Можно ли считать задачу на сезон выполненной? Как бы поступил "Локомотив" на месте "Зенита"? Пытаются ли у железнодорожников увести Миранчуков, и в чем секрет Фарфана? На эти другие вопросы президент "Локо" ответил корреспонденту "СЭ" между двумя матчами с "Атлетико" в Лиге Европы.
КАК СУДЯТ "ЛОКОМОТИВ"
–
"Локомотив" – уверенный лидер, но борьба за первые места все равно острейшая. Под постоянным ударом судейство, недавно "Зенит" вообще требовал переиграть матч с "Амкаром". Вы бы на месте питерского клуба поступили так же?– Наверное, нет.
–
Не все законные средства хороши в битве за титул?– Неправильно обсуждать конкурентов. "Зенит" в своей логике живет. И чем руководствовался после матча с "Амкаром", не знаю. Наверное, в "Зените" взвесили все последствия такого шага. Борьба становится острее, да, но и концентрация на таких темах повышенная. В том числе и в СМИ. Ошибка арбитра была. А стоило ли на нее обращать внимание таким образом, не знаю. Ситуация исчерпана.
–
Когда "Зенит" был на троне, конкуренты часто говорили об административном ресурсе. Сейчас принято считать, что судьи благосклонны к "Локомотиву". Это так?– Пребывание на первом месте автоматически порождает разговоры о ресурсе. Про ЦСКА говорили так, про "Спартак".
–
И вот теперь про "Локомотив".– Если люди видят ресурс, это их право… Знаете, какие-то вещи всегда проще объяснить заговором. Пусть думают, что мы колдуем и приносим жертвы железнодорожным богам, сжигая в топке паровоза сломанные шпалы. А мы будем делать свое дело.
–
Вам нравится, как вас судят?– Российское судейство оно такое, какое есть. Принципиально лучше станет только в том случае, если в него инвестировать – привлекать технологии, молодежь, проводить больше сборов и занятий. То есть, реально работать. Ведь работа у арбитров действительно сложная. Простой пример.
–
Давайте.– Взять нашу игру со "Спартаком" – Михаил Вилков, на мой взгляд, замечательно отсудил. Представьте: вы бегаете легко одетый, в снегу, с трудом видя разметку, зрители кричат разные вещи. И арбитр пытается уследить за 20 людьми на поле, которые друг на друга всячески воздействуют. И у нег нет ни повторов, ни разных ракурсов, только наушник. Вот он носится 90 минут и смотрит – был гол или нет, была рука или нет. А ему, к примеру, говорят: а куда ты смотрел в том или ином эпизоде на 82-й минуте?
–
То есть, Вилков молодец?– Замечательная работа. Я бы, кстати, сделал квест для болельщиков – отсуди лучше Вилкова. В виде компьютерной игры – дать посмотреть несколько эпизодов в динамике, как если бы их видел судья. Без повторов, очень быстро. Интересно, поменяло бы это отношение к работе арбитров? В общем, отвечаю на ваш вопрос: судейские ошибки случаются не из-за предвзятости. Мы с предвзятостью не сталкиваемся. И ошибки объясняем естественными причинами.
ПОЧЕМУ НЕ БЫЛО ТРАНСФЕРОВ
–
"Локомотив" единственный из лидеров вышел из зимы без приобретений. О чем это говорит?– Мы считаем, что возвращение после травм двух лучших на своих позициях футболистов это тоже усиление. Даже трех – если считать Гильерме. Решили не делать неосторожных шагов на трансферном рынке. Команда достаточно укомплектована. Трансферы нужны для выполнения какой-то задачи, а мы свою задачу пока решаем. Новичков покупают не для того, чтобы усадить их на лавку.
–
То есть с оптимизацией трансферного бюджета это не связано?– Нет такого понятия. Есть бюджет, статьи которого мы варьируем. Конкретной цифры на сезон по части покупок нет. Если бы реально возникла необходимость в приобретении, мы бы решили проблему.
–
Была вероятность кого-то потерять?– Окно закрыто. Продолжаем играть своим составом и смотрим на этот состав оптимистично.
КТО ХОЧЕТ КУПИТЬ МИРАНЧУКОВ
–
Главный тренер "Атлетико" Диего Симеоне перед первым матчем 1/8 финала Лиги Европы в Мадриде расхвалил Миранчуков.– Футболистов твоего клуба высоко оценивают топ-специалисты – это, конечно, приятно. Хотя в этом конкретном эпизоде есть элемент лукавства – Симеоне явно пытался сбить с толку братьев, вскружить им голову своими комплиментами.
–
Есть ли к братьям предметный интерес со стороны других клубов?– У интереса несколько стадий. Кто-то просто присматривается, кто-то вступает в контакт. Стадия конкретного предложения еще не наступила.
–
Есть клубы, которые лучших футболистов отдают только заграницу, конкурентам – никогда. У вас какая позиция по Миранчукам?– Вопрос сложный. Рынка российских игроков на Западе не существует. Он существовал какое-то время назад, а сейчас его нет. Будем решать проблемы по мере возникновения. Конечно, хотели бы избежать продажи этих игроков прямым конкурентам, потому что иначе совершаем два действия: ослабляем себя и усиливаем конкурента. Усилить абстрактную команда за рубежом не так обидно. Так что логика понятна: продавать дорого и за границу.
–
Посматриваете trasfermarkt?– Это ориентир, которым мы пользуемся, но не только им. Другой подобной системы оценки нет. Нашу лигу не всегда точно оценивают, потому что не так пристально следят. Но в общем и целом цифры там соответствует действительности.
–
То есть это нормально, что один Коке из "Атлетико" дороже всего состава "Локомотива"?– Природа рынков разная. Этот портал моделирует цену, по которой могла бы совершиться сделка по тому или иному футболисту. Если бы Коке перешел в "Барселону", вот такую цену пришлось бы заплатить. И она устанавливается на основе множества подобных переходов. А у нас какие реалии? Когда в последний раз русского игрока дорого продавали в Европу? Был переход Кокорина в "Зенит" – вот на это, может, и ориентируются специалисты портала, выставляя цены на самых талантливых наших футболистов.
–
Играй Алексей Миранчук в "Атлетико", он стоил бы дороже?– Возможно.
–
"Зенит" пытался приобрести Алексея Миранчука?- В Петербурге знают о существовании этого футболиста. За ним следят, как и остальные клубы. Потенциальные покупатели понимают, что возможно, а что нет.
–
И что возможно?– Слушайте, это же не два незнакомых человека на улице начинают торговаться. Подходя к кофейне, вы понимаете, сколько там примерно стоит кофе. Так и с Миранчуком, примерная цена известна. Если "Зенит" хочет приобрести этого игрока, он должен сделать предложение, которое нас переубедит. Сейчас наши аргументы и контраргументы известны, мы продавать Алексея не хотим. Чтобы мнение поменялось, это должно быть безумное предложение. Делать такое никто не спешит.
–
Между ЦСКА и "Зенитом" есть негласный договор об отказе от трансферов друг с другом. Может, и вам так договориться?– Ну, ЦСКА вообще мало занимается внутрироссийскими трансферами.
–
Но вот Манчини во всех интервью хвалит Головина, Фернандеса. "Зенит" со своими ресурсами мог бы приобрести обоих.– Не готов о чужих договоренностях рассуждать. Есть такой пакт или нет, я не знаю. Сама возможность мне кажется странной, это же рынок, зачем его искусственно ограничивать? У нас такого табу нет. Есть тяжелые случаи типа "Спартака", но и тут бывают переходы. Достаточно вспомнить Самедова.
КОНТРАКТ ФАРФАНА
–
Когда заканчивается контракт у Фарфана?– Это известная информация. Летом.
–
Что дальше? Игроку 33 года.– А Криштиану Роналду сколько? Тоже 33. Возраст тут ни при чем.
–
Клуб заинтересован в продолжении сотрудничества с Фарфаном?– Да, клуб заинтересован. Есть игроки, которым возраст не мешает. В
современном футболе медицина и методики восстановления шагнули вперед, что позволяет людям играть долго. Посмотрите на 40-летнего Буффона, раньше такое представить было сложно. Играть после 30 – тяжелый труд, но если ответственно следить за собой, за своим телом, карьеру можно продолжать и продолжать. Прямым препятствием возраст не является. Просто нужно ежедневно концентрироваться на здоровье. Фарфан в этом смысле очень профессионален. Вообще в "Локомотиве" собрался максимально профессиональный коллектив.
–
Главный секрет прогресса Фарфана в "Локомотиве"?– Успех общий – у игрока и у тренера. Они вместе поработали и вместе показывают результат. Думаю, у Джефа еще будут большие игры.
–
Помимо Фарфана, еще у семи человек заканчиваются соглашения. С ними тоже ведете переговоры?– В конце марта будем понимать, кто идет с нами дальше, а с кем попрощаемся. Сейчас все они – футболисты "Локомотива", важные для команды боевые единицы. Не хочется развивать эту тему, потому что разговоры о продлении могут разбалансировать коллектив. Не очень здорово, когда игрок озабочен контрактом, а не титулом. А вот если сконцентрироваться на решении задачи, это будет благом для всех. Быть свободным агентом и обладать титулом – не конец света, согласитесь. Просто начало другого этапа. Возьмите пример того же Фарфана. Человек был свободным агентом, без клуба, но он не опустил руки, а тренировался как остервенелый. В 32 года подписался с нами без игровой практики. Возможно, это было не то, к чему он привык – не бундеслига и даже не Китай с гигантскими деньгами. Это был скромный на тот момент российский клуб. И вот Фарфан пришел и доказал, что все возможно. Выиграл Кубок России, помогает нам в борьбе за другой титул, много забил, вернулся в сборную.
–
Для себя определили имена, кому придется последовать этому примеру?– Понимание складывается. Это ведь зависит и от того, как пройдет остаток сезона. У нас еще восемь игр в чемпионате, не закончено выступление в Европе.
ПОЧЕМУ БОЛЕЛЬЩИКОВ ДЕРЖАЛИ НА МОРОЗЕ 40 МИНУТ
–
"Локо" в последнее время много работает с болельщиками, повышает комфорт похода на футбол. Но почему-то после матча со "Спартаком" люди сидели на морозе 40 минут, их не выпускали с трибун. И это в 2018 году.– Есть определенный протокол МВД. Может ли этот протокол быть гибче? Безусловно. Мы на эту тему уже общались с полицией, и нам обещали помочь. Посмотреть камеры, определить скорость, с которой расходились потоки. Никто же не хочет замучить людей. Все это делается из благих целей. Возможно, не все процедуры отрегулированы до конца, но управление массовым мероприятиями – особое искусство. Мы все знаем, что бывает на стадионах, если ими не управлять. "Айброкс" и прочие трагедии.
–
Но это было в прошлом веке.– В том числе потому, что приняты протоколы. Вот вы говорите – 2018 год, а матч Россия – Аргентина в Лужниках? Такое бывает, и не только с нами. Очень долго там управляли потоками, огромная масса людей.
–
Но это все-таки новый стадион, тестовое событие. И на следующем мероприятии такое же количество людей нормально рассосалось.– Вот видите, опыт приходит. Многое же от деталей зависит. Не забывайте, кто играл у нас – "Локомотив" и "Спартак". Было две большие группы людей с противоположными взглядам. Это постоянная угроза конфликта.
–
Вариант переноса рассматривали?– Если бы температура была ниже 15, то матч перенесли бы. На грани было поле. Но в целом критерии выполнялись. Плюс мы продали столько билетов, что было просто жаль людей, которые уже запланировали поход на стадион. Как бы мы оповещали болельщиков?
КОГДА НА СТАДИОНАХ ПЕРЕСТАНУТ РУГАТЬСЯ МАТОМ
–
Отношения с активными фанатам – не обуза для вас?– Ребята непростые, но мы общаемся со всеми группами болельщиков. Это активная группа, она приносит свою пользу. Надо смотреть, чтобы польза была больше ущерба. Поэтому диалог нужен. В случае с запретом перфоманса "Спартака" я прислушался, но все хотелки, разумеется, удовлетворить не смогу. Нужны разумность и взаимное уважение. Люди считают себя частью клуба, многое делают для поддержки, мы с этим считаемся.
–
Что нужно сделать, чтобы хоровое матерное пение занимало хотя бы 20 процентов от общего репертуара, а не 80, как сейчас?– Про проценты не буду говорить, тут по-разному считать можно, но сам факт меня, конечно, расстраивает. Это абсолютно неправильная и чуждая нам культура, которую надо изживать. Более того, распространилась она недавно и искусственным образом. Можно не любить противника и любить свою команду, но кричать и петь что-то более достойное. Грань была перейдена не так давно, лет десять-пятнадцать назад. Надеюсь, со временем, мы вернемся к обычным, традиционным песням и речевкам.
ОСТАНЕТСЯ ЛИ СЕМИН
–
Задача "Локомотива" на сезон – быть в пятерке. Очевидно, что эта задача будет выполнена. Значит, следующий сезон команда автоматически начнет с Юрием Семиным?– Давайте дождемся окончания нынешнего сезона, а потом уже будем говорить про следующий.
–
Как оцениваете выполнение второй задачи – воспитание своих игроков? Миранчуки считаются за молодежь?– Один – уже точно не молодежь. Мы говорим о молодых не с точки зрения возраста. Это люди с небольшим опытом. Задача – их подвести и наиграть. Эта работа идет.
–
"Локо" раньше часто терял своих воспитанников. Что было сделано, чтобы в дальнейшем этого не происходило?– Механизм один – контракт. Но огромное значение имеет развитие. Игрок должен расти, получать практику, этап за этапом. Руководством поставлена такая задача. Академия, молодежка, "Казанка", основная команда – вот сейчас наш путь. И если человек не закрепляется в основе, мы его продаем. Такова линия партии и наша бизнес-модель. Но универсального подхода тут быть не может. Казалось, на что выстроенная система у "Шальке", но клуб сейчас теряет 50-миллионных игроков. Вот и Горецка ушел. Это катастрофа. "Шальке" готовит суперигрока, а он уходит к конкурентам.
–
Часто ли вы сталкиваетесь с шантажом агентов?– У агентов бизнес такой, им заработать надо на комиссионных. В России у агентов сложившийся стиль поведения – жесткий и резкий. В Европе ведут себя поспокойнее. Но это не только агентского бизнеса касается.
–
Кому нужен проект "Казанка" кроме ваших СММщков, ну и самих футболистов?– СММщики делают работу по созданию вокруг проекта какой-то аудитории. На мой взгляд, это удается. Хотим, чтобы был самостоятельный клуб со своими традициями и принципами – пусть формально это и младший брат. Поймите, чтобы играть от души, футболистам нужно ощущение, что все по-настоящему и по-взрослому. Недавно "Казанка" сыграла товарищеский матч с "Айнтрахтом". Да, проиграла 5:3, но это было интересно и достойно. Если ребята выйдут в ФНЛ, это будет прекрасно. Небольшая аудитория у "Казанки" есть, и она обязательно вырастет, потому что есть все ценности, что так ценятся людьми. Что называется, Against modern football, все по-настоящему, рабочий класс. Такое нам нравится. И это должно дать результат.
АВТОР: Дмитрий Зеленов (СЭ)