Этот арбитр вместе с Валентином Ивановым и Игорем Захаровым вошел в число первых лауреатов конкурса "СЭ" "Золотая мантия", в январе 2006-го получив один из главных призов из рук Пьерлуиджи Коллины в редакции нашей газеты. С тех пор Алексей Николаев на стабильно высоком уровне проводит игры премьер-лиги и по праву получил назначение на матч заключительного тура, в котором решится судьба золотых медалей. Завтра ему судить поединок ЦСКА – "Локомотив".
– В 2007-м "СЭ" поздравлял вас и вашу супругу Светлану с рождением дочерей-двойняшек…
– Рождение Ксении и Анастасии – самое яркое событие в нашей жизни. Мы очень благодарны вам за поздравления.
– Когда испытали больший стресс – узнав, что у вас с женой будет двойня, или получив первое назначение на игру между "Спартаком" и ЦСКА?
– Испытал огромное счастье, узнав, что будут сразу две дочери. И осознал то большое доверие, когда сказали о первом назначении на российское класико. – А какие мысли посетили в понедельник, когда стало известно о назначении на решающий матч чемпионата России ЦСКА – "Локомотив"?
– Во-первых, это доверие. И сумасшедшая ответственность. Тем более что давно у нас не было игр, подобных этой. В последние годы судьба золотых медалей чаще решалась за несколько туров до конца чемпионата. Нас ждет поистине чемпионский финал.
– Верите ли, что когда-нибудь вам, наконец, позволят судить финал Кубка России?
– Наш руководитель Валентин Иванов, анализируя на сборах какой-либо игровой эпизод, иногда спрашивает, что было ключевым в его речи. Так вот, основной смысл в вашем вопросе – слово "позволят". А если серьезно, то у меня появился еще один стимул. И, если позволят, то хотел бы отработать хотя бы еще один год, чтобы наконец-то отсудить кубковый финал.
– Сильно ли изменилась ситуация в судейском корпусе?
– В целом как была нормальной, так и осталась. Руководителей было много. У каждого хватало положительного, каждый приносил что-то новое. Работалось комфортно. Если брать последние годы, то нам повезло – познакомились с такими специалистами, как Розетти и Иванов. При Роберто приобрели неоценимый европейский опыт, раскрепостились и впервые поработали с независимым руководителем. Правда, недолго. А после возвращения Валентина Валентиновича снова получили возможность сотрудничать со специалистом мирового уровня. На самом деле – таких в мире всего несколько человек! Он может объяснить любую ситуацию настолько доходчиво, что ты легко все понимаешь. А требования его выполнимы и объективны. Жесткие, но справедливые.
– Правда, что в прошлом году возник некий "черный" список судей, в который вошли и вы? Предъявлялись ли вам претензии по качеству судейства или, может, по физической готовности?
– Какие-то слухи доходили. Домыслы, версии. Кто автор, не знаю. Но я старался не обращать на них внимания. Выходить и доказывать на поле.
– В премьер-лиге много молодых арбитров. Чувствуете себя на их фоне умудренным опытом и сединами ветераном?
– Смена поколений идет постоянно. Когда-то и я был молодым. И те, кто стоял у вершины судейской лестницы, вызывали и уважение, и восхищение. Старался брать у них самое лучшее. С паспортом не поспоришь – я старший среди главных судей. И, конечно, особое, уважительное отношение со стороны других ощущаю. Естественно, ребята подходят и советуются – не только по судейским вопросам, но и житейским. Сейчас я в таком положении, а лет через пять будет кто-то другой.
– Почему назвали именно такой срок?
– Это образно. Не имел в виду возрастные цензы.
– Вы за то, чтобы ограничивать судейскую жизнь такими рамками?
– Сложный вопрос. Все индивидуально. Не стану лукавить: хочется дольше оставаться в любимом деле. Не представляю себя вне футбола и судейства. Однако все через это проходят и стараются найти себя в иной ипостаси. Кто-то идет в функционеры, кто-то в инспекторы. Сегодня я ощущаю запас физических сил и желания.
– Уместно ли ставить вопрос о возможных исключениях из правил?
– Если человек в состоянии выполнять все требования и речь идет об уважаемом арбитре, способном помочь молодым и руководству департамента, если его хотят видеть на поле клубы и футболисты, то почему бы и нет. Другой вопрос, насколько психологически и физически мы готовы и после 45 продолжать карьеру.
Мне сейчас 42. Что и как будет через 3 года, сказать не берусь. Вдруг примут новые решения. Хотя… сегодня каждый матч может быть последним, и это, к сожалению, наши реалии. Нигде и никто в современном мире не работает в таких условиях! На минуту представьте себе, что сделали бы с нашим арбитром, когда мяч залетел в ворота через дырку в сетке, и он засчитал гол, которого не было! Судью не казнили, а дали назначение на финал Лиги Европы и доверили работать на финальном турнире чемпионата мира-2014. И ему, и другим арбитрам, которые будут работать в Бразилии, желаю удачи! – Бывало такое, когда в обойме оставалось так мало арбитров?
– Времена разные. Как и в футбольном клубе, у нас есть президент, есть тренер, отвечающий за результат. Естественно, когда президента или тренера, по каким-то причинам кто-то не устраивает, его переводят в запас или предлагают искать другую команду. Нечто похожее происходит и у нас.
– Наступил момент, когда вновь зазвучала идея приглашения иностранцев. Не потому, что они лучше вас, а из-за нехватки своих.
– Это настораживает. Но наше дело – качественно выполнять свою работу и соответствовать требованиям президента и главного тренера. Об иностранцах говорили тысячу раз, и еще никто не сказал, что это хорошо. Думаю, справимся своими силами, хотя судить несколько туров подряд очень непросто. Но будь нас человек 20, можно было бы говорить о здоровой конкуренции, о выборе и возможности варьировать состав для Иванова, о равномерной нагрузке.
– Стимулом для вас может стать достижение нового рубежа в 200 матчей в премьер-лиге. Кроме того, есть шанс догнать и перегнать рекордсмена Юрия Баскакова. Заглядываете так далеко в будущее?
– Раньше подобное интересовало больше. Когда-то стремился к 50 матчам, к 100, к 150. Но с возрастом такие достижения отходят на второй план. Просто стараешься качественно выполнять работу. Повысят возрастной ценз, тогда смогу замахнуться и на рекорд. Но это не самоцель. Хочу остаться человеком, которого уважают и о ком за спиной не скажут ничего плохого. – Очень необычные методы физподготовки у Александра Егорова, который использует и противогаз, и специальный костюм-сауну. У вас есть нечто подобное?
– Нет. Еще с юношеских лет, когда посчастливилось играть в футзал, провожу те же тренировки. Что-то подкорректировал с учетом возраста. Но в целом ничего специфичного. День восстановления, два-три дня тренировок и на самолет. – Почему не стали судить игры по футзалу?
– Нашел тогда хорошее объяснение – не было красивых белых брюк. А именно в таких работают судьи.
– А если серьезно?
– Никогда не стремился судить матчи по футзалу или мини-футболу. Ни времени, ни желания, ни возможности совмещать не было.
– Ваша фамилия исчезла из списка сборной судей Москвы. Что произошло? Почему перестали выступать на турнире памяти Латышева?
– Пришло время омолодить команду. Изначально турнир задумывался как встреча, где можно подвести итоги года. Игры носили уважительный, товарищеский характер. Многие выходили на поле, чтобы получить удовольствие.
– А сейчас?
– Стало иначе. Приезжают команды, состоящие исключительно из молодых судей. Ставят задачу занять первое место. И мы относимся к себе профессиональнее – не рискуем лишний раз получить травму. Так что в один прекрасный момент, забив победный пенальти и выиграв, сказал себе: "Хватит". Нужно уходить вовремя.
– При Николае Левникове и Сергее Зуеве была практика создания постоянных бригад. То есть один арбитр судил, как правило, с одними и теми же помощниками – двумя, тремя или четырьмя. Потом от такой практики отказались. А вам как удобнее?
– У меня тоже были постоянные помощники. Игорь Плахов, который, к сожалению, в прошлом году ушел из жизни. А также Анатолий Цветнов и Илья Барышников. Предполагаю, что сейчас нет возможности варьировать помощников. Хотя вряд ли найдется такой судья, кто отказался бы ездить на игры исключительно с ассистентами, которым полностью доверяет. – Вы проводите установку перед игрой?
– Проходит предматчевое совещание с бригадой судей. Это делает каждый арбитр – обычно в день игры. Всегда есть что сказать – по тем или иным футболистам, по тактике команд, по взаимодействию в бригаде, по коммуникации.
– Кто отвечает за проверку экипировки?
– Как правило, во всех бригадах за это отвечают ассистенты. Проверяют форму, сверяют номера с протоколом.
– Футболисты уже приучены снимать кольца и другие украшения?
– Случается, забывают. Вот, к примеру, матч "Краснодара" с "Ростовом". У ростовчан капитаном был Тимофей Калачев. Когда команды выстраивались в подтрибунном помещении, он подошел и протянул руку, чтобы поздороваться. А на пальце такое немаленькое обручальное кольцо… Кстати, мы тоже кольца снимаем или заклеиваем их.
– Хотя такого требования нет.
– Но мы для себя так решили. И цепочки снимаем.
– Правда, что теперь за ношение ювелирных украшений игрок не наказывается желтой карточкой, как раньше?
– Да, в первый раз ты просто просишь футболиста покинуть поле и привести себя в порядок. Карточка показывается, только если он повторно нарушает правила. – И вернуться в игру футболист вправе лишь тогда, когда она будет остановлена. А это теоретически может произойти и через одну, и через пять минут.
– По правилам – да. Но это проблема футболиста, который подводит свою команду. Все вопросы к нему.
– Но болельщик станет переживать за игрока, а не за судью, соблюдающего правила.
– В таком случае пусть его партнеры выбьют мяч в аут, дав возможность ему выйти на поле.
– Какое правило чаще всего приходится пояснять футболистам во время игры?
– Приходилось порой объяснять, что при ударе от ворот нет офсайда. Как бы смешно ни звучало, но пару раз такое в моей практике случалось. Не в премьер-лиге. Там скорее споры возникают вокруг игры рукой. При стандартных ситуациях мы стараемся упреждать и, ставя "стенку", говорить, как можно держать руки и как нельзя. Чтобы потом вопросы не возникали.
– Еще несколько лет назад существовала практика "выкатывания шаров", когда клубы получали право вето на назначение одного-двух рефери на их матчи. А спрашивали ли когда-либо у судей, игры каких команд вы не хотели бы судить?
– Нет. Если сложилась некая конфликтная ситуация, руководство и так понимает, что назначать судью не стоит. Нужно подождать, пока все успокоится.
– Есть команда или команды, чьи матчи вы сейчас не судите или не хотите судить?
– Нет. Надеюсь, нет и команды, которая хотела бы "выкатить шар" в мой адрес. Александр БОБРОВ
Как таких людей можно назначать на такие матчи??? Кто его лоббирует постоянно? Этот дилетант пусть судить пердив! Его тупое судейство может весь матч испоганить!
Исполнительный директор РФПЛ Сергей Чебан заявил, что вручение кубка чемпиона России, скорее всего, состоится в день проведения матчей заключительного тура.
«РФПЛ знает, куда повезти кубок чемпиона, и повезет его чемпиону. Мы определимся по согласованию с руководителями клубов. Скорее всего, вручение чемпионского кубка состоится в день матча», — сказал Чебан.
Может он знает, что зенит не просто накажут (матчами без зрителелей), а еще снимут например несколько очков с команды, что они никаким боком не смогут выиграть первенство.
Нет повода снимать очки. Точнее, я не слышал, чтобы из-за болельщиков снимали. Тут налицо ситуация как с Шуниным-петардой. То есть, виноват стадион и болельщики. А команда - это когда игрок был нелегально куплен, или там заявлен не так, и в тех матчах, где он играл - снимать. Вроде так, не? Я могу ошибаться конечно... А тут, по идее, за что лишать еще в минус очков?
Да и по поводу болел, тоже ситуация интересная... Так можно выбежать на матче с ЦСКА и пнуть условного Абаева. Сесть на 3 года, но получить 3-0 и ЛЧ/самизнаетечто Локо.