Бывший генеральный директор клубов «Москва» и «Ростов» дал большое интервью «Советскому спорту». Начали мы разговор с недавних слухов о том, что Белоуса могут позвать в «Локомотив»
«СЕМИНУ БОЛЬШЕ ПОДХОДИТ СТАРАЯ АНГЛИЙСКАЯ МОДЕЛЬ КЛУБА»
- «Локомотив» после замены Юрия Семина на Марко Николича – самый обсуждаемый клуб РПЛ во время карантина. Вас туда звали? - Нет. Если бы такой вариант возник, мне бы сообщили об этом напрямую, а не через прессу. У меня прекрасные отношения с нынешним руководством «Локомотива». Так что все эти слухи не имеют под собой основания.
- В 2010 году вы были вице-президентом «Локо» по аналитической работе. Насколько комфортно было взаимодействовать с Юрием Семиным? - Скажу так: Юрию Павловичу больше подходит английская модель, когда главный тренер параллельно исполняет функции генменеджера и спортивного директора. Впрочем, даже в АПЛ от этого почти все давно ушли.
В «Локомотиве» у Семина долгие годы был особый статус. Ведь он выстраивал клуб, по сути, с нуля вместе с Валерием Филатовым. А потом произошло то, что происходит в любой сфере. Чем дольше человек находится на одном месте, тем ему сложнее оценивать свою роль. В конце концов, судя по всему, позиции Семина и совета директоров разошлись настолько, что дальнейшее взаимодействие стало невозможным.
- Сможет ли Семин тренировать другой клуб? - Уверен, что да. Работал же он прекрасно в «Мордовии», «Габале», киевском «Динамо». Я встречался с Игорем Суркисом, он был очень доволен Семиным. Так что теперь все зависит от самого Юрия Павловича. Будет у него желание – его услуги найдут спрос.
«НЕ НАДО СУДИТЬ НИКОЛИЧА ПО БЛИЖАЙШИМ ВОСЬМИ ТУРАМ»
- Назначение Николича в нынешней ситуации – серьезный риск для «Локо»? - Ответ на этот вопрос дадут не заключительные восемь туров этого чемпионата, а результаты следующего сезона, к которому серб полноценно подготовит команду.
- Однако от этих восьми туров зависят попадание команды в Лигу чемпионов и, соответственно, финансовые ресурсы для формирования состава… - Согласен. Но совсем без риска тут обойтись было нельзя. Руководство клуба сделало ставку на этого тренера. И то, что его имя не настолько раскручено, меня лично не смущает. Бывало же, в Россию приезжали маститые специалисты и ничего не добивались. Например, Роберто Манчини… Так что давайте подождем. Не забывайте, в тренерском штабе «Локомотива» остались грамотные специалисты - Олег Пашинин, Дмитрий Лоськов. И календарь у команды щадящий.
- «Локо» приглашал Николича с целью омолодить состав. Как в эту концепцию вписываются 31-летний Милан Бадель и 30-летний Стеван Йоветич, которых уже сватают в команду? - Ну, омоложение не подразумевает, что на поле будут выходить исключительно 20 – 22-летние ребята. Должен быть баланс перспективных игроков и футболистов с опытом. Помните, как здорово при Семине перезапустил карьеру Джефферсон Фарфан? Перуанец внес огромный вклад в чемпионство-2018. Но, конечно, делать ставку на людей за 30 экономически не оправдано. Ведь их невозможно потом перепродать. И я уверен, при Василии Кикнадзе массового приглашения ветеранов точно не будет. Только точечные трансферы.
- Как относитесь к разговорам о том, что техническим директором «Локо» может стать руководитель молодежного департамента «Барселоны» Хосе Мария Бакеро? - В концепцию омоложения такой шаг вписывается. Однако руководители первого – второго уровня в идеале должны быть знакомы с российской спецификой. Насколько я понимаю, «Локомотив» сейчас реализует свой долгосрочный план развития.
«МЕНЕДЖЕРЫ, НАЧИНАВШИЕ У МЕНЯ В «МОСКВЕ», ДО СИХ ПОР ВОСТРЕБОВАНЫ»
- После истории с Семиным многие набросились на Кикнадзе. Не кажется ли вам, что генеральный директор «Локомотива» берет на себя слишком много? - Не соглашусь. На гендира изначально возложена масса функций. Это исполнение бюджета, оптимизация расходов, участие в трансферной политике, формирование клубной философии и подбор персонала. Другой вопрос, насколько правильны и эффективны действия в этих направлениях.
- В «Москве» и «Ростове» вы тоже держали в руках все нити? - Обязательно. Тем более, там и там приходилось совмещать должности генерального и спортивного директоров. Но это не было проблемой. Я же в футболе в том или ином качестве почти всю жизнь.
- Как строилась селекция «Москвы»? - При выборе футболиста мы руководствовались уровнем мастерства, необходимым для выполнения поставленных задач, технико-тактическими показателями (физической подготовкой, быстротой мышления, скоростной техникой), уровнем психологической устойчивости, антропометрическими данными, перспективами игрового прогресса и возможностью выгодной перепродажи в дальнейшем, для чего важное значение имеет возраст. Идеал: 20 – 26 лет.
Как осуществлялся поиск? Сначала мы с главным тренером садились и обсуждали, какие позиции необходимо усилить, и определяли модельные характеристики потенциальных новичков. Например, чтобы центральный защитник помимо скорости, игры головой и отбора обладал первым пасом.
Затем подключался информационно-аналитический отдел, оценивающий выступления футболистов в России, ближнем и дальнем зарубежье. Сотрудники спортивной дирекции отсматривали видеоматериалы, изучали «историю» игроков, выезжали просматривать их вживую и в случае положительной оценки передавали данные тренерскому штабу. Если тренеры подтверждали заинтересованность, приступали к предварительным переговорам.
Напрямую к селекции это отношения не имеет, но были и другие важные направления в работе. Чтобы футболисты реализовали свой потенциал, мы приступали к созданию максимально комфортных условий для их тренировок и жизни. Тем же иностранцам надо было заранее подбирать школу для их детей, квартиры, водителей и прочее. Менеджеры, которые у нас начинали, знали по два-три иностранных языка. Некоторые до сих пор востребованы в российском футболе. Антон Евменов и Олег Яровинский после «Москвы» работали в ЦСКА и за рубежом, а сейчас первый занимает пост шеф-скаута «Зенита», а второй трудится в «Рубине».
***
- Вам был бы интересен только пост генерального директора? - Почему? Работа спортивным директором тоже привлекает. Не знаю, зачем меня в 2010-м приглашала в «Локомотив» Ольга Юрьевна Смородская, которая была и генеральным, и спортивным директором, и президентом, и чуть ли не главным тренером… Но в первую очередь я должен понимать круг своих полномочий. Когда функции четко распределены и есть единство тренерского штаба и команды менеджеров, можно ставить самые высокие задачи.
***
- О чем подумали, узнав о ДТП с участием Михаила Ефремова? - Это страшная трагедия, безумно жаль погибшего мужчину, вернуть назад ничего нельзя... Но мне очень-очень-очень жаль и Михаила Олеговича, с которым мы хорошо знакомы. Это талантливейший, очень добрый человек. К сожалению, его болезнь привела к тому, что он уже не управлял собой…
И, думаю, не случайно это совпало с отменой в Москве самоизоляции. Представители актерской профессии живут в другом мире. Им эти два с половиной месяца дались особенно тяжело. Хотя, я не оправдываю Мишу...
А теперь многие будут топтаться на его костях, с учетом политической активности Ефремова. Что тут скажешь? Могу лишь выразить сожаление. Те, кто знает Мишу лично, просто плачут. Вместе со всеми его родственниками и детьми.
"- Ответ на этот вопрос дадут не заключительные восемь туров этого чемпионата, а результаты следующего сезона, к которому серб полноценно подготовит команду." Старт нового сезона РПЛ запланирован на 26 июля 22.07.2020 Урал - Локомотив 19:00 30 тур сезона 19/20 Еще один из параллельной вселенной.