Болеть за клуб и за сборную – согласитесь, разные вещи. Некоторым удается вполне удачно совмещать эти два вида боления. Для некоторых сборная – приоритет. Я же представляю собой странный тип футбольного болельщика.
Если на следующий день после матчей сборной мне задают вопрос: «Ну, как наши-то вчера сыграли?!», я теряюсь и несколько секунд пытаюсь вспомнить, какой матч вчера играл «Локомотив» и почему я его пропустила. Для меня «наши» - это, прежде всего, «Локомотив». Впрочем, это не означает, что сборная России не пробуждает во мне никаких чувств. Не может не пробуждать – ведь эта команда представляет мою страну. Я радуюсь и расстраиваюсь, как и все. Но реакция эта, тем не менее, носит скорее рассудочный характер. С этой точки зрения я и попробую порассуждать о вчерашнем матче Россия – Уэльс.
Человек – животное социальное. Ему необходимо чувствовать общность с другими людьми. Необходимо чувствовать сопричастность, принадлежность к чему-то большому. С этой точки зрения боление за сборную – прекрасный способ почувствовать эту самую причастность и общность. Ярко освещенный, заполненный стадион Черкизово, скандирующий: «Вперед, Россия!» - зрелище неординарное и волнующее. Не знаю, был ли вчера на стадионе хоть один человек, оставшийся равнодушным, когда зазвучал гимн России? Думаю, не было таких. Конечно, некоторые не пели гимн вслух – публичные проявления патриотизма у нас пока не стали привычными. Но принадлежность к большому – к стране с великой историей и традициями – чувствовали все, я в этом уверена. Именно в этот момент «Локомотиву» в моем сердце пришлось немного подвинуться и впустить туда команду в красно-белых футболках, появившуюся на поле, чтобы защищать цвета российского флага.
Момент всеобщего прилива патриотизма, тем не менее, был подпорчен ошибкой звукооператора: в середине последней строчки припева гимн резко оборвался, и зрители, пропевшие «Славься, страна…», были вынуждены допевать «…мы гордимся тобой!» в странно повисшей тишине. Немного смазал впечатление и диктор по стадиону: прекрасно справившись с объявлением составов (как известно, диктор, работающий на матчах «Локомотива», не всегда может объявлять игроков синхронно с выплывающими на новом табло фотографиями), он постоянно запаздывал с объявлением замен. В результате, о появлении на поле Саенко зрители узнали через десять минут после замены. Девушка-переводчик, неуверенным и сбивающимся голосом объявлявшая о заменах на английском, время от времени забывала назвать фамилии игроков, ограничиваясь одними номерами. Мне сразу вспомнилось великолепное переводческое обеспечение матчей Кубка РЖД. По-видимости, на переводческих услугах на матче сборной решили сэкономить.
Но все это, конечно же, незначительные детали, на которые мало кто обратил внимание. На идеально-ровном изумрудном газоне разворачивалось действо, ради которого почти тридцать тысяч человек предпочли покинуть теплые квартиры и уютные кресла перед телевизором и два часа провести под порывами ветра и дождя. После жары, обрушившейся на Москву в выходные, похолодание ощущалось так, словно температура опустилась ниже нуля. Во втором тайме я была не в состоянии держать ручку – пальцы отказывались слушаться. И только любезная помощь pavelakapavlin, прикрывавшего меня своим огромным черным зонтом от дождя, спасла вашу покорную слугу от неминуемой простуды. Полагаю, тепло было только футболистам и самым активным болельщикам на Южной трибуне, великолепно поддерживавшим команду.
Игроков российской сборной зрители встретили восторженным ревом. Тем не менее, я вычислила нескольких игроков, сорвавших больше аплодисментов, чем остальные. Любимчиками публики оказались Роман Павлюченко, Андрей Аршавин и вышедший на замену Павел Погребняк. Наш Дмитрий Торбинский, к моему недоумению и сожалению, такой бурной реакции не вызвал.
Поддержка болельщиков действительно была великолепна. Особенно запомнилось исполнение «Катюши» и пение «Русские, вперед» на мотив сербской «Napred Zvezdo le» (поправьте меня, если я ошибаюсь насчет происхождения этого мотива). Мощнейшая перекличка «Слава России!» между Югом и Севером не раз сотрясала чашу Черкизова, и это было очень впечатляюще. Но, как известно, ничего идеального на свете не бывает. И болельщики не удержались от речевки, содержание которой последователи Зигмунда Фрейда наверняка квалифицировали бы как «фиксация на оральной стадии». Мне не удалось расслышать, кто позиционировался адресатом оральных удовольствий – ни «русские», ни «бело-сине-красные» в речевку явно не вписывались из соображений ритма.
Болельщики Уэльса располагались на двадцать первом секторе Западной трибуны. Более чем уверена, что они так же не жалели сил ради поддержки своей команды. Но у них, конечно, не было шансов перекричать полный стадион россиян. Сидя по соседству с двадцать первым сектором, я обнаружила присутствие гостей из Уэльса только после окончания игры, уже покидая трибуну, - на протяжении матча валлийцев совсем не было слышно.
Зато валлийская сборная, ради которой болельщики и проделали путь от Уэльса до Москвы, сделала все, чтобы не остаться незамеченной. Пожалуй, мало кто сомневался в том, что россияне должны взять три очка. Но гости не выглядели мальчиками для битья. Они не терялись, не тушевались, и даже гудящий стадион, похоже, не производил на них устрашающего впечатления. Мне показалось, валлийцы и гостями-то себя не чувствовали. В этом плане показательно поведение запасных игроков сборной Уэльса. Как известно, запасные игроки разминаются возле левого углового флажка у Южной трибуны. Валлийцы чувствовали себя так вольготно, что разминались почти по всей бровке – они совершали пробежки от угла поля, мимо скамейки российского тренерского штаба и вплоть до будки резервного арбитра! Удивительно, что им не пришло в голову начать растяжку прямо перед Гусом Хиддинком. ПризнАюсь, никогда я не видела подобной наглости! Даже звездные игроки Милана и Челси вели себя скромнее :)
На поле валлийцы тоже не терялись. Неприятные минуты во втором тайме, когда они буквально прижали россиян к воротам, заставили тревожиться за исход поединка. К счастью, матч завершился так, как и должен был завершиться, и финальный счет на табло стал прекрасным заключительным аккордом в этом праздничном вечере. Нет, я не оговорилась. Вечер действительно был праздничным - для всех тех, кто хотел с гордостью почувствовать себя частью большого целого. Частью большой страны с великой историей и традициями.
Голландцы на недавнем товарищеском матче были там-же, прям на границе с пресс-сектором. И барабанщик их в том числе)) Пели довольно громко, хоть и было их мало. Пришлось сменить место дислокации от них подальше)
последователи Зигмунда Фрейда наверняка квалифицировали бы как «фиксация на оральной стадии». Мне не удалось расслышать, кто позиционировался адресатом оральных удовольствий – ни «русские», ни «бело-сине-красные» в речевку явно не вписывались из соображений ритма.
среди прочих был креатив: кардиф сити - отсо сити ;)
ну и конечно старый баян про то что в жолтых майках - петухи
грустно и наверно плохо, но для меня сборная СТАЛА приоритетом... не была, стала... с приходом в нее Зырянова, с красивой игрой, да просто потому что сборная это не синоним "каждая суббота или воскресение запланированное испорченное настроение"... и как то не часть чего то большого, не это... сборная как и европейский Зенит просто вернули "ощущение радости от того, что смотришь ФУТБОЛ!!!" и гимн России, как угодно - хорошо или плохо, я знаю только из-за евро2008ойской сборной России по футболу)))
А у меня наоборот было) Начала интересоваться футболом из-за сборной, некоторое время болела исключительно за нее. А потом со мной случился Локомотив, и сборная постепенно отошла на второй план.