«Локомотив» проиграл три матча подряд. Учитывая, что в новом сезоне, при новом руководстве команды и клуба, вообще пока сыграно не очень много, картина выходит особенно кислая. Гусеницами ползут слухи. Отчего слухи, кстати, никогда не летают бабочками? Не рождены они, видимо, летать.
ОДНО ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ…
В центре внимания, конечно, всегда фигура главного тренера. В конце концов именно он выстраивает игру команды, руководит заменами, отвечает за кондиции игроков. За взаимоотношения в какой-то степени. Да, в общем, за все он отвечает. Это же известно – выигрывает команда, проигрывает тренер. Вот, стало быть, Анатолий Бышовец проиграл три матча подряд.
Большая часть просвещенной публики дальше уже и не рассуждает. Ну что ж, значит, с этого места можно и не читать.
Я думаю, что три поражения «Локомотива» получились в первую очередь очень разными. Например, поражение от ЦСКА в меня вообще вселило определенный оптимизм. А если говорить о картине игры, то был бодрящий такой прессинг, хорошо в центральной зоне отбирали мячик. Вообще минуты с двадцатой и до вынужденной замены Спахича «Локомотив» играл практически здорово.
Оба ограничения по времени этой удачной игры объяснимы. Почему с двадцатой, а не, скажем, с первой? Потому что команда новая, любой план на конкретную игру она должна обжить, освоить на ходу. Почему до замены Спахича? Думаю, потому, что это повлекло за собой многоэтажную перестановку: позицию поменяли аж три футболиста, и адаптироваться к новой расстановке «Локомотив» уже не смог. Тем более что соперник очень умело подсыпал тактическую ржавчину в особенно скрипучие места.
ДВА ГНЕТУЩИХ…
Поражения от «Динамо», наоборот, произвели гнетущее впечатление. Первое – категорической невозможностью реализовать созданное. Второе – тем, насколько ошеломляюще сильнее оказалось «Динамо». Нет, за команду Кобелева просто приятно. Но как-то бросается в глаза, что именно против «Локо» команда, при разных тренерах последних лет славившаяся тягомотной игрой, вдруг выглядела почти «Валенсией».
И еще про первое поражение хочется вспомнить, как Бышовец пытался наладить игру заменами. В одном случае снял с игры Сычева. Конечно, любой футболист с именем может быть заменен, но остался-то на поле Эрик Корчагин, человек-загадка. Вот и думай…
Ну и замена Лоськова, конечно. Позже было сказано, что Лоськов подвернул ногу, но по его энергично-сердитой походке (а направился он тогда, минуя скамейку, прямо в раздевалку) никак не угадывалась хромота. И главное – непонятно, какими резонами может руководствоваться тренер, снимая по ходу кубкового матча с игры а) капитана, б) мастера стандартов, роль которых в концовке, когда атакуется большими силами, всегда вырастает, в) просто одного из ведущих игроков, которые могут решить ситуацию одним счастливым ходом. Резонов просто нет.
Почитайте интервью футболистов «Локомотива». Какие-то они сникшие.
ТРАДИЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ТРЕНЕРУ…
И вот кажется, что все это и важно, и не важно. Почему важно, объяснять не надо: в мрачную картину все ложится одно к одному.
А почему не важно?
Да потому, что известно: команд, которые три поражения переносят с улыбкой, не существует (если только это не коллектив физкультуры при психиатрической больнице).
И еще потому, что за последние годы не вспомнить, когда «Локомотив» стартовал убедительно. В принципе за этой командой водится слава «долго запрягающей». Запрягают, запрягают, а потом думают, наконец – да пускай другие запрягают, которые на лошадиной тяге, а мы-то – локомотив, он же паровоз, зажигай…
И едет потом команда достаточно быстро. По-другому в последние годы просто не бывало.
Проблемы «Локомотива» тоже вполне ясны. Да, команда не выглядит способной прибавлять по ходу матча. Ни с помощью стратегии (в силу сырости собственной), ни с помощью физических кондиций. Что ж, вот прошла неделя без игр, посмотрим на игру с «Химками» – было время поработать.
Команде не хватает атлетизма – на передней линии один Билялетдинов выше среднего роста. Но и это проблема, которая была ясна на берегу, – все, кто отвечает сегодня за «Локо», осознанно пришли в команду в декабре. Недокомплект? Это входило в естественный риск.
В проблемы во взаимоотношениях я, извините, не верю. Анатолий Бышовец относится к тому типу тренеров, к которым подопечные могут испытывать очень широкую гамму чувств – уважение, признательность, будут отдавать должное и так далее, но не испытывают любви. И многие добивавшиеся успеха тренеры таковы.
Таков и Валерий Георгиевич Газзаев, например, – уже три поколения игроков с ним работали в чемпионате в разных командах; человек тридцать, наверное, вспомню, с кем общался частным образом, – ну никто и никогда не говорил, какой Газзаев замечательный человек. И с Романцевым то же самое. Жесткие они люди.
Так что я, наблюдая за ситуацией со стороны, в жизни бы не поверил, если б изнутри команды доносилось, какой Анатолий Федорович душка.
…И НЕМНОГО ОБ УДАЧЕ
Бышовец в принципе все делает правильно. Легкое нападение? Что ж, будем брать на растяг. Лучшие атаки «Локо» именно таковы. Стандарты – смотрите, как они заточены под удивительно играющего головой Родолфо.
Работа не окончена. В начатой мы видим как несомненные достижения, так и неясности и противоречия. Мне не дано понять, к примеру, как команде локомотивских амбиций может пригодиться Эрик Корчагин. Про замены Сычева и Лоськова я уже писал – тоже за гранью понимания.
Но вместе с тем есть ощущение, что вот немного удача повернулась бы к «Локомотиву» лицом – и покатит, и поедет. Потихоньку наберет ход. И дальше будет проще.
Но как спросить удачу: мол, когда повернешься? – никто не знает.