Продолжение интервью главного тренера "Локомотива" Рашида Рахимова.
Начало.
В "АМКАРЕ" ОСТАВИЛ ЧАСТИЧКУ СЕБЯ
- Почему руководство "Амкара" до последнего отрицало, что вы уходите из клуба? - Потому что до конца сезона у меня не было договоренностей с другими клубами. Я сразу сказал, что не буду ни с кем разговаривать, пока не доведу команду до финиша чемпионата. Если в середине ноября - декабре ко мне не будет интереса, значит, продолжу работу в Перми. Если будет - посмотрю, от каких клубов он идет.
- Такое ощущение, что вся Москва уже в сентябре знала о вашем приходе в "Локомотив"... - Еще раз повторяю: в сентябре не было никаких переговоров. Первые произошли 14 ноября, но тогда я не давал согласия на переход в "Локомотив".
Руководству "Амкара" я сразу сказал, что сам слышу все сплетни вокруг моего возможного ухода, потому что читаю газеты. К тому же до меня долетают слова тех, кто работает рядом с клубом. Но для меня все эти разговоры не имеют никакого значения. Пока нет конкретики, не считаю подобные слухи предложениями. Поэтому я успокоил руководство, сказав, что если ко мне приедут обсуждать возможный переход, то в первую очередь эти люди должны позвонить руководству "Амкара" и переговорить с ним. Так все потом и было.
- И Шилов, и Чупраков - люди с характером. У них не затаилась обида на вас? - Думаю, затаилась. Чтобы ее не было, я специально полетел в Пермь в декабре. Решил еще раз поговорить с руководством, потому что это великолепные люди. К ним я отношусь с большим уважением. Они дали мне возможность спокойно работать в клубе. Всегда во всем помогали. Человеческие качества и Шилова, и Чупракова очень высоко ценю. В декабре я разговаривал с ними в течение двух дней. Это были очень сложные для меня встречи.
- "Локомотив" и "Амкар" в прошлом году финишировали рядом. Нет ощущения, что "Амкар" прыгнул выше головы, а "Локомотив" провалился? - У меня было недовольство и неудовлетворенность результатом, которого мы достигли с "Амкаром". Анализируя выступления на протяжении всего сезона, я прихожу к выводу, что мы потеряли очень много очков. Хотя и человеческий фактор, о котором я всегда говорю, отрицать, конечно, тоже нельзя. Я всегда его учитываю, так как понимаю, что работаю с людьми и они вправе ошибаться.
- Складывалось впечатление, что "Амкар" - очень организованная команда и ей просто не хватает мастерства для завершения атаки. - Да, если бы мы реализовывали моменты, все могло быть, наверное, по-другому.
Мне давали статистику, сделанную для команд по итогам сезона. По многим показателям мы находимся наверху, а в реализации голевых моментов оказались на 15-м месте.
- Правда, что вы приняли участие в поисках нового тренера "Амкара"? - Рекомендовал Божовича не я. Меня просто попросили с ним пообщаться. По просьбе президента клуба я разговаривал не только с ним, но и с другими тренерами. Руководство остановилось на Божовиче. Решило попробовать его в деле. Но в дальнейшем я постараюсь по мере возможностей помогать клубу. Например, договорился со специалистами института, который на сборах будет работать с "Локомотивом", чтобы они провели аналогичные тесты и в "Амкаре". Пермский клуб для меня многое сделал - и частичка моей души осталась там. Теперь я за них очень переживаю.
- Возможна такая ситуация, что футболисты, не подошедшие "Локомотиву", но подходящие "Амкару", отправятся в Пермь? - Может быть, но я не могу сейчас ответить на этот вопрос. Пока мы ни с кем не расстаемся.
- "Амкар" - одна из двух команд, которые проводят матчи на искусственном покрытии. Как вы к этому относитесь? - К искусственному покрытию я отношусь не очень хорошо. Но это необходимость. Посмотрите в окно. Как можно играть в такую погоду? Скажете, что сейчас межсезонье. Но в марте и ноябре в Перми такая же погода. Мы играли 18 ноября при минус 14 градусах! При такой температуре ни о какой натуральной траве и говорить не приходится.
- Из-за искусственного покрытия не было повышенного травматизма? - Нет. Травм было не много. На искусственном поле все-таки идет совсем другая работа мышц, суставов, связок. Появляется дополнительная нагрузка. Но, прежде чем приступить к тренировкам, мы старались подготовить к работе и организм, и все связки суставов футболистов.
- Синтетика тоже бывает разная. Все футболисты говорят, что в Перми она ужасная... - Не знаю. Я лежал там, ходил.
- Стиль игры "Локомотива", наверное, будет отличаться от амкаровского? - Давайте подождем со стилем. Он будет определяться на сборах. Когда выберем правильные позиции для всех без исключения футболистов, чтобы максимально использовать возможности каждого.
ФАНАТЫ "АУСТРИИ" СЧИТАЮТ МЕНЯ ЛЕГЕНДОЙ КЛУБА
- О каком из ваших бывших клубов сохранили наиболее теплые воспоминания? - Пожалуй, обо всех. Много хорошего было в "Памире", где я начинал играть и провел значительную часть карьеры. В "Спартак" попал в начале 90-х, когда многие мечтали там выступать, - и выиграл с ним чемпионат России дважды и Кубок страны. Это тоже дорогого стоит. Много положительных эмоций дал и "Локомотив" - пусть я провел в нем не так много времени. А в "Аустрии", за которую я выступал 6 лет, болельщики и вовсе помнят меня до сих пор, что очень приятно. Даже вручили не так давно карточку "легенда клуба".
- Фанаты другой венской команды - "Рапида" - стекла в вашей машине больше не бьют? - Стараюсь парковаться так, чтобы они не видели меня, выходящим из нее.
- Во время чемпионата Европы будете в Австрии? - Не знаю пока. Все будет зависеть от того, по какому плану будет во время перерыва в чемпионате работать "Локомотив". У нас свой "чемпионат Европы".
-
Сергей Овчинников сказал, что у "Локомотива" чемпионский состав. Готовы подписаться под этими словами? - У каждого свое мнение. "Спартак" сейчас тоже, возможно, скажет, что у них чемпионский состав, ЦСКА - тоже. Мы только начинаем подготовку к сезону, а потому пока рано вести такие разговоры. Могу сказать лишь, что у нас в составе есть хорошие футболисты, и мне как тренеру нужно постараться максимально использовать их лучшие качества.
- В чем вы наверняка уверены, так это в том, что в этом году "Локомотив" избежит прошлогодней череды скандалов? - Очень надеюсь на это. Хотя многое в этом смысле зависит и от меня. Нужно будет в каких-то ситуациях проявить жесткость и принципиальность.
- Вы тренер-диктатор? - Когда-то Станислав Черчесов произнес по этому поводу мои слова: "Демократический диктатор".
- Что это значит? - На тренерских курсах в Австрии к нам приезжал главный тренер сборной Швеции Ларс Лагербек, который рассказывал о различных ситуациях с Ибрагимовичем. Как известно, это очень капризный футболист. Он и сказал такую вещь: "В современном футболе должно быть много демократии". После чего поинтересовался нашим мнением. Я ответил: "Демократия? Отлично. Но она закончится ровно тогда, когда команда начнет проигрывать. Потому что виноват в этом будешь ты".
Значит, в определенных ситуациях необходимо проявлять свои диктаторские качества, придерживаться своей линии. Потому что тренер всегда должен быть убежден в том, что он все делает правильно. Но не из упрямства, а на основе грамотного анализа собственных действий и ситуации. Начнешь метаться из стороны в сторону - обязательно потеряешься.
- Значит, вы можете в каких-то случаях туго затянуть гайки? Например, посадить команду на карантин на долгое время. - Посадить на карантин можно, но что это даст? Наверное, сначала нужно проанализировать собственные действия и попытаться отыскать в них ошибки и что можно исправить.
- Был какой-то сбор в вашей жизни, о котором сейчас вспоминаете с содроганием? - Нет. Я представлял себе так: я футболист, профессионал, который исполняет свою работу. Так что было три недели сбора, значит - сидел. Четыре - значит, четыре. Раньше команды часто уезжали на четыре-пять недель, возвращались домой на день - и снова на сбор. Это было в порядке вещей.
- Само собой напрашивается сравнение вас с Черчесовым: австрийская тренерская школа, дисциплина во главе угла... И впрямь есть что-то общее? - Я не присутствовал у Стаса на тренировках, поэтому говорить о его стиле работы не могу. Думаю, у него свой стиль работы, а у меня - свой.
- Сами себя в большей степени кем ощущаете: таджиком, россиянином или австрийцем? - Не знаю.
- А паспортов у вас сколько? - (Улыбается.) Возрастных?
- Нет, с различными гербами. - Один, российский. В Австрии у меня была возможность принять гражданство, но нужно было отказываться от российского паспорта. Так что в Австрии у меня только вид на жительство.
- Вы производите впечатление тренера-максималиста. Значит ли это, что вас в этом сезоне обрадует только первое место? - Конечно, итоговый результат - очень важная штука. Но меня обрадует, если команда сделает большой шаг вперед, что должно означать не только улучшение результатов, но и задатки на дальнейший рост. Важно закончить сезон с мыслью, что эта команда способна расти дальше.
Константин Алексеев, Екатерина Бредина, Павел Новиков, Александр Просветов, Алексей Щукин