На молодёжном Евро-2021 наша сборная начала за здравие, а кончила за упокой: обыграв Исландию (4:1), уступила Франции (0:2), Дании (0:3) и выбыла из борьбы. В чём причины – разбираемся вместе с известным специалистом
Александром ГришинымСобеседник «АН» юношеский и молодёжный футбол знает «от и до». В 1990-м полузащитник ЦСКА
Гришин стал чемпионом Европы среди 18-летних. Закончив играть, растил смену для армейского клуба, работал с юношеской сборной России, а теперь трудится в
«Казанке» – фарм-клубе
«Локомотива», выступающем в ПФЛ. Игроков нынешней молодёжной сборной хорошо знает, некоторых в своё время тренировал в ЦСКА.
– В чём именно наша молодёжка слабее французской и датской?– Судя по увиденному – во всём. В скорости, например, – и мышления, и передвижения, и работы с мячом. Показательный момент: бежит по флангу нападающий сборной Дании, за ним Тикнизян. Тот – с мячом, наш – без, и всё равно датчанин отрывается.
Жалко ребят, конечно. Думаю, завышенные ожидания от их выступления – во многом вина журналистов: перед началом турнира настроения были такие, будто мы должны чуть ли не чемпионами стать. Откуда? Мы вышли-то на Евро во второй раз за 21 год – и не из самой сложной группы. Ну а там нам уже показали наше место…
Тут вот что удивительно. Когда я работал с молодёжкой ЦСКА (в 2010–2017 годах. –
Прим. «АН»), мы регулярно выходили в плей-офф Юношеской лиги УЕФА, обыгрывали «Манчестер Юнайтед», «Монако», «Баварию»… Почему сейчас у нашей сборной так получилось – трудно сказать.
– Чемпионат Франции – один из ведущих в Европе, но датский-то нашему, как принято считать, уступает. Тем не менее датчане востребованы в лучших лигах, и у них выросло очередное отличное поколение.– В Дании не изобретают велосипеда, а просто развивают футбол. Мы же сломали свой календарь, перешли на «осень-весну». Летом бы играть да играть – а мы отдыхаем. И потом до декабря мучаемся. Что в таких условиях можно развивать? Кстати, соседи датчан – шведы с норвежцами – и не думают подстраиваться под остальную Европу: у них как была «весна-осень», так и остаётся.
Другой момент. Скандинавы у себя дома играют за небольшие деньги. И это мощный стимул: хочешь хорошо зарабатывать – старайся, расти, учись, чтобы уехать куда-нибудь в Англию, Испанию, Италию. У наших такого стимула нет. Их всё устраивает. Это и на игре сказывается: нужно сыграть через «не могу» – а они не в состоянии. Значит, надо создать такие условия, чтобы не устраивало.
– Вы о потолке зарплат?p
– Он имеет смысл, только если все клубы будут его честно соблюдать. Но у нас, боюсь, найдутся те, кто к маленькой зарплате придумает всякие дополнительные соглашения, бонусы…
– Лимит на легионеров – зло или благо? Во французских и датских клубах их побольше, чем в наших.– Лимит надо отменять! Люди растут в конкурентной среде. Пусть приезжают иностранцы, пусть наши ребята с ними соревнуются. Другой вопрос, что, будь у нас клубы частными, они покупали бы сильных легионеров. Но они в основном бюджетные и зачастую иностранцев берут по принципу «лишь бы взять».
– Кто-то из этой молодёжки уже может помочь первой сборной? Например, на взрослом Евро.– Нет. Какая первая сборная, если они на молодёжном уровне вчистую проигрывают? Ну можно, конечно, отметить Макарова, Захаряна в некоторых моментах. Вот в этих двоих есть что-то такое… В первой игре ещё Лесовой неплохо себя показал, но это же против Исландии, слабейшей команды в группе.
– Что полезнее для молодого игрока: сидеть на лавке в первой сборной или постоянно играть в молодёжной? Вот ваш Максим Мухин за команду Станислава Черчесова провёл на поле пять минут...– Сборная страны – пик для футболиста. Если приглашают – какие могут быть вопросы?
Мухин проявил себя за «Локомотив» и вызов заслужил. Кстати, ещё один игрок «Локо»,
Куликов, в клубе тоже хорош, а в молодёжной сборной его практически не использовали. Почему – не понимаю. Три матча за неделю – ротация необходима. Ну поставьте вы вместо Облякова и Глебова на третью игру Куликова с Умяровым – они же свежие!
Хотя, конечно, со стороны легко рассуждать. Сложись чуть иначе – сейчас мы с вами дифирамбы бы нашей команде пели. Бросаться в крайности и ругать ребят тоже не стоит: они старались. Но таковы реалии: сейчас мы на таком уровне не конкурентоспособны.
– То есть пройти отбор – наш потолок?- Получается так. И это катастрофа. В советское время мы на юношеском и молодёжном уровнях постоянно что-нибудь выигрывали – то в Европе, то в мире. А в российское? Разве что два Евро для 17-летних (2006 и 2013 годы. –
Прим. «АН»).
– В 1990-м в финале юношеского Евро ваша команда обыграла Португалию, у которой в составе был целый букет будущих звёзд во главе с Луишем Фигу. Это другие с тех пор так ушли вперёд или мы так отстали?– Можно сказать и так и так. В любом случае надо догонять. В Советском Союзе существовала система подготовки, она работала – зачем её было ломать? Теперь надо заново что-то придумывать – или заимствовать. В Германии, например, подготовка молодых отлажена – ну так давайте возьмём немецкую систему и внедрим у себя! А главное, перестанем в детском и юношеском футболе играть на результат. Это огромная проблема! Вот ездим мы, ищем резервы: куда ни приедешь – все как роботы играют! Хочется разглядеть какую-нибудь звёздочку – не получается. А потому что от них требуют: играй попроще, поаккуратнее, если что – назад отдай...
Во главу угла надо ставить не очки, а игру. Задача же тренера – готовить игроков для первой команды. Не хочу хвастаться, но смотрите, сколько у нас с
Валерой Минько ребят в люди вышло: в ЦСКА сейчас играют
Чалов, Тикнизян, Кучаев, Помазун, в «Зените» –
Караваев, в «Монако» -
Головин, в «Крыльях» –
Чернов, в «Уфе» –
Никитин...Борис Богданов