Тот факт, что двукратный чемпион России Юрий Семин возглавил киевское "Динамо", у нашего болельщика пока не больно-то укладывается в сознании. Традиционное предновогоднее появление в редакции "СЭ" одного из лучших тренеров в истории российского футбола дало нам возможность расспросить его не только о новом клубе, но и о старом. О котором недавнему президенту "Локомотива" явно было что сказать - но в силу природной корректности он явно сдерживал свои эмоции... Сам Семин, кстати, увидев обозревателя "СЭ" Александра Просветова, побывавшего недавно в Южной Африке, спросил его о судьбе экс-локомотивца Джейкоба Лекхето и выразил огромное желание в ближайшее время его увидеть.
Интервью большое, поэтому пришлось разбить его на две части
>>ОкончаниеНАДО ПОЗВОНИТЬ ЛЕКХЕТО!
- Если Лекхето нужно приглашение в Россию - обязательно сделаем! - первым делом заметил Семин. - И вообще надо позвонить ему. Хороший был футболист! - Давайте все же начнем с сегодняшнего дня...
- В этом сезоне я почти не давал интервью. Но под Новый год пришел в "СЭ". И не только потому, что у нас это уже добрая традиция. Для меня сегодняшняя беседа - определенный отчет перед болельщиками. Ведь их оценка моей работы всегда для меня была самой важной. К моему уходу в киевское "Динамо" они, наверное, отнесутся пo-разному, но надо понять - такова жизнь.
- Насколько уютно чувствуете себя в шкуре тренера иностранной команды? - Пока почти так же, как и в России. Украина - страна русскоговорящая, пресс-конференция, на которой меня представляли, была на русском языке. Но, конечно же, я должен принять те правила и законы, которые там есть, соблюдать традиции киевского клуба. У него есть своя атмосфера, и я обязан ее поддерживать.
- Много ли знаете украинских слов? - Много, особенно когда дело касается украинской кухни, не говоря уже о футбольных терминах.
- Не боитесь ли повторения в Киеве своей же истории с московским "Динамо"? Нет ощущения, что рискуете репутацией? - Риск в тренерской профессии присутствует всегда. Но с помощью риска можно достичь более значимых успехов, чем достигал прежде. Инфраструктура, да и вообще все условия для работы в киевском "Динамо" - идеальные. Как, на мой взгляд, и количество квалифицированных игроков, которые при необходимой работе могут дать результат. Есть и заинтересованность руководства: все прекрасно знают, как относится к своей любимой команде Игорь Суркис, какую базу он для нее сделал.
Что же касается московского "Динамо", то не считаю опыт работы в нем отрицательным. Есть в нем и достаточно положительного. Многие из тех игроков, которые появились в "Динамо" при мне, успешно играют там и по сей день. Часть работы я тоже, полагаю, сделал: избавился от ряда ненужных игроков, какими в прежнее время команда была переполнена.
- Правда ли, что в детстве вы болели за киевское "Динамо"? - В детстве я болел за два "Динамо" - московское и киевское. В Киев, кстати, меня приглашали, когда я играл на молодежном турнире. Почему болел именно за киевлян - не знаю. В дальнейшем симпатизировал им потому, что там работал один из самых выдающихся наших тренеров, у которого все мы учились, - Валерий Лобановский. Он всегда помогал молодым, никогда не закрывался, приглашал на тренировки. Кстати, возглавляя сборную СССР, он порекомендовал меня Вячеславу Колоскову на пост главного тренера второй сборной страны...
В Киеве у меня много друзей. С ребятами моего возраста, с которыми мы играли, по-прежнему тесно общаемся. Дружим независимо от того, что Россия и Украина - разные страны.
- Лучший друг из киевлян - Йожеф Сабо? - Не только. Еще Володя Трошкин и ряд других.
- С Сабо после вашего назначения общались? - Он сейчас после болезни находится в санатории. Что касается работы, то мы договорились с Игорем Михайловичем (Суркисом. - Прим. "СЭ"), что по итогам 2007 года клуб определит, кто будет работать в его руководстве в дальнейшем. Вы знаете, что в "Динамо" уже пришел новый спортивный директор - Резо Чохонелидзе. И только потом, с начала нового года, я приступлю к работе. Все перемещения в клубе до того со мной не связаны.
КОГДА Я ИГРАЛ, В КИЕВ БЫЛО СТРАШНО ПРИЕЗЖАТЬ
- Если бы вы оставались президентом "Локомотива" и получили предложение возглавить киевское "Динамо" - как поступили бы? - (После паузы) Наверное, исходя из той роли, в которой я был в "Локомотиве", ушел бы оттуда без каких-либо сомнений. Дело даже не в том, что тренерские функции для меня более близки, а именно в круге моих обязанностей в "Локо". Даже если бы мне предложили возглавить не такой большой клуб, как киевское "Динамо", я бы, по всей видимости, ушел.
- Когда вы шли в "Локо", представляли свою президентскую работу иначе? - В общем-то, да. При этом все договоренности, которые у нас были с президентом РЖД Владимиром Якуниным, я выполнил "от" и "до".
- В новый штаб "Динамо" вы пригласили Сергея Овчинникова. С ним уже был разговор? - Да. Но он должен определиться сам, поговорить с руководителями клуба, в каком качестве они хотят его видеть. Я его вижу в роли одного из своих помощников - причем не тренером вратарей. В остальном же в "Динамо" есть достаточно много людей - патриотов своего клуба, хорошо за него игравших и обладающих высокой квалификацией. Они и будут работать вместе со мной. Из Москвы я пригласил одного Овчинникова.
- Вам поставили такое условие? - Нет. Я же не могу приходить в клуб и приводить туда с собой пять-шесть человек, которые будут там инородным телом...
-... как было в этом году в "Локомотиве"? - Не могу так поступать. Считаю, что это неправильно. Мы должны работать с теми людьми, которые есть в "Динамо".
- Вы первый иностранный тренер киевского "Динамо". Не боитесь стать чужаком в тамошней среде? - Ничего страшного. Луческу в "Шахтере" - тоже иностранец. Когда президент "Динамо" Игорь Суркис приглашал меня, он, наверное, видел в этом смысл.
- Кем из киевлян больше других восхищались в детстве? - Многими. А потом, когда стал игроком, в Киев было страшно приезжать. У динамовцев был такой настрой, особенно на московские клубы, что уехать оттуда с победой было почти невозможно. Ни кусочка пространства не давали, ни одного единоборства не проигрывали, со стандартными положениями все было блестяще.
- Тем не менее свой самый красивый гол вы, будучи игроком московского "Динамо", забили именно киевлянам, причем в гостях. Помните? - Такое не забывается.
ДОВЕРИЕ БОЛЕЛЬЩИКОВ НУЖНО ЗАСЛУЖИТЬ РАБОТОЙ
- На одном из интернет-сайтов киевского "Динамо" провели опрос болельщиков: "Как вы относитесь к назначению Юрия Семина на пост главного тренера?" Примерно 60-70 процентов поклонников киевлян высказались отрицательно. В "Локомотиве", для которого вы столько сделали, болельщики, естественно, вас боготворили. Готовы ли вы работать в атмосфере, которую доброжелательной пока назвать нельзя? - Это обычная ситуация. Почему болельщики киевского "Динамо" должны с первого взгляда всем верить и мне в том числе? Только конкретными делами можно заслужить их доверие. Люди сначала должны посмотреть на результаты моей работы. Моя же задача - сделать ее как можно лучше. И я к этому готов.
- Испытывали сомнения, получив предложение из Киева? - Если и испытывал, то небольшие. А после разговора с президентом клуба Игорем Суркисом все сомнения улетучились.
- Такой поворот вашей судьбы можно назвать неожиданным? - Да. Еще два месяца назад я никак не мог предположить, что стану главным тренером киевского "Динамо".
- Это было первое предложение вам после ухода из "Локо"? - Не первое. Но о других мне не хотелось бы распространяться.
- Когда вы познакомились с Суркисами? - Давно знаю и Григория Михайловича, и Игоря Михайловича. Близко знакомы мы не были, но я всегда очень уважительно относился к этим людям.
ПО ЛОГИКЕ - ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОСВОБОДИТЬ И ЛИПАТОВА
- Судя по последним решениям руководства "Локомотива", вы уже для клуба отрезанный ломоть. - Вряд ли здесь уместен такой термин. Не считаю себя отрезанным ломтем, поскольку оставил след в истории "Локомотива". Нельзя к "ломтям" причислять и Филатова. Мы вдвоем сделали для клуба столько, что дай бог пришедшие вслед за нами люди осилят хотя бы сотую часть тех дел. Мы начинали практически с нуля и кропотливо шли наверх, добившись с "Локомотивом" больших успехов. Надеюсь, болельщики этого не забудут. Ни старое поколение, ни новое.
К слову, они всегда относились с большой симпатией как ко мне, так и к Филатову. А в данной ситуации я был не нужен руководству клуба. Причем изначально был не нужен. Вероятно, они выработали следующий план: убрать одну большую фигуру в лице Филатова и прикрыть ее другой фигурой - моей.
- Своеобразная "операция прикрытия"? - Точно!
- А почему вы стали не нужны руководству? - Это очень сложно понять. Есть много вещей, о которых остается только догадываться. Если бы мне, например, по окончании сезона сказали: "Ты ошибся вот тут и тут". Мы бы сели, обсудили, выслушали мнения друг друга. Я как президент доложил бы, почему какие-то вещи не получились. Но ничего подобного не произошло. Меня лишь известили о случившемся: приняли "пакетное" решение убрать президента и главного тренера. Но если придерживаться логики такого решения, тогда должен быть освобожден со своей должности и господин Липатов. Поскольку он принимал более активное участие во всех вопросах - финансовых и кадровых.
- А когда вы узнали об этом решении? - Буквально за пять минут до того, как меня вызвали на совет директоров, где и было объявлено это решение.
- По словам Липатова, "пакетное" решение об увольнении вас и Бышовца в случае неудачи оговаривалось еще перед началом сезона... - Такой договоренности не было. И в моем контракте, рассчитанном на два года, ничего подобного не значилось: если не занимаешь такое-то место, то тебя увольняют. Думаю, Сергей Владимирович (Липатов. - Прим. "СЭ") здесь немножко лукавит.
Интервью большое, поэтому пришлось разбить его на две части
>>Окончание