Как, где и за сколько можно выучиться на футбольного управляющего
По неофициальным данным, общий бюджет клубов Российской футбольной Премьер-лиги приблизился к отметке 13 млрд рублей. Сотни миллионов долларов курсируют между клубами, формируя отдельный сектор причудливой и весьма специфичной экономики. Еженедельник «Футбол», побывав в кузницах кадров российского футбольного бизнеса, узнал, откуда берутся те менеджеры, что в будущем будут ворочать этими миллиардами.
ПРОФЕССОР – ЛОПУХ, НО АППАРАТУРА ПРИ НЕМ
Когда профессор, специально приглашенный в Москву из британского университета, хотел приступить к лекции, посвященной трансферам в современном футболе, положениям ФИФА, УЕФА, а также законам ЕС, аудитория одного из российских вузов, специализирующихся на обучении спортивных менеджеров, оказалась полупустой. Дэвид Макардл, являющийся по совместительству консультантом УЕФА по правовым вопросам, поглядывал на часы и медленно допивал кофе. Подождав, он все же решил начать лекцию, о чем очень скоро пожалел. В течение последующих десяти минут студенты все прибывали и прибывали в аудиторию. Кто-то улаживал дела по мобильному, кто-то заканчивал разговор об автомобилях.
Следующим откровением для шотландского профессора стал момент, когда присутствующие дружно надели наушники с синхронным переводом. Студентам, готовившимся стать дипломированными специалистами со вторым высшим образованием и устроиться работать менеджерами в футбольные клубы, язык Шекспира оказался чужд. Не менее удивительным стал для гостя столицы и тот факт, что присутствующие не задали ему ни одного вопроса. «Белой вороной» выглядел молодой человек в красном спортивном костюме, вступивший с Макардлом в диалог на хорошем английском. Так в России учатся те, кто в скором времени должен поднимать российский клубный футбол до лигочемпионских высот. Не жалея денег и британских профессоров.
Спортивным менеджером в России можно стать примерно за 300 тысяч рублей. Для получения новой профессии надо иметь паспорт, две фотографии, резюме (обязательно лишь в том случае, если абитуриент знает значение этого слова) и какой-либо диплом о высшем образовании – экономическом или, скажем, металлургическом. И, само собой, деньги. «Занятия у нас начинаются в апреле, но надо записываться уже сейчас», – вела наступление в телефонной трубке девушка из приемной комиссии Государственного университета управления (специальность «менеджмент в спортивных видах спорта»), напоминая, что заплатить нужно как можно раньше.
Платить в ГУУ пришлось бы порядочно – порядка 180 тысяч рублей за год. Причем эта сумма не включает в себя зарубежные стажировки в ведущих клубах Европы, то есть несколько лекций и посещение парочки футбольных матчей. Например, получившая широкий резонанс в прессе поездка группы студентов по пяти английским городам обошлась каждому из них еще в пять тысяч долларов. Если же учесть, что подобные экскурсии устраивались и в другие страны, то можно было бы не уложиться и в десять тысяч долларов. В других местах получится несколько дешевле. Но в России в связи с футбольным бумом готовы платить такие деньги за обучение.
ПЕРВАЯ ВОЛНА
То, чему Россия только учится, в европейских странах существует уже давно. Например, в Британии уже нет такой профессии, как главный тренер. Человек, руководящий действиями команды на поле, параллельно принимает непосредственное участие в деятельности всего клуба. Трансферная политика, скаутская деятельность, курирование молодежи всех возрастов, планирование развития клуба – все это входит в круг обязанностей, скажем, Арсена Венгера или Рафаэля Бенитеса. Неудивительно, что людей, в туманном Альбионе в общем-то чужих, именуют вовсе не тренерами, не главными тренерами, а менеджерами, то есть управляющими.
В России почти во всех сферах эволюционные изменения происходят с задержкой в десяток или более лет. И вряд ли это должно удивлять, ведь физкультурное образование – максимум в багаже абсолютного большинства отечественных тренеров, имеющих лишь отдаленное представление о том, что под этим самым менеджментом на самом деле подразумевается. По-другому, в отличие от Запада, строится и клубная структура, совершенно из других источников поступает прибыль…
Но и в Москве в последние годы стали появляться специализированные учебные заведения, занимающиеся подготовкой будущих спортивных, в частности, футбольных, менеджеров. Интерес к ним с самого начала оказался достаточно большим. «Первый (прошлогодний) выпуск был очень сильным, – рассказывает один из преподавателей специализации «менеджмент в спортивных видах спорта» ГУУ и исполнительный директор по экономике ФК «Динамо» Москва Анатолий Волосов. – Все-таки эти люди долго ждали подобной возможности, хотели стать специалистами в спортивном менеджменте, но не имели шанса проявить себя. Как только у них появилась возможность, ребята за нее ухватились и использовали свой шанс. Следующие два выпуска, правда, были значительно слабее».
Ситуация, впрочем, налаживается. «Уровень студентов и их статус стали расти. Некоторые, например, уже сейчас являются руководителями отделов в иностранных банках, — отмечает прогресс Волосов. – Ведут себя они очень активно, бывает сложно вести лекции. Любая информация вызывает массу вопросов. Студенты многого добились и хотят добиться еще большего. Им в этом помогают известные люди. Например, начальник ЦСКА Сергей Кущенко проводит мастер-классы. Он недавно был признан лучшим преподавателем прошлого года. Евгений Гинер тоже мастер-классы читает, Юрия Заварзина приглашали…»
Даже те люди, которые впоследствии теряют работу, продолжают заниматься учебной деятельностью. Давид Шагинян, к примеру, уже не работает в столичном «Локомотиве», но считается в университете одним из лучших лекторов. Александр Чернов, работавший ранее в РФС, также продолжил обучать студентов футбольному бизнесу.
БЕДА РОССИЙСКОГО СПОРТА
Рынок обучения спортивному менеджменту развивается настолько динамично, что на нем складывается даже некая конкуренция. С тем же ГУУ, например, соперничает Высшая школа футбольного менеджмента. Впрочем, имея совпадающие направления, учреждения находят свои ниши. «Когда создавались, мы рассчитывали, что к нам придут действующие менеджеры футбольных клубов, а также молодые люди, которые хотели бы попробовать себя в этой области, и играющие либо заканчивающие играть футболисты, – очерчивает круг слушателей Высшей школы футбольного менеджмента ее ректор Владимир Леднев. – Учатся у нас Герасимов из «Кубани», Малай из «Торпедо», Лев Стрелков, генеральный директор «Сибири». Повышал квалификацию и председатель Коллегии футбольных арбитров Сергей Зуев».
Леднев доволен, что молодежь, футболисты, бизнесмены учатся вместе – каждый смотрит на тот или иной вопрос со своей стороны, и таким образом происходит обмен мнениями. «Лекций как таковых у нас нет, все занятия проходят в активной тренинговой форме, чем мы выгодно отличаемся от других похожих учебных заведений, – подчеркивает Леднев. – А количественный состав групп у нас оптимален – 11 человек, как в футбольной команде».
В этих «футбольных командах», впрочем, нет первых лиц. «Жизнь показывает, что первые лица в наших футбольных клубах, как правило, достаточно профессиональны, но вот среднего звена не хватает, – отмечает Леднев. – Ведь нормальная клубная структура – это 15 – 20 хороших менеджеров, особенно в клубах Премьер-лиги. Очень важно понять, что спортивный менеджер – это профессионал, который хорошо знает экономику, менеджмент и право. Без этого никуда. Даже при хорошем знании спорта. Беда российского спорта в том, что в управленческую сферу у нас всегда приходили либо чиновники, либо бывшие спортсмены». Высшая школа футбольного менеджмента исправляет нашу беду по вполне демократичным ценам. По словам Леднева, в его учебном заведении есть две программы обучения. Одна – краткосрочная, сроком всего в пять дней с восьмичасовыми занятиями ежедневно. Она называется «менеджмент футбольного клуба» и охватывает такие темы, как футбольная индустрия, законодательство (в том числе регламенты и кодексы ФИФА и УЕФА), планирование соревнований в России по линии РФС, трансферная система, контракты, маркетинговая стратегия, работа с менеджерами внутри клуба, партнерство, спонсорство и финансы. Стоимость столь обширных знаний вполне гуманная – тысяча долларов.
Но оптимальный вариант, по мнению Леднева, – учиться год по очной или заочной программе переподготовки «менеджмент в футбольной индустрии», которая охватывает абсолютно все сферы футбольного хозяйства. Тут знания обойдутся дороже – в 3 тысячи долларов, а обучение проводят такие люди, как директор департамента РФС Сергей Куликов, очень известный футбольный юрист в палате по разрешению споров Раиса Алкина, президент ПФЛ Николай Толстых, генеральный директор ФК «Москва» Юрий Белоус, а также иностранные специалисты – например, представители ФИФА.
ШТУЧНЫЙ ТОВАР
После годового обучения выпускники и ГГУ, и Высшей школы получают дипломы государственного образца. Но что делать с ним дальше, многие не знают, трудоустройством каждый занимается сам. «Мы, конечно, стараемся помогать: кого-то направляем в ПФЛ, кого-то – на стажировку, скажем, в ФК «Москва». Но наша задача – открыть двери, а дальше человек должен зарекомендовать себя сам», – немного виновато разводит руками Леднев.
Впрочем, работу иногда можно найти прямо на экзамене. «Для членов экзаменационной комиссии, которые представляют спортивные организации, выпускной – своего рода ярмарка талантов, – продолжает Волосов. – Некоторых студентов, например, берут на работу фактически в момент сдачи экзамена. То есть работодатель смотрит, толковый студент или нет, и сразу делает ему предложение».
Но работа бывает разной. По желаемой специальности устраиваются далеко не все — многим приходится довольствоваться, например, работой в пресс-службе той или иной организации. «Два моих выпускника – Громов и Маринин – сейчас возглавляют коммерческую службу в ФК «Химки». Еще один – в пресс-службе теннисной федерации России, – перечисляет успешно устроившихся в спорте выпускников Волосов, но просит не связывать такой спрос с тем, что в стране нет профессионалов. – Все-таки специалистов хорошего класса у нас достаточно: экономистов, юристов, бухгалтеров. Но не каждый талантливый человек сможет работать в футбольном клубе. Это специфическое место работы. Поэтому можно сказать, что в России специалисты в игровых видах спорта – товар штучный».
Штучным он, скорее всего, и останется, даже если образовательных учреждений в области спортивного бизнеса станет больше. Все-таки футбол – не только бизнес. Тем более в России.