Удивительный человек работает под началом Юрия Семина! Известный в Европе тренер по физподготовке итальянец Винченцо Пинколини – верный соратник Фабио Капелло, Арриго Сакки, Карло Анчелотти, Чезаре Мальдини, Фатиха Терима и других известных тренеров, а также неоднократный победитель Лиги чемпионов – уверяет, что футбольная Европа катится под откос, а наше хозяйство здравствует и процветает.
– Зовите меня просто Пинко. Так меня окликают игроки, – предложил тренер «Локомотива» в начале беседы (как потом выяснилось, двухчасовой!). – Как-то неловко, мы все же не ровесники…
– Если обращаться по имени – Винченцо, то получается слишком длинно и сложно. Русские журналисты вообще мне кажутся слишком серьезными, вы все усложняете. Держитесь свободнее, я вас не съем.
«САМЫЙ ТРУДНЫЙ ТУРНИР – ЧМ-1994»
– У вас множество медалей и титулов…
– На подобные реплики я всегда отвечаю одинаково: «Я много выиграл, но еще больше проиграл». Здесь, на сборах, наш вратарь Гилерме мечтательно меня расспрашивал: «Пинко, а три раза Лигу чемпионов выиграть – это как, а?». Я ему ответил: «Ты бы знал, как легко было выиграть эту Лигу и забыть, но как тяжело дважды проиграть в финалах чемпионатов мира! Это постоянно гложет».
– Вы плакали, когда Роберто Баджо не реализовал решающий пенальти в финале ЧМ-1994 с Бразилией?
– Нет, не плакал. На это просто не осталось сил.
– Где хранятся ваши трофеи?
– Терпеть не могу рассматривать старые дипломы, щупать медали… Они где-то дома, в Италии, лежат. У меня в московской квартире висит фирменный календарь «Локомотива» на 2010 год, и я от него счастлив.
– Вспомните ваш самый сложный турнир.
– Чемпионат мира в США, о котором уже было сказано. В Бостоне, где дислоцировалась сборная Италии, стояла страшная жара – сорок градусов. Казалось, всякие упражнения, в том числе на «физику», уже бессмысленны. Подъем в шесть утра, начало тренировки тоже раннее, в 7.30, чтобы успеть захватить последний глоток свежести. Весь оставшийся день сидели в отеле и остужались у кондиционеров. Еще проводили занятия в бассейне. Эти занятия были закрыты для прессы. Дело в том, что Франко Барези не умел плавать и стыдился этого. Мы привязывали к его рукам надувные подушечки для малышей. Франко не хотел, чтобы журналисты увидели его в таком наряде, – наверняка высмеяли бы… А потом были этот финал и роковой пенальти.
«ХОЧУ НАУЧИТЬ «ЛОКО» ФУТБОЛЬНЫМ ТАНЦАМ»
– Ваш послужной список, в котором значатся лучшие итальянские клубы, впечатляет. Что вас привело в Россию?
– Первое: я люблю приключения. У вас ведь даже фильм такой есть – «Приключения итальянцев в России». Северные страны для нашего народа, а тем более Россия, пока остаются некой экзотикой. Второе: хочу видеть перспективы, иметь стабильную работу и заработок. В Италии с работой сложно. Есть несколько топ-клубов, где тренер по физподготовке играет серьезную роль. Но меня в них нет, а в средний или малый клуб серии «А» я не пойду. Я два года работал в киевском «Динамо», полгода в «Локомотиве» и смею заверить, что по уровню инфраструктуры эти клубы ничем не уступают ведущим европейским. Когда я приехал на базу киевлян в Конча-Заспу, то не сдержался и воскликнул: «Это же рай!».
– Обрисуйте в общих чертах, над чем работает сейчас «Локомотив».
– На турецком сборе идет разнонаправленная работа – и на «физику», и с мячом. Я, конечно, больше о «физике» забочусь. Мои задания в чем-то беспощадные, но необходимые. В среду, например, занимались в тренажерном зале, затем перешли на поле и приступили к беговым упражнениям на скорость и выносливость. Затем Юрий Семин предложил упражнения с мячами.
– Вы где-то обмолвились, что российские футболисты изначально сложены неправильно.
– Вам не совсем верно передали. Русским не хватает пластики, гармоничной футболу. Некоторые бегают по полю как дровосеки – прямые ноги, прямые руки. Координации недостает. Поэтому я учу ребят как бы танцевать на поле. Здешний футбол – мужской, это битва. Если говорить об Испании, там на первом месте техника. В Италии – тактика. В Англии – «физика».
– Обратил внимание, что ваши подопечные по-разному переносят нагрузки. Одни улыбаются, у других напряженные лица.
– Все люди разные. К примеру, Шарлес может пробежать много-много километров и попросить добавки. А Баша – крупный парень, на длинных дистанциях устает больше других. Но есть задания, когда все должны выполнить определенный норматив.
– Ваш соотечественник Невио Скала и его ассистенты, придя в «Спартак», насаждали итальянское меню. У некоторых игроков даже пропал аппетит. Вы не пытались внести свои поправки?
– Невио консервативен. Я считаю, нельзя насильно приучать русских к нашей кухне, хотя она, по моему убеждению, лучшая в мире. Мы говорили об итальянской кухне с Семиным. Сошлись во мнении, что регулярное потребление пасты не совсем нормально для русских.
«ДОЛГОЛЕТИЕ МАЛЬДИНИ – И МОЯ ЗАСЛУГА»
– Бытует мнение, что предсезонная подготовка в России слишком затянута, порой до трех месяцев доходит…
– Затянута?! Вы не представляете, какое это благо – плавно входить в сезон. Я работаю и получаю кайф! Знаете, как бывает в топ-клубах? Осмысленная работа по подготовке игроков невозможна в принципе. Пять дней тренировок, затем выезд в коммерческое турне по США или в Азию, где «Челси», «Интер» и им подобные бьются друг против друга за большие призовые. И что в итоге? Игроки, не адаптированные к нагрузкам, получают травмы. К примеру, в «Милане» была «традиция»: в первую неделю после отпуска минимум четверо «ломались», и это был еще сносный показатель. А однажды игроков вообще не осталось. Это было в мой первый год в «Милане», где главным тренером был Арриго Сакки. Мы решили в первые дни после отпуска поработать с командой на совесть, но оказалось, что футболисты среднего и старшего возрастов не приучены к нагрузкам! Почти все они принялись жаловаться на микротравмы и боли. Сакки хватался за голову: «Что же делать, Пинко?!». Помню, на 15 августа был назначен спарринг, но мы от него отказались, потому что не смогли набрать состав. Хозяин клуба Сильвио Берлускони, как ни странно, поддержал нас. «Отличная работа, ребята, с вашим приходом будто свежий ветер подул! Продолжайте в том же духе», – сказал он нам, а на следующий день принялся нахваливать в интервью газетам. Вскоре начался чемпионат. Мы проигрывали матч за матчем, это была абсолютно убитая нагрузками команда. Берлускони настаивал: «Вы все делаете правильно». Именно так – с травм и неудач – начиналась великая команда, которая несколько раз выиграла «скудетто» и Лигу чемпионов.
– Полагаете, европейские звезды по-прежнему страдают из-за неправильной подготовки?
– Еще как! Приведем пример «Милана». В 1987 году наши звезды провели с учетом игр за сборную 45–50 официальных матчей. Спустя 22 года таких матчей было уже 75–80! Мне ужасно жалко Кака. Его эксплуатируют, он несколько лет не может получить паузу и из-за этого стал подвержен травмам. Каморанези, Трезеге, Яквинта из «Ювентуса» – все эти люди полубольные. И они не доиграют до сорока лет, как мой подопечный Паоло Мальдини. Я знаю, что делать, чтобы молодые локомотивцы доиграли до сорока
– Долголетие Мальдини – ваша заслуга?
– Скажем так, немалая. А еще ветераны Барези, Массаро, Донадони, Костакурта и многие другие… Вы не задумывались, почему «Милан» – традиционно возрастная команда – обладает такими славными традициями? Мой штаб специалистов по физподготовке и врачи работали в «Милане» неотрывно много лет. Я знал все об особенностях организма каждого из футболистов. С Паоло Мальдини мы познакомились очень давно, кажется, он еще в школе учился и не умел водить машину. А когда я уходил из «Милана», Паоло уже называли ветераном. Я подбирал для Паоло оптимальный план нагрузок, если того требовало его состояние. В идеале всем бы специалистам моего профиля работать в клубах подолгу – история болезни должна быть в голове, а не в архиве справок и бумажек. Вывод таков: радуйтесь, что у российских клубов есть возможность проводить длительные сборы. Это особенно хорошо для молодых ребят, которым надо больше тренироваться и поменьше играть. Кажется, в Европе это осознают все меньше. И вообще по сравнению с Россией там футбол не развивается. Конечно, российским специалистам, работающим в футболе, еще надо прибавлять в методике, необходимо улучшать медицинское оснащение.
«ПОВСТРЕЧАЛ СПАЛЛЕТТИ НА ГОРНОЛЫЖНОМ КУРОРТЕ»
– Вспомните: как познакомились с Юрием Семиным?
– Это было в Киеве. В команде объявили: «К нам едет русский Трапаттони». Когда Семин приступил к работе, то признался мне, что не имеет большого опыта работы с тренерами по физподготовке. Поначалу Семин ко мне присматривался, мы много говорили о моей работе. Понимание того, что мы единомышленники, пришло очень быстро.
– Много друзей у вас появилось в Киеве?
– Сблизились с Сергеем Овчинниковым. В Киеве мы часто ходили в ресторан, общались на португальском. Виделись и в Москве.
– Еще остается небольшой шанс, что вы воссоединитесь в «Локо» с Александром Алиевым.
– Я сильно обрадуюсь. Алиев – великий игрок. Сам сделает гол, передачу отдаст. Быстрый, техничный. Конечно, он нам нужен.
– В России у вас появилось одним знакомым больше. Он поселился в Питере…
– О, Лучано Спаллетти – мой хороший друг! В минувшее Рождество произошел забавный случай. Мы с семьей отправились на горнолыжный курорт в местечко Альта-Бадия. Скатившись со склона, я вдруг увидел перед собой большую лысую голову. «Лучано! – закричал я. – Вот так встреча!» Я думал, мы поговорим об отдыхе, но его интересовало только одно – Россия и «Зенит». «Пинко, как там климат, как там жизнь?» Засыпал вопросами. Мне это надоело, и я попросил: «Лучано, давай с горок кататься. Когда приедешь в «Зенит», сам все узнаешь».
– Спаллетти собирается перевести семью на берега Невы. Почему же вы в Москве один?
– Семья не со мной, потому что 15-летняя дочь не может так просто бросить лицей. Семья за меня беспокоится, и журналисты тоже: «Чем ты питаешься, Пинко, все ли в порядке, долго ли стоишь в пробках?». Они не могут в полной мере представить, в каком фантастическом месте я живу. Это поймут только русские: я живу на Старом Арбате! Пешком могу дойти до Кремля. До базы «Локомотива» в Баковке по Кутузовскому проспекту добираюсь полчаса и не более того.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Винченцо ПИНКОЛИНИ
Родился 15 июля 1954 года. Тренер по физподготовке. Карьера: легкоатлет, в 1978 г. приступил к тренерской деятельности, работая в федерации легкой атлетики Италии, затем начал клубную карьеру. «Парма» Италия (1981–1986, 2004–2006), «Милан» Италия (1987–1998, 2002–2003), «Атлетико» Испания (1999), «Рома» Италия (2000), «Интер» Италия (2001), «Динамо» Киев, Украина (2007–2009). Кроме того, работал в тренерском штабе сборной Италии на чемпионатах мира 1994 и 1998 гг. С июля 2009 г. в «Локомотиве».
ПИНКО ПРОТИВ ПЯТЕРКИ ИЗВЕСТНЫХ СТЕРЕОТИПОВ О ФУТБОЛИСТАХ
На своем карьерном веку Винченцо Пинколини повидал много гуляк-футболистов, но режимщиков, по его словам, в десятки раз больше. Он готов вновь и вновь опровергать распространенные стереотипы о постотпускном периоде… Футболисты прожорливы и возвращаются из отпуска с лишним весом…
А кто из нас не любит вкусно поесть? Не вижу ничего страшного в хорошем аппетите. Открою производственный секрет: несколько человек приехали в расположение «Локо» с лишним килограммом или чуть более того. Никаких претензий! После первых тренировок от «отпускных» излишков ничего не осталось.
По ночам веселятся в барах и ресторанах, злоупотребляют алкоголем…
Поверьте моему опыту: в больших клубах гуляки не выживают. Если футболисты и развлекаются, то в день, предшествующий выходному. Нагрузки в ведущих футбольных командах порой приближаются к границам человеческих возможностей. Не верю, что в России кто-то из футболистов отважится на подобное проведение досуга накануне работы. В вашем чемпионате им платят приличные деньги. На сборах «Локомотива» и, как я знаю, других российских команд алкоголь запрещен. Это культура российского спорта, я ее уважаю, принимаю. Но у нас, итальянцев, иной подход. Во время ужина мы пьем вино, лично я предпочитаю красное сухое, много разговариваем за столом. Русские едят куда быстрее и уходят кристально трезвыми. Слышал, Невио Скала в «Спартаке» разрешал игрокам бокал вина или пива. Посмотрим, как решит мой друг Лучано Спаллетти, возглавивший «Зенит».
При высоких нагрузках халтурят, увиливают: жалуются на боли, просят пощады…
Деваться некуда: либо ты бежишь, либо – свободен. В «Локомотиве» я стараюсь по-дружески поддержать ребят во время изнуряющих упражнений. Как правило, они на бегу что-то бурчат себе под нос. Изредка отпускают реплики: мол, сколько можно?! А я им таким задорным тоном: «Давай-давай, поднажми, дружище, будешь чемпионом!».
Опаздывают на тренировки, не встают по будильнику…
Где угодно, но только не в «Локомотиве»!
…И не могут сделать несколько подтягиваний на турнике
В самом деле, существует несоответствие: ноги у футболистов развиты намного лучше, чем руки. Но из футболиста нельзя лепить образцового атлета, у которого все накачано-перекачано. Я внимательно отношусь к работе с тренажерами, на сборе мы посещаем зал ежедневно перед утренней тренировкой. В этом плане отметил бы молодого Минченкова. В прошлом году я обратил внимание, что ему не хватает мышечной массы, ощущения «сильной спины». Парень ответственно работал на тренажерах и привел себя в норму.
ТУРЕЦКАЯ МОЗАИКА
ВОЙНА ПРИШЕЛ В «ЛОКОМОТИВ»
Приятно наблюдать, как Юрий Семин общается с ветеранами «Локомотива». Вчера в расположении команды побывал экс-железнодорожник, а ныне тренер «Динамо» Александр Смирнов.
Каждый день в «Локомотиве» гости – тренеры, бывшие игроки. Александр Смирнов (в бытность игроком «Локо» получил прозвище Война) во время разминки вышел на поле в костюме «Динамо» и, судя по жестам, поговорил с Семиным и Игнатьевым о профессиональном.
ИГНАТЬЕВ ЗАБИЛ В ДВУСТОРОНКЕ
Вчера «Локомотив» провел двустороннюю игру. Условно команды можно было разделить на основную и ближайшего резерва. Новобранец Дмитрий Тарасов провел игру за условную основу, а Владислав Игнатьев за резервистов. Игнатьев и стал автором единственного гола, сообщает корреспондент «Советского спорта» Андрей БОДРОВ.
КОРОТКОЙ СТРОКОЙ
«Локомотив». Молодежный состав «Локо» проводит сбор в Белеке в близости от первой команды. В составе делегации – 27 игроков, что, по словам тренера Рината Билялетдинова, больше обычного. Вчера юные железнодорожники провели спарринг со сверстниками из «Глазго Рейнджерс», часть из которых имеет опыт выступлений за основной состав. Итог встречи – 3:3 (голы у «Локо»: Войнов, Фомин (с пенальти), Гаракоев). По-прежнему не появились в расположении «Локо» Траоре и Вагнер. У первого визовые проблемы, второго подвело здоровье. Впрочем, тренерский штаб рассчитывает увидеть на сборах обоих.
МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ
Пинколини бросил занятия легкой атлетикой в 24 года. В столь молодом возрасте он перешел на тренерскую работу после обидного поражения. Будучи одним из членов сборной Италии, Пинколини участвовал в международном старте наряду со спортсменами из Европы. У одного из них, швейцарца, не было руки. Тренер обратился к Пинколини: «Если ты проиграешь швейцарцу, задумайся о завершении карьеры». Как накаркал – подопечный проиграл. Через неделю он уже осваивал тренерское ремесло. Однажды Пинколини заснул на предматчевой установке «Локомотива». Тренер Юрий Семин, державший речь, не заметил этого, зато игроки от души похихикали в кулачки. Пинколини объяснил, что накануне увлекся делами и лег спать глубокой ночью.
тметил бы молодого Минченкова. В прошлом году я обратил внимание, что ему не хватает мышечной массы, ощущения «сильной спины». Парень ответственно работал на тренажерах и привел себя в норму.
Это радует. Всё-таки я верю, что Крауч способен на большее, чем он показал в сезоне 2009.
Классный дядька наш Пинко. Если осенью команда временами буквально летала, то в этом году, после полноценных сборов, вполне можно ожидать и вовсе чего-то невероятного) Про трофеи понравилось, нефиг почивать на лаврах, надо работать)
Пинколини принес нам много пользы,но будет еще одной пользы больше когда Пашинин станет хорошим тренером!Останься еще немножко! (кстати и у меня 15 июля денюха,и я в двоине рад.;)
Семья за меня беспокоится, и журналисты тоже: «Чем ты питаешься, Пинко, все ли в порядке, долго ли стоишь в пробках?». Они не могут в полной мере представить, в каком фантастическом месте я живу. Это поймут только русские: я живу на Старом Арбате! Пешком могу дойти до Кремля. До базы «Локомотива» в Баковке по Кутузовскому проспекту добираюсь полчаса и не более того. Кажись Пинко по воздуху передвигается))