткой. У вас в карьере есть матч, за который вам стыдно?- В 2008 году играли с «Химками». Выигрывали 2:0, но я получил удаление, «Химки» отыгрались и в конце чуть третий гол не забили. Что я чувствовал после матча? Это слово на букву «п», его нельзя говорить в интервью для журнала.
- Мечтаете ли вы о сборной Бразилии?- Нет. Сейчас туда попасть тяжело. У нас достаточно много хороших защитников. Если я буду продолжать играть в России, меня вряд ли вызовут. Зато у меня здесь хорошая жизнь, хороший клуб, хороший чемпионат. Пока я не собираюсь возвращаться в Бразилию.
- Ваш земляк Веллитон на прошлой неделе заявил, что не против сыграть за сборную России. У вас нет ни одного матча за взрослую сборную Бразилии, следовательно, на эту тему можно говорить и с вами.- Угу.
- И как вы отреагируете, если вам сделают предложение?- Нормально. Кто-то когда-то говорил, что мне хотели сделать паспорт. Если хотите - я не против. Если решат, что я смогу помогать, я постараюсь помочь... Я люблю Бразилию, но уже шесть лет играю в Украине и России. Эти края я считаю своей второй страной, да и меня наполовину можно назвать русско-украинским человеком.
- Южноафриканец Джейкоб Лекхето обещал забраться с кубком на крышу базы, если его команда выиграет чемпионство. «Локомотив» выиграл, Лекхето сдержал слово. На что вы готовы, если станете чемпионом?- Постричься налысо. Чтобы быть таким же, как Пашинин. Я вообще на все готов ради чемпионства.
- И татуировку новую набить?- Да! Я готов на все.
- У вас на руках - имена жены и дочки. Какую роль татуировки играют в вашей жизни?- С их помощью моя семья становится ближе. На сборы мы садимся в январе, а Каролина с Брендой приезжают в марте. Скучаю. Смотрю на руки, целую их и вспоминаю самых близких и родных.
- Как бразильцы реагируют, когда слышат, как вы говорите по-русски?- Они просто не верят. Они из такого языка даже слова повторить не могут, шутят, что я стал русским. Я как-то был на ТВ-передаче и забыл слова на португальском, а мне сразу же: «Совсем про Бразилию забыл. Русский!»
- Нашу страну не так уж и легко полюбить. Что вам нравится в России?- Здесь спокойно. Безопасно, вообще хорошо. Ребенка можно учить языкам, можно гулять, в общем, делать все что угодно. Главное - хорошо играть и тренироваться. В Бразилии опасности меня не обходили стороной. Как-то - у меня еще не было машины - ехал в автобусе, и у меня украли все. Телефон, кошелек - а там были премиальные за победу в Лиге Кариоке, нормальная сумма. У жены тоже крали из машины деньги, телефон, документы.
- Выходит, в фильме «Город Бога» все правда?- Все правда. Фильм, кстати, мне очень нравится. Видел его очень много раз. У нас сериал еще был, но фильм мне нравится очень.
- Что из русской культуры, привычек, традиций вам нравится?- Русского кино я не видел, зато слышал музыку. Мне нравится Тимати - нормально так. Еще зима нравится, я живу в коттеджном поселке под Москвой, и там всегда очень много снега. Сегодня вот с утра все было белым, хотя это не снег, а заморозки, конечно. Но когда снег выпадает, мы с дочкой любим кататься на горках и играть в снежки. Весело!
РОДОЛФОРодился 23 октября 1982 года в Сан-Паулу.
Защитник «Локомотива». Рост 183 см, вес 77 кг. Выступал за бразильский «Флуминенсе» (2001-2004), киевское «Динамо» (2004-2006), с 2007 года - игрок «Локомотива». Выигрывал чемпионат штата Рио-де-Жанейро (2002), Кубок (2005,2006) и Суперкубок Украины (2006), Кубок России (2007). Провел один матч за олимпийскую сборную Бразилии. Женат, дочь Бренда. Прозвище Бульдог.PROспорт
Текст: Юрий ДУДЬ
Фото: Владимир ШИРОКОВ