Завершился Росгосстрах – Чемпионат России по футболу 2008 года. Главный его результат – чемпионство казанского «Рубина» – обрел официальный статус за три тура до конца первенства. ЦСКА обеспечил себе второе место, «Динамо» - третье, «Амкар» - четвертое, а «Химки» - четырнадцатое тоже досрочно. В результате всего этого из восьми матчей последнего тура, игравшихся, согласно регламенту, в одно и то же время, хоть какое-то турнирное значение имели лишь три. И то – достаточно условно, поскольку в случае победы «Зенита» над «Спартаком» результаты двух других поединков всякий смысл теряли. Собственно, в итоге так и вышло. После первого тайма питерцы вели со счетом 3:0, естественно, игроки «Крыльев» и «Локомотива» в перерыве своих матчей сведения об этом получили, а потому вторые таймы вообще можно было не играть.
Почему так получается? За выживание в этом году реально боролись лишь три клуба – «Химки», «Луч» и «Шинник». Еще восемь команд пытались пробиться в еврокубки (да и то «евроборцов» было так много лишь ввиду большого количества евровакансий – Россия их теперь имеет аж шесть штук). Восемь плюс три – одиннадцать. А клубов в премьер-лиге шестнадцать. Выходит, еще пять коллективов, которым не грозили ни вылет, ни Европа, существовали в этом чемпионате согласно олимпийскому принципу: главное – участие. А чего, собственно, ждать от тех, кому в первенстве ничего не нужно? Первое, что приходит на ум, с нашей-то Советами воспитанной подозрительностью – договорняки. Сдача матчей тем, кому что-то да нужно. Как это принято говорить, никакими доказательствами я не располагаю (а кто располагает? Я таких не знаю), но даже если отбросить всякие «нехорошие» предположения, минусы такого положения дел очевидны: в России слишком много матчей, лишенных турнирной интриги.
Разговоры о том, что надо ситуацию как-то выправлять, ведутся очень давно. Предлагалось и материальное стимулирование за каждое более высокое место в турнирной таблице (сторонником этой идеи до сих пор является президент ЦСКА Евгений Гинер), и преимущество в посеве при жеребьевке Кубка России тем, кто занимает более высокие места, и введение переходных игр за право остаться в премьер-лиге для команд, занявших тринадцатое и четырнадцатое места, дабы подхлестнуть борьбу хотя бы в низах. Увы, ничего этого реализовано не было и в будущем сезоне, по-видимому, не будет, а значит «болото» в российской премьер-лиге сохранится и впредь.
Чиновники РФПЛ, когда им задают вопросы относительно регламента и способов его усовершенствования, чаще всего ссылаются на зарубежный опыт. Там-де поступают так, а вон там – иначе, вот мы весь этот опыт анилизируем и смотрим, что же можно использовать на российской почве. Я тоже решил обратиться к опыту одной из зарубежных стран – Аргентины.
Всем известно, что система розыгрыша национального первенства в этой и еще нескольких южноамериканских странах значительно отличается от той, что принята в Европе. Если совсем коротко (углубиться в подробности возможность у нас еще будет), главное отличие в том, что в Аргентине (не будем трогать другие страны, остановимся на одной) играется не один, а два чемпионата в год, а итоги матчей вносятся не только в турнирную таблицу первенства, но и еще в две так называемые консолидированные таблицы, по которым и определяется, какие клубы будут представлять страну в международных клубных турнирах, а какие – покинут высший дивизион.
Почему именно аргентинский опыт кажется мне таким интересным применительно к ситуации в России? Да потому, что он позволит решить не только проблему турирного «болота», но и еще один важный обсуждаемый вопрос – о переходе на систему «осень-весна». Чем же не угодила нам нынешняя привычная «весна-осень»? Ответ прост – тем, что наш календарь не совпадает с европейским, а значит, наши клубы имеют большие проблемы в связи с выступлением в еврокубках и трансферными окнами. Часто так выходит, что, завоевав осенью путевку в еврокубок, российский клуб за тот почти год, что проходит до старта этого самого еврокубка, успевает разориться, лишиться ведущих игроков или тренера либо же перенести иную какую пертурбацию, в результате чего он вылетает из международного турнира в первом же раунде. В качестве примера можно вспомнить и самарские «Крылья Советов», завоевавшие бронзовые медали в 2004 году, после чего их ряды покинули те, кто добился этого результата – Алексей Поляков, Александр Анюков, Андрей Каряка, Андрей Тихонов, Денис Колодин и другие – и что? Обыграли, конечно, БАТЭ (но его тогда все обыгрывали), а потом уступили «АЗ Алкмаару». Был еще «Рубин», который к тысячелетию Казани подарил городу и республике бронзовую медаль 2003 года, а потом проиграл в Кубке УЕФА венскому «Рапиду» и вернулся к российским середняцко-болотным будням. Кстати, в следующем году «Рубину», который сделал республике очередной подарок к очередному юбилею, играть в Лиге Чемпионов, но каким составом и с каким бюджетом будет делать это клуб – неизвестно, юбилея-то в следующем году не предвидится.
До чего же додумались светлые аргентинские головы? У них ведь тоже была проблема несоответствия календарей как внутри южноамериканской зоны (Бразилия, в частности, играет свой чемпионат в течение календарного года, как и Россия – просто у них нельзя говорить об осени-весне или весне-осени, т.к. страна лежит на экваторе, где понятий таких не существует), так и с календарем европейским, а это важно, т.к. август и январь – время активного трансферного обмена между Европой и Америкой – должны быть удобными для этих операций как одним, так и другим участникам процесса. Вот поэтому они и играют два однокруговых чемпионата – один весной, а другой – осенью, а уж подсчитывать итоги сезона можно как тебе удобно: хочешь с осени на весну, хочешь – с весны на осень. В случае с Аргентиной это важно хотя бы потому, что два главных клубных турнира Южной Америки идут не одновременно, как Лига Чемпионов и Кубок УЕФА в Европе, а поочереди: весной (с июля по декабрь) – Южноамериканский Кубок, а осенью (с января по июнь) – Кубок Либертадорес. Поэтому для определения участников первого турнира нужно делать отсечку в июне, после завершения осеннего чемпионата (т.н. Торнео Клаусуры), а второго – в декабре, по окончании весеннего первенства (Торнео Апертуры).
Краткосрочный чемпионат может выиграть практически любой клуб – мы ведь много знаем примеров тому, как после первого круга лидируют отнюдь не топ-клубы вроде «Хетафе», «Уигана», «Хоффенхайма» или нальчикского «Спартака», однако к концу чемпионата все становится на свои места (разве что в случае с «Хоффенхаймом» этого мы пока утверждать не можем). Поэтому признавать итоги одного такого маленького первенства для таких важных решений, как участие в международных кубках или вылет в низший дивизион, было бы неправильно. Именно для этого и ведутся так называемые «Tabla promedios»: одна – для определения представителей страны на международной арене, другая – для выявления тех, кто покинет элитный дивизион. Каким образом это делается?
Таблица вылета (для краткости будем называть ее так) располагает клубы в соответствии с так называемым консолидированным коэффициентом команды за последние три года. Обмен между дивизионами осуществляется зимой (в июне-июле), следовательно, зимой 2009 года Примеру А покинут клубы, чей коэффициент будет наименьшим в период с Апертуры-2006 по Клаусуру-2009. Высчитывается этот показатель очень просто: берется общее количество очков, набранное в шести последних чемпионатах (именно столько проходит за три года), и делится на число проведенных матчей. Оно не одинаковое у всех участников чемпионата, поскольку некоторые из них отыграли в Примере только один год (если они повысились в классе прошлой зимой), некоторые – два, некоторые – все три. Обладатели двух худших коэффициентов вылетают в Примеру В напрямую, еще двое (третий и четвертый с конца) играют переходные матчи с третьим и четвертым претендентом на выход в элиту из числа участников Примеры В. То есть «зона вылета» включает в себя четыре команды, полностью спасительным является лишь шестнадцатое место из двадцати.
А теперь представьте себе: команда отыграла три года, шесть чемпионатов. Часто ли случается такое, что кто-то умудряется провести шесть чемпионатов на одном и том же уровне? Например, все в районе 9-10 места. Согласитесь, редко. В одном, чуть более удачном первенстве, «Уракан», «Банфилд», «Колон» или кто угодно другой может оказаться третьим, пятым или шестым (все-таки первенство в один круг достаточно краткосрочное, к тому же может повезти с календарем: со всеми сильнейшими будешь играть дома, а с аутсайдерами – на выезде, где их вполне можно обыгрывать), а в другом – менее удачном – шестнадцатым, восемнадцатым или вовсе двадцатым. И таким вот колебаниям подвержены абсолютно все команды аргентинской лиги (разве что амплитуда у них разная: к примеру, «Бока Хуниорс» и «Велес Сарсфилд» чаще финишируют в верхней части таблицы, а «Химнасия де Хухуй» и «Годой Крус» - в нижней). Самый яркий пример – нынешний «Ривер Плейт», который, будучи действующим чемпионом Клаусуры-2008, в Апертуре уверенно идет на последнем, 20 месте. Но «Ривер», конечно, в борьбе за выживание не участвует. Прежние заслуги не дают коэффициенту пасть так низко. А кто в ней участвует, спросите вы? А примерно 8-10 клубов, отвечу я вам. Поскольку все клубы в течение трех лет успевают побывать и в верхах, и в низах, и в середине, разница в среднем коэффициенте получается столь ничтожная, что победа в трех-четырех матчах подряд резко возносит тебя сразу на несколько позиций вверх, серия же неудач – отбрасывает на самое дно. Что это означает? Это означает, что борьба за выживание идет постоянно, она очень плотная и то, попадет твоя команда в четверку неудачников или нет, решается практически в КАЖДОМ матче. А значит, примерно для половины дивизиона – той, что находится в «зоне риска», игр, в которых ничего не решается – не бывает.
А для второй половины? Тех, что все же могут не беспокоиться за свою прописку в элите? Для них-то и существует «международная» таблица. Туда вносятся итоги последних двух сезонов (то есть трех или четырех чемпионатов, в зависимости от того, летом или зимой делается отсечка для определения участников Кубка Либертадорес или Судамериканы). В Кубок Либертадорес, где Аргентина имеет пять мест, попадают три последних чемпиона плюс две команды, расположенные выше других в консолидированной таблице. За эти два места, как показывает практика, в зависимости от обстоятельств, борются шесть-восемь команд, чьи коэффициенты позволяют надеяться на попадание в южноамериканский аналог Лиги Чемпионов. В Кубок же Судамериканы от Аргентины выходят команды, занимающие в этой таблице первые шесть (иногда семь) мест. То есть реальных претендентов на эту шестерку/семерку оказывается десять-двенадцать.
Что же получается в итоге? Восемь-десять команд борются за выживание, десять-двенадцать – за место в международных турнирах. Середины – тех, кто не борется вообще ни за что – не остается. Абсолютно каждому клубу абсолютно в каждом матче нужны очки: кому-то в турнирную таблицу (титул чемпиона ведь тоже разыгрывается, а принимая во внимание тот факт, что аргентинская лига по составу участников очень ровная, а чемпионат короткий, больше половины ее участников выигрывали титул хотя бы один раз), кому-то – в таблицу вылета, кому-то – в таблицу международных кубков. Вот и нет никакого «болота».
Давайте посмотрим, что вышло бы, введи мы сегодня аргентинскую систему розыгрыша национального чемпионата в России. Если бы первый и второй круги чемпионатов 2005, 2006, 2007 и 2008 годов считались бы отдельными первенствами, призерами чемпионатов России стали бы: Весна 2005 – Локомотив, ЦСКА, Рубин Осень 2005 – ЦСКА, Спартак, Торпедо Весна 2006 – ЦСКА, Спартак, Локомотив Осень 2006 – ЦСКА, Спартак, Зенит Весна 2007 – Зенит, Спартак, Москва Осень 2007 – Зенит, Спартак, ЦСКА Весна 2008 – Рубин, Амкар, Динамо Осень 2008 – ЦСКА, Рубин, Динамо Консолидированная таблица еврокубков нынешним летом имела бы следующий вид (принимаем во внимание только верхнюю часть): 1. Спартак – 1,883 2. Зенит – 1,850 3. ЦСКА – 1,733 4. Динамо – 1,550 5. Локомотив – 1,533 6. Рубин – 1,483 Таким образом, в нынешней Лиге Чемпионов «Спартак» попал бы напрямую в групповой этап, а «Зенит» - проходил бы через квалификационные соревнования. Впрочем, регламент мог быть и иным: два последних чемпиона – «Зенит» и «Рубин» - участвовали бы в Лиге Чемпионов, а «Спартак» и ЦСКА как лидеры консолидированной таблицы – в Кубке УЕФА. «Динамо» попробовало бы свои силы в турнире Интертото. На данный момент (после завершения осеннего чемпионата 2008 года) эта таблица предстала бы в таком варианте: 1. ЦСКА – 1,933 2. Зенит – 1,822 3. Спартак – 1,711 4. Рубин – 1,667 5. Динамо – 1,622 6. Амкар – 1,511 7. Локомотив – 1,511 8. Москва – 1,467 Место в Лиге Чемпионов будущего года обеспечил бы себе ЦСКА (как чемпион Осени-2008), вторая путевка достанется весеннему триумфатору (он, естественно, еще неизвестен), третья – питерскому «Зениту» (а если весенний чемпионат выиграет «Зенит», то «Спартаку»). Напомню, по действующему регламенту ни красно-белые, ни сине-бело-голубые в Лигу Чемпионов не пробились. Впрочем, «Спартак» отнюдь не гарантировал себе третье место, т.к. «Рубин» отстает не так уж сильно и весной может москвичей опередить. А дальше идет плотная борьба за Лигу Европы. «Динамо», если не сможет подняться выше, весной попытается отстоять свою пятую позицию, а «Амкар», «Локомотив», «Москва» и, может, даже кто-то еще имеют все шансы бело-голубых с этого места сместить и будущей осенью стартовать в еврокубках. Вот и получили мы зону еврокубковой борьбы размером в полдивизиона. Что же в борьбе за вылет? Вот консолидированная таблица за три последних сезона (нижняя ее часть) на декабрь 2008 года: 9. Сатурн – 1,293 10. Крылья Советов – 1,253 11. Терек – 1,167 12. Томь – 1,093 13. Спартак-Нальчик – 1,080 14. Химки – 1,067 15. Луч-Энергия – 0,893 16. Шинник – 0,556
Самая плачевная ситуация – у «Шинника». Ему, чтобы не вылететь следующим летом, надо чуть ли не Весну-2009 выигрывать, а уж призером становиться – точно. Зато дальше все гораздо интереснее. «Луч», идущий в зоне прямого вылета, отстает от наполовину спасительного места (13 и 14 места – зона переходных матчей) менее чем на две десятых балла, что легко отыгрывается за три-четыре матча, проведенных успешнее, чем у конкурента («Химок»). «Химки» и «Спартак-Нальчик», расположившиеся в «желтой зоне», тоже могут из нее выбраться – тут отрывы и вовсе микроскопические: «Томь» и «Терек» находятся в непосредственной близости, «Сатурн» и «Крылья» - чуть лучше, но тоже досягаемы (если они финишируют в весеннем чемпионате где-нибудь в районе 13-15 места, а Нальчик с Химками – в районе 4-5-го, эти команды поменяются местами). Вот и получается, что традиционному нашему «болоту» - «Химкам», «Томи», «Спартаку-Нальчику», «Тереку», «Сатурну» - предстоит в весеннем чемпионате ожесточеннейшая схватка за выживание. Сразу восемь команд рискуют угодить в опасную зону, а потому им будет за что бороться!
Закономерный итог: первая восьмерка борется за еврокубки, вторая – за выживание. «Болота» – нет. В Лиге Чемпионов играют «Зенит», «Спартак» и ЦСКА, которые на протяжении последних лет действительно являются лучшими клубами России, а не «Рубин» с его неюбилейным бюджетом. «Амкар», чья судьба тоже повисла на волоске в связи с возможным отказом пермского завода минеральных удобрений спонсировать клуб, за путевку в еврокубок должен еще побороться – как раз тем составом и с тем бюджетом, с которыми он и будет в этом самом еврокубке в случае успеха выступать. Вот вам и логика, вот вам и справедливость. И не надо переходить ни на какую «осень-весну», чтобы играть в декабре, когда зрители предпочтут остаться дома у телевизора, чем морозить отдельные части тела на стадионе. И не надо придумывать никаких дополнительных стимулов для так называемых «середняков». Соревновательность чемпионата повышается автоматически.
Конечно, для применения аргентинской системы в России потребуется немало усилий, главные из которых нужно будет сосредоточить на объяснении болельщикам преимуществ этой системы. Но дорогу осилит идущий. Важно только решить, что нам ближе: сидеть на ж… ровно и ругать на чем свет стоит «болото», договорняки и идиотский календать, ничего при этом не делая для преодоления всех этих напастей – или же решиться один раз перерезать пуповину и, поднапрягшись, перевести все наше футбольное хозяйство на новые рельсы. Каждый выбирает для себя…
и какой смысл? получили мы зону еврокубковой борьбы размером в полдивизиона - так у нас вплоть до последнего тура восемь команд и боролись вообще-то. а если цель тут - избавиться от "болота", можно было б ввести переходные матчи 13-14 - 3-4; вся остальная система, с коэффициентами и однокруговыми чемпионатами, для этого совершенно не нужна.
А если цель не только, избавиться от болота. Мне допустим, правда странно, что команда, выигравшая хорошим составом чемпионат, получает право играть в еврокубках аж через год. Да за это время всё, что угодно может произойти. А тут хоть логика есть: сыграл весной достойно - получи еврокубки осенью.
Чтобы избавиться от болота, нужно 12 команд в премьер-лиге оставить ) 8 борются за еврокубки, 4 - за выживание. Ну, и трехкруговый календарь, как в шотландии. Там эта система отлично работает, кстати, просто у них кроме Глазго и Селтика реальных команд нет.
В Шотландии вообще шняга, после трех кругов там еще происходят загадочные вещи: 12 команд делятся пополам (1-6 места и 7-12) и эти половины играют еще 5 туров внутри друг друга. А реальные команды там иногда выскакивают(как 2 место Хартса года 3-4 назад), однако после таких выстрелов игроки клуба тут же разбегаются в селтик, рейнджерс и середнякам апл)
Да нет у нас болота. Болото уже потом появляется, как и в других чемпионатах. Те же Москва и Сатурн (9 и 11-е места) изначально борятся за зону УЕФА. А Терек и Спартак Нч (10 и 12-е места) за выживание. Просто одним везло, а другим не очень. В Аргентине, конечно, иентересная система, Но если брать результаты за три года, интрига чемпионата уменьшится, потомучто за выживание будут бороться одни и те же команды, и за зону УЕФА одни и теже. Таких сюрпризов, как в этом году выступрление Амкара и Рубина, уже не будет. И мы получим довольно пресный чемпионат. В наших условиях может сильным клубам это будет на где-то на руку, а вот провинции при таком раскладе стоит забыть о еврокубках. И это было бы нечестно по отношению к ним.