Текстовый вариант для тех, кто не хочет или не может по каким-то причинам посмотреть видеоверсию.
⎯ Илья Леонидович, для начала, я хочу вас поприветствовать в нашей большой семье. Надеюсь, это будет плодотворное сотрудничество и с вашей стороны, и с нашей.
⎯ Спасибо. Я тоже на это надеюсь. Для меня стать частью такого клуба — честь.
⎯ В своём обращении на официальном сайте вы сказали, что у «Локомотива» особенные болельщики. Чем они особенные?
⎯ Это правда. У «Локомотива» самые дружелюбные, самые милые болельщики. Это некий сплав людей, нацеленных именно на поддержку команды. Я всегда воспринимал их так. ⎯ Сколько было продано абонементов на момент официального окончания продаж (9 августа)?
⎯ Точную цифру я вам сейчас не назову, но порядка двух тысяч. Мы возобновили продажи абонементов.
⎯ Возобновили на какой срок?
⎯ Пока это открытая дата. Если по прошествии какого-то времени продажи сойдут до минимумапройдёт несколько дней и не будет продаж, тогда остановим. После возобновления абонементной программы, буквально за полтора-два часа, абонементы приобрели десять человек. Мне кажется, это неплохой темп. Будем стараться и дальше привлекать болельщиков, чтобы продавать больше абонементов и билетов.
⎯ С момента приглашения вас в клуб и до подписания контракта как-то готовились к работе? Что делали?
⎯ Прежде всего я зашёл на сайт Lokomotiv.INFO. Это был первый мой шаг. Потом я отправился на остальные ресурсы о «Локомотиве». К сожалению, их не так много, как хотелось бы, но это вопрос времени. Я внимательно изучил официальный сайт. У меня есть несколько хороших друзей — болельщиков «Локомотива», давних болельщиков. Я очень много общался с ними. Собственно, я очень много вещей уже знал — то, что я прекрасно помню. Вся страна следила за успехами «Локомотива» на международной арене в конце 1990-х – начале 2000-х, когда наш клуб представлял страну в еврокубках и останавливался буквально в одном-двух шагах от побед, которые действительно все ждали — вся страна, болельщики других клубов, и я в том числе. Большая часть славной истории клуба протекала непосредственно перед моими глазами — я даже посещал некоторые матчи. Много о клубе читал, старался свои знания освежить, что-то новое узнать. Был на одной из игр — на первом домашнем матче этого сезона.
⎯ Вы говорили, что расскажете подробнее о целях, которые вам поставило руководство.
⎯ Да, я действительно это говорил, но я всё ещё не до конца готов к этому разговору, потому что нужно немного больше времени, чтобы мы хорошо, предметно подготовились. В целом, вы должны их интуитивно понимать. Важно, чтобы удовлетворялись цели и ожидания болельщиков, чтобы клуб к ним отнёсся со всей серьёзностью, чтобы клуб и болельщики нашли гармонию в отношениях. Это основная цель. Вторая цель — выстроить спортивную вертикаль: от школы до главной команды.
⎯ Если говорить о болельщиках — как вновь вернуть их на стадион?
⎯ Знаете, я в пятый или какой там раз отвечаю: это сложная и кропотливая работа, которая требует тщательной подготовки и планирования. Но в основе её — понимание нужд болельщиков. Для этого нужно побыть на их месте, понять, что им нравится и не нравится, что бы они хотели видеть, какого бы сервиса они хотели. Вот это всё надо понять и реализовать, начиная с банальных вещей: горячего питания, Wi-Fi на стадионе, быстрого и комфортного прохода на свои места.
⎯ Будете ли устанавливать тепловые пушки? Зима близко, скоро холодно.
⎯ Если это технически возможно, то установим и тепловые пушки, необходимо учитывать конструкционные особенности. Нужно составить план и пункты из него последовательно закрывать.
⎯ Возможно ли на стадионе ввести оплату картой?
⎯ Безналичную оплату безусловно надо делать. Многие клубы уже используют браслеты, чипы оплаты. Нужно искать самые современные технологии и не бояться их внедрять. Мы будем контактировать и с системами оплаты, и с кем потребуется, чтобы проход, оплата и всё остальное было максимально удобно. Ничего нового в области сервиса изобрести уже не возможно, всё уже придумано. На словах просто, а на практике это потребует выстраивания системных процессов и структур. Это займёт какое-то время.
⎯ В последние годы у нас, к сожалению, прекратились ежегодные встречи команды с болельщиками. Планируется ли их возобновлять? Раньше наши встречи проводились в МИИТе — в большом зале собирались болельщики, задавались вопросы. Как насчёт такого формата?
⎯ Мы обязательно проведём такую встречу. Я просто не готов сориентировать по срокам, но, я думаю, что после закрытия трансферного окна она будет уместна. В ближайшее после этого время мы начнём готовиться — нужно договориться о формате с представителями болельщиков, с игроками. Я думаю, что такие прекрасные традиции нужно всячески развивать.
⎯ Вы упоминали спортивную вертикаль в клубе. Молодёжный состав у нас сейчас играет на стадионе «Локомотив-Перово». У нас же есть прекрасная МСА…
⎯ Верно. С чем связано то, что дубль не играет на этой арене — это первый вопрос, который я задал, оглядывая прекрасную МСА, её руководителям. Мне назвали несколько причин. На мой взгляд, они недостаточно убедительны.
⎯ Какие причины вам назвали?
⎯ Я не хотел бы сейчас их озвучивать… Например, безопасность. Мы будем стремиться к тому, чтобы играть на МСА. Не в самое ближайшее время, но в какой-то перспективе будем играть здесь (в Черкизове – прим.). В сентябре-октябре, в один из этих месяцев, мы переедем. Опять-таки, это нужно сделать не только для команды, но для тех, кому это интересно — для болельщиков. Если они собираются посещать игры, нужно сделать всё, чтобы им там было удобно. И, насколько я знаю, до стадиона в Перове сложнее добраться, чем до МСА. Конечно, нужно играть там, где удобнее.
⎯ На ваш взгляд, в клубах нужны общеобразовательные школы при интернате?
⎯ Это сложный вопрос. Если дети живут в интернате, конечно, они должны иметь хорошее образование. Но нужно ли это делать в форме школы, зависит от количества детей. В целом позиция такая: дети, живущие в интернате, безусловно должны получать лучшее образование из возможных, чтобы занятия футболом не подрывали их возможную будущую жизнь не в качестве футболистов. Не все дети, занимающиеся футболом, становятся профессионалами, а хорошее образование нужно абсолютно любому человеку.
⎯ Вопрос был к тому, что раньше у нас такая школа была.
⎯ Я что-то об этом слышал, но её текущий статус не знаю. Из ваших слов получается, что она закрыта. Всё, что можно сделать на эту тему, будем делать. Снова повторю, что это не будет сделано в течение следующей недели. Я очень прошу, чтобы это не трактовали как уход от ответа или от действий, призываю с пониманием относиться к тому, что часть действий будет растянута во времени.
⎯ Можете описать, какая на текущий момент ситуация в клубе с ФФП?
⎯ Я этот вопрос сейчас внимательнее изучаю. Навскидку, у клуба есть шансы удовлетворять всем требованиям ФФП и никаких проблем в связи с этим, по моим ощущениям, мы испытать не должны. По крайней мере пока. Про перспективы, про следующий планируемый год мне сложнее сказать, потому что детального бюджета я пока не видел. Но, как вы понимаете, мы очень хотим требования ФФП выполнить, и мы всё для этого сделаем. Это приоритет номер один, потому что играть в еврокубках мы, конечно же, очень хотим. Это те турниры, в которых «Локомотив» обязан участвовать постоянно. То есть, «Локомотив» в моём воображении — это синоним слова «еврокубки», успешных там выступлений.
⎯ В большей степени это ограничение от УЕФА связывается с зарплатами игроков. У нас, например, есть Мануэл Фернандеш, который на данный момент играет в дубле. Есть по нему какие-то мысли, что с ним делать дальше?
⎯ В первую очередь надо пообщаться с игроком, с тренерами, понять, насколько игрок готов из этого состояния выходить, насколько тренеры ему готовы в этом помогать, и понимать, какие опции существуют. Это первые вещи, с которых надо начать. Может быть Фернандеш в нашей стране не видит перспектив, тогда надо искать возможности отдать его в аренду или продать. Сохранять такого ценного игрока в молодежном составе — это совершенно неправильно.
⎯ И дорогостоящего…
⎯ Дорогостоящий — это одна из основных его характеристик, к сожалению. Хотелось бы, чтобы она стала другой.
⎯ Ходят слухи, что мы продлеваем контракт с Ведраном Чорлукой.
⎯ Откуда вы это знаете? Мы стараемся его переподписать, потому что он фундаментальный игрок команды. Постараемся Ведрана удержать. Но вопрос хороший. Я думаю, в ближайшие несколько дней, может быть до конца августа, все решится.
⎯ Контракт с техническим спонсором у нас до какого года?
⎯ Контракт с нынешним техническим спонсором у нас еще на один сезон, дополнительно к начавшемуся.
⎯ Будете ли вы это партнёрство пересматривать?
⎯ Конечно же, мы бы хотели по-другому посмотреть на техническое спонсорство. Я думаю, и болельщики могут назвать несколько моментов, которые можно улучшить. Поэтому мы хотим развивать отношения с техническим спонсором, кто бы он ни был. Сегодня это Adidas, и если мы будем оставаться с ними, то это должно быть на наших условиях.
⎯ Вы очень много времени проработали в «Зените» и РФПЛ. В РФПЛ вы готовили стратегию развития лиги. Можно ли что-либо из этой стратегии применить относительно клуба?
⎯ Да, есть универсальные вещи. Например, одна из проблем российского футбола сейчас — это его слабый, уязвимый бренд. Общий имидж, его восприятие болельщиками, которое сложилось за последние десятилетия, требует корректировки. Это вопрос не только брендовых агентств, но и внутренних усилий. У клубов тоже страдают бренды, и их тоже нужно исправлять. Наш футбол, к сожалению, многими воспринимается с негативом, с пренебрежением, с такой, знаете, усмешкой, и тут вина в том числе и клубов, которые недостаточно усилий прикладывают для того, чтобы в глазах людей выглядеть интересными, привлекательными брендами. Нужны общие усилия, чтобы это изменить.
⎯ «Локомотив» как бренд сейчас привлекателен?
⎯ Как это измерить? Прежде всего, это внимание к нему людей. Мы видим, что бывали и лучшие времена. Но у бренда огромный потенциал — его связь с железными дорогами является уникальным преимуществом, которого нет ни у кого в России. Бренд-платформа железных дорог позволяет делать совершенно удивительные вещи. Я думаю, правильно используя этот потенциал, его можно сделать сумасшедше привлекательным.
⎯ «Зенит» в своё время успешно вышел на европейский, и даже на мировой, уровень в области маркетинга, бренда. Как они этого достигли и можно ли то же использовать у нас?
⎯ Опять же, я повторюсь, нет никаких одноразовых решений, все они универсальны. Поэтому нужно смотреть лучшие практики английских, немецких клубов, и применять все те технологии, которые возможны. Мы живём в мире развивающихся социальных сетей, приложений, электронных медиа. Если мы не будем уделять им должное внимание, серьёзно заниматься общением с болельщиками через электронные медиа, то бренд не будет развиваться.
⎯ Вы очень ратовали за продвижение медиаправ клубов, заработок от медиаправ. Будете продолжать эту работу теперь и от нашего имени?
⎯ Хотелось бы продвигаться. Хочется быть доступным зрителю, быть на ТВ-каналах, быть красивыми, чтобы о нас красиво рассказывали в аналитических передачах, новостях, обзорах. Или просто чтобы было больше трансляций с нами. Мне кажется, нам многое удалось сделать, занимаясь этой проблемой тогда, чтобы сейчас всё это было возможно.
⎯ Какие преимущества есть у «Локомотива» по сравнению с остальными московскими клубами?
⎯ Первое преимущество, которое бросается в глаза, глядя на карту Москвы, — это то, что стадион «Локомотив» располагается в одной части города, а все три стадиона других московских клубов находятся рядом в другой части города. То есть, мы, как минимум, охватываем большую территорию, чем любой из них. Это первое. Потом, мы находимся на пересечении ветки метро и МЦК (МКЖД), что тоже символично и скоро откроет новые возможности по посещению нашего стадиона. Это географические преимущества. Что же касается преимуществ «Локомотива» как бренда, то ими являются уникальные болельщики, достаточно недавнее «золотое» поколение, которое вот только что отошло в сторону, замечательная, всё-таки, бренд-платформа, связанная с акционером, с основным спонсором клуба — «Российскими железными дорогами». «Локомотиву» ничего не мешает стать действительно всенародным, всероссийским брендом — не только московским, но и объединить болельщиков со всей страны. Рано или поздно это случится — мы просто обречены стать лучшим брендом.
⎯ Может быть скажете что-то болельщикам? Нас читает очень много людей.
⎯ Я очень рад, что работаю для вас. Хотелось бы, чтобы и наша работа вас радовала. Счастлив, что у меня появился уникальный шанс сделать что-то своими руками для блага в том числе себя как болельщика, возможность делать футбол и его просмотр интересным — таким, каким он должен быть.
Интересное интервью, но странно что не задали 1. Вопрос по Диарра и о 10 млн евро 2. Как будет строится скаутская работа (например, кто ответственный за поиск игроков), напомнить Илье Геркусу, что Корнеев мягко говоря не очень хороших игроков привозил в Зенит.