Самый бодрый разогрев в истории российской сборной, возмутительное спокойствие Йоахима Лева, двойка Березуцкому и зачет нашим болельщикам – в репортаже корреспондента Sports.ru из Дортмунда, где сборная России уступила в первом тайме и победила во втором.
Уже субботним утром рурский дух начисто выветрился что с Ганза-Платц, что с других, чуть более скромных площадей Дортмунда. Город захватили русские. Они были везде – в фан-шопе «Боруссии», в сувенирных лавках, в фаст-фудах и, разумеется, в баре-ресторане Strobels, расположенном прямо перед ареной «Сигнал Идуна Парк». Тем не менее, коренные дортмундцы и, что еще важнее, местные полицейские терпимо относились к гостям из России, которые хоть и не умолкали ни на секунду, но за рамки приличия все же старались не соваться. Да и как могло быть иначе в городе, где решительно невозможно найти ни одного человека, совсем уж безразличного к футболу. В Дортмунде, в котором живет-то около полумиллиона человек, есть аж 4 клубных магазина «Боруссии», которые напичканы кошачьими мисками с портретами Флориана Кринге, желто-черными крышками для унитазов и другими столь же необходимыми в быту товарами. Не говоря уж о том, что любая бабушка доходчиво объяснит, как добраться до «Сигнал Идуна Парк» (ну, разве что, назовет его по старинке – «Вестфаленштадион»), а заодно, узнав вашу национальность, поинтересуется, как дела у Владимира Бута и почему Гус Хиддинк упорно игнорирует неплохо дебютировавшего в «Герте» Андрея Воронина. В общем, образец футбольного города. Просто так что ли, «Боруссия» – самая посещаемая команда континента?
Болельщицкие ручейки полились к стадиону уже в седьмом часу вечера. Попивая пиво из кружек с изображением Юргена Клоппа, «Швайнштайгеры» и «Аршавины», «Клозе» и «Жирковы» братались, дискутировали и поражались собственной массовости. Оттенок легкой паники в рядах толкущихся у стадиона возник лишь однажды – за два часа до матча из недр арены вдруг стали просачиваться звуки российского гимна. Оказалось, то была лишь репетиция, но некоторые все же рванули на стадион, боясь пропустить начало встречи.
В преддверии матча на видеотабло стадиона сплошняком шли рекламные ролики. Причем персонажами их были не только игроки бундесманншафт, но и, как показалось, весь тренерский штаб команды – включая даже генменеджера Оливера Бирхоффа. Впервые стадион зашумел минут за 40 до начала встречи – стоило только показаться на поле немецкому тренеру вратарей Андреасу Кепке и одному из его подопечных – Тиму Визе. Однако подлинный взрыв ликования случился спустя пару минут – на разминку выбежала российская сборная. Разогревать мышцы нашим ребятам посчастливилось под звуки нетленной «Moskau, Moskau!» группы Dschinghis Khan. Пожалуй, столь бодрой прелюдии у команды Хиддинка еще не было.
Число российских болельщиков на «Сигнал Идуна Парк» превзошло самые оптимистичные ожидания. Гостевая трибуна оказалась далеко не единственным местом их дислокации – бело-сине-красные флаги были рассыпаны абсолютно по всем секторам, благо из четверти миллиона российских граждан, проживающих в Германии, желающих прокатиться в Дортмунд нашлось предостаточно. Переголосить хозяев было, конечно, сложновато (хотя периодически это удавалось!), зато после гола Аршавина в начале второго тайма нашим фанатам удалось по-настоящему зажечь – да так, что с просьбой прекратить несанкционированный фейерверк пришлось выступить доселе безмолвному русскоязычному диктору. Разумеется, он был нещадно освистан.
Немецкие болельщики, справедливости ради, тоже время зря не теряли. Во втором тайме они провели несколько акций – не то устрашения соперника, не то поддержки своих. Когда весь стадион – без какого бы то ни было повода – встает и начинает ритмично аплодировать, это сначала удивляет, а затем восхищает.
В первом тайме Йоахим Лев был возмутительно спокоен. Присел себе на рекламный щит, сложил руки и с наслаждением принялся наблюдать, как ведомая им команда полностью контролирует игру: соперника к своим воротам почти не подпускает, сама давит, как и куда хочет и, в конце концов, реализует свои моменты. Гол Подольски – двойка в зачетку Василия Березуцкого, проморгавшего маневр Лукаса, второй мяч – пятерка Бастиану Швайнштайгеру, одной элегантной передачей перекинувшего всю нашу оборону.
Выход Дзагоева после перерыва был читаем и логичен – здоровых игроков атаки в резерве не так много, и Алан среди них – уж всяко самый уместный в сложившейся ситуации. Когда в игру нужно экстренно внедрить кураж, задор и нестандартные технологии. Поначалу юный армеец много суетился и дважды удостоился выволочки от Хиддинка – когда, потеряв мяч, направил всю свою энергию на апелляцию к Фрейдфельту, и чуть позже, когда секунд 15 завязывал шнурки на своей половине поля.
– Сегодня нам не хватило везения, – признает Гус после игры. – Особенно его не хватило нашему 18-летнему дебютанту Алану Дзагоеву, когда он попал в штангу незадолго до конца встречи. А ведь эта могла бы быть красивая история – решающий гол в первом же матче за сборную.
Послематчевая пресс-конференция, проходившая … под шатром на резервном поле дортмундской арены, продлилась довольно долго, но высказаны на ней были по сути лишь два тезиса: сборная России провалила первый тайм, сборная Германии – второй. Все остальные слова – лишь производные.
Уступив, наши футболисты в хмуром настроении погрузились в автобус, увезший их в аэропорт. Немцы же примерно полчаса посвятили общению с прессой, раздали сотни автографов и сфотографировались со всеми желающими (точнее с теми желающими, у кого был доступ в микст-зону).
А ночной Дортмунд еще долго не умолкал. В него постепенно возвращался рурский дух.