Готовность к работе и серьёзные достижения футболистов во многом зависят от работы службы научно-медицинского обеспечения. На вопросы «Гудка» ответил директор службы научно-медицинского обеспечения московского «Локомотива» Эдуард Безуглов.
– Я хорошо знаю, как работают медики в других российских командах, неплохо осведомлён, как это происходит в ведущих клубах Европы – к примеру, испанских «Барселоне» и «Реале». И поэтому могу сказать, что в Восточной Европе по объёму проводимых собственными силами мероприятий – тестированию, лечению, реабилитации и так далее – в тройку лучших мы входим совершенно точно. Такого набора оборудования в России не имеет никто, это я могу утверждать с полной ответственностью.
В последнее время руководство клуба – и здесь я никак не могу не отметить президента «Локомотива» Ольгу Смородскую – выполняет любые наши пожелания. Именно поэтому мы имеем все возможности спокойно делать своё дело. Наш плюс ещё и в том, что у нас достаточно большой штат. В нём есть и тренеры-реабилитологи, и мануальные терапевты, и массажисты, а в детской футбольной академии – и внешние консультанты: педиатр и травматолог. Поэтому мы в состоянии выполнять большой объём работы – ставить травмированных футболистов на ноги в рекордно короткие сроки. Ещё два года назад было трудно представить, чтобы иностранные игроки шли поправлять здоровье к русскому врачу, сейчас это нормальная практика.
– Помимо работы в «Локомотиве» вы занимаете пост заместителя председателя медицинского комитета Российского футбольного союза и преподаёте на кафедре спортивной медицины МГМУ имени И.М.Сеченова. Какое из занятий более по душе? – Добавлю ещё и то, что я являюсь экспертом Континентальной хоккейной лиги по спортивной медицине. И здесь действует эффект синергизма – руководство «Локомотива» всегда поощряло, чтобы все сотрудники службы впитывали максимальный объём полезной информации. Конечно же, я день и ночь занят работой в футбольном клубе, но ведь она помогает мне и в деятельности на других местах. Плюс сторонняя работа даёт мне возможность общаться с крупными учёными и практиками. Я тщательно всё это изучаю и несу знания в «Локо».
– Часто ли бывает так, что рабочий день забирает все силы без остатка? – Честно говоря, такое происходит практически ежедневно (улыбается). Причём не только со мной, но и со всеми остальными нашими врачами. Но ведь такая работа в удовольствие. Причём, когда видишь её положительные результаты, а твой труд ценят и твои пациенты-футболисты, и их тренеры, к своему делу ты относишься с ещё большей ответственностью.
График работы у нас напряжённый, а отпусков не бывает в принципе. Когда все отдыхают, наступает период трансферного окна и нам приходится осматривать новичков. Не забывайте, что футболисты и члены их семей иногда болеют и в отпускное время, поэтому мы всегда должны быть начеку. Но в таком режиме работаем не только мы, но врачи всех лучших футбольных клубов страны.
– Часто ли вам приходится выслушивать претензии от клубного руководства?– К примеру, раньше – при Рашиде Рахимове и Юрии Сёмине – часто, по настроению тренеров было понятно, что вернуть травмированного футболиста нужно как можно скорее. Но сегодня такого нет – мы имеем возможность лечить игрока столько, сколько это нужно.
– Знаю, что вы отвечаете и за питание игроков «Локомотива». Интересно, что разрешено и что запрещено им употреблять в пищу?– В принципе категорических табу нет. Но, к примеру, мы следим, чтобы в пище было как можно меньше тугоплавких животных жиров – именно поэтому в рационе питания игроков «Локомотива» нет майонеза и жирных сортов мяса. Не рекомендуем мы и колбасы, а также колу – она раздражающе действует на желудок. Очень строго следим, чтобы ребята за два-три дня до очередного матча получали должное количество углеводов. Все наши футболисты проходят тесты на переносимость продуктов питания, и часто выявляются такие, которые им лично употреблять нельзя. А вообще выбор блюд на нашей базе просто феноменальный – это отмечают все! Ну а когда мы едем на гостевой матч, то высылаем подробнейшее меню, чтобы приготовили еду специально для игроков. А иногда берём с собой и своего повара.
– Кстати, как строится ваша работа с Жозе Коусейру?– Этот тренер отличается тем, что относится к нашим рекомендациям очень внимательно. Если врач говорит ему, что игрока необходимо отстранить от работы не на три, а на пять, к примеру, дней, то никаких возражений не бывает. Мы ежедневно проводим обследования, и он подробно в них вникает и полностью эту работу одобряет. Кроме того, ежедневно просит у нас предоставить ему список травмированных игроков либо, может быть, несколько перетренированных. То есть мы работаем с ним очень плотно.
– Расскажите, в чём секрет футбольного долгожительства Дмитрия Лоськова?– Тут всё просто. С годами футболист теряет скорость, но приобретает опыт. И плюс ко всему Дима является образцом профессионала. Во-первых, он не позволяет себе лишнего в еде. Во-вторых, очень тщательно относится к своему здоровью и, если возникает даже мельчайшая проблема, тут же обращается к нам. В-третьих, Дима регулярно выполняет профилактические упражнения, и практически ежедневно с ним занимается массажист. А на тренировках к нему особый подход, ведь если бы всех футболистов заставляли работать по единому плану, то Лоськов уже давно бы закончил играть. Кроме того, Дима очень позитивно относится ко всему тому, что предлагаем мы, врачи. Ну и, наконец, он видит, что ему доверяют тренеры, не беспокоится за место в основном составе, и как следствие – наш капитан всегда в числе лучших.
Автор: Андрей Мельников
Фото: gudok.ru