Шесть сезонов назад московский "Локомотив" последний раз выигрывал медали российского первенства – то была муслиновско-долматовская бронза образца 2006 года. С тех пор утекло столько воды, что хватит на одну долгую трагикомичную историю красно-зеленых болельщиков. В новый футбольный год команда вступает с очередным обновленным тренерским штабом и с кадровыми изменениями: минус Билич и Глушаков плюс Кучук, Михалик и Ткачев. Вряд ли вокруг имен новобранцев можно построить команду с чемпионскими амбициями после провального девятого места. В этой связи "СЭ" вспоминает постмедальные трансферы железнодорожников, по тем или иным причинам обернувшиеся провалом.
ДЖИБИ ФАЛЛЬ
За трансфер сенегальского форварда в марте 2009 года "Локо" заплатил датскому "Оденсе" 4 700 000 евро (здесь и далее – данные transfermarkt.de), а феврале 2012 года он как свободный агент подписал контракт с бельгийским "Локереном". За три сезона в составе красно-зеленых Фалль выходил на поле всего 15 раз и не записал на свой счет ни одного забитого мяча: справедливости ради стоит отметить, что за это время клуб дважды отдавал его в аренду в "Мельде" и в тот же "Оденсе", и там он играл вполне прилично, примерив на себя лавры лучшего бомбардира норвежского чемпионата.
Почему Фалль так и не стал полноценным игроком основы железнодорожников? На фоне сильных сторон сенегальца – заряженности на борьбу и широкой искренней улыбки – форвард имел явные проблемы с техникой, обработкой мяча, пасом на средние дистанции, а скорость его рывка (а также сила и точность удара) на фоне лимита на легионеров ничем не выделяла Джиби среди других голеадоров "Локомотива". Добавим сюда фактор травм и особенности характера форварда с Черного континента, и на выходе получаем один из самых провальных трансферов в новейшей истории железнодорожников.
ИВАН ЛЕВЕНЕЦ, ДАРИО КРЕШИЧ, ИВАН ПЕЛИЦЦОЛИ
Во времена Руслана Нигматуллина и Сергея Овчинникова у "Локо" была одна из самых надежных вратарских линий во всем российском первенстве, которая вкупе с сыгранной обороной наводила первобытный страх на форвардов команд-соперниц. Однако после ухода Нигматуллина и Овчинникова на позиции номер один засияла здоровенная дыра и ее впору назвать черной: опытные мастера из России и Европы закрыть ее не сумели. Да, игра Алексея Полякова, Элдина Якуповича и Марека Чеха была добротной (в разные годы), но перевести переменные успехи на уровень постоянных никак не получалось. Выход был найден в лице бразильца Гильерме: его отличает почти кошачья реакция, уверенная работа ногами и наличие лидерских качеств – именно ему еще при Глушакове доверили почетную капитанскую повязку. Вот только со сменщиками ему не везет... Фамилии Левенца, Пелиццоли или его нынешнего коллеги из Хорватии болельщикам "Локо" хочется поскорее забыть.
МАНУЭЛ ДА КОШТА
Имеющий французский, португальские и марокканские корни да Кошта успел поиграть пусть за не звездные, но вполне приличные по европейским меркам ПСВ, "Фиорентину", "Сампдорию" и "Вест Хэм". Железнодорожникам же защитник достался за весьма разумные деньги – 1 500 000 евро. Казалось, не трансфер, а одна сплошная удача: цепкий, быстрый защитник в самом расцвете сил, способный в одиночку выиграть воздух как в своей штрафной, так и при розыгрыше "стандартов" у чужих ворот. Пиком его карьеры в красно-зеленом коллективе так и остались два мяча в ворота чемпионского "Зенита", забитые, конечно, головой, как кажется, вопреки законам физики.
В целом же были сплошные ляпы: брак в игре защитника привел чуть ли не к половине пропущенных мячей при главном тренере "Локомотива" Жозе Коусейру (достаточно вспомнить два провальных матча со "Спартаком", поединки с ЦСКА и с тем же "Зенитом"). И широкая общественность уже вовсю обсуждала минусы Мануэла: скоростных качеств ему все же не хватает, позиционно играть он умеет далеко не всегда, а в борьбе с габаритными форвардами от него и вовсе нет толка. Кстати, поначалу в команде он держался обособленно, и налицо были признаки звездной болезни, хотя защитник на тот момент находился под следствием и обвинялся ни много ни мало в... изнасиловании. Вот такой защитник.
АНДРЕЙ ИВАНОВ, РЕТО ЦИГЛЕР, РУСЛАН НАХУШЕВ, БРАНКО ИЛИЧ
Большой беды с фланговыми футболистами у "Локомотива" нет и не было давно: Ренат Янбаев уже шесть сезонов готов закрывать одну из бровок (преимущественно левую), справа последние годы играли Кузьмин, Шишкин, Ещенко, а теперь еще и Денисов (который Виталий). Играют они не всегда надеждо, но и больших претензий к ним не накопилось. Исключением служит первая половина прошлого сезона, когда заскучавший Янбаев отправился в Санкт-Петербург, а ему на смену был выписан швейцарец Циглер, который в последнее время бродит из "Ювентуса" по арендам. Не вышло у него и в "Локо" – защитник ко двору в команде не пришелся и отправился дальше – в турецкий "Фенербахче". Прочие же фланговые защитники – добротные по нашим меркам Иванов, Нахушев и способный действовать в центре словенец Илич – стали жертвами здоровой конкуренции и клуб были вынуждены покинуть.
СТАНИСЛАВ ИВАНОВ, САНИ КАЙТА, ШАРЛЕС, АЛЬБЕРТО САПАТЕР
Проблемы в опорной зоне железнодорожников образовались еще при "позднем" Сергее Гуренко: возрастному белорусскому полузащитнику в одиночку или при поддержке не юного Владимира Маминова все реже удавалось сдерживать соперника на подступах к штрафной площади. Решить ее пытались за счет приглашения легионеров. Хорошо зарекомендовавшие себя в "Москве" и "Кубани" соответственно молдаванин Станислав Иванов и нигериец Сани Кайта до уровня чемпионских притязаний "Локо" объективно не дотягивали. Бразилец Шарлес (за него клуб заплатил 5 000 000 евро) обладал отличным пасом метров на 30 - 40, был полезен при отборе мяча, но его подводило отсутствие стабильности, в результате чего он часто оказывался на скамейке запасных, а потом и вовсе зачах, проводя большую часть в лазарете команды, и в итоге запросился обратно на родину. С испанским быком Альберто Сапатером случилась схожая история: клубу он достался бесплатно (грамотная экономия), в его профессиональных качествах никто не сомневается (домашний поединок сезона-2012/13 против ЦСКА тому пример), но перспективы полузащитника, фактически пропустившего минувший сезон из-за травмы, пока что более чем туманны - на его позиции успели закрепиться Тарасов и Тигорев. Есть еще и Оздоев, который пока вне обоймы основной команды.
ВИКТОР ОБИННА, ХАМИНУ ДРАМАН, РЭЗВАН КОЧИШ
Последние годы на флангах у "Локо" ярко проявляли себя лишь футболисты с российским паспортом - Динияр Билялетдинов, Александр Самедов, Владислав Игнатьев, а вот с игроками из дальнего зарубежья все больше не клеится. Известна история: после решения руководства "Генчлербирлиги" продать ганского полузащитника Драмана Хамину вызвало столь бурный протест главного тренера Эрсуна Янала, что тот подал в отставку, несмотря на то что недавно подписал новый трехлетний контракт с клубом. Тем не менее ганец оказался не нужен сначала Бышовцу, а потом и Рахимову, после чего ненадолго осел в "Кубани". Сейчас же футболист, на которого железнодорожники потралили порядка 3 000 000 евро, и вовсе пребывает без клуба. В "Локомотив" румын Кочиш приходил как фланговый нападающий, а потом был вынужден переквалифицироваться в... крайнего защитника.
Трудно оценить и роль на поле нигерийца Виктора Обинны, доставшегося клубу бесплатно. Экс-наставник железнодорожников Славен Билич наигрывал его и на правом фланге полузащиты. Сам он от этой роли не отказывался: "Мне знакома позиция правого полузащитника, и мне не составило труда адаптироваться к этой роли в "Локомотиве". Пока, правда, трудно понять, зачем это железнодоржникам? Обинна в большинстве эпизодов явно передерживает мяч, и передачи его идут в никуда, либо, напротив, принимает поспешные решения, пробивая из заведомо проигрышных позиций. В общем, бил, бью и буду бить по-железнодорожному.
ДАВИД МУДЖИРИ, СЕНИЯД ИБРИЧИЧ, ВАГНЕР
Проблемная позиция номер один современного "Локо". Трудно переоценить ту фундаментальную роль, которая отводилась многолетнему лидеру команды Дмитрию Лоськову при построении атакующей игры: он не боялся идти в обводку, отдавал великолепные передачи, мог пробить сам и исполнить практически любой "стандарт". Попытки наиграть на его позиции грузинского хавбека Давида Муджири болельщики красно-зеленых воспринимают не иначе как шутку: навыков классической "десятки" экс-футболист "Крыльев" и австрийского "Штурма" раскрыть в себе не сумел. Ярко начал в "Локо" бразильский талант Вагнер - на родине ему выписывали щедрые авансы (хотя кого этим удивишь?), и за них московский клуб предложил чек на 6 000 000 евро. За железнодорожников Вагнер дебютировал 16 августа 2009 в матче с московским ЦСКА, заменив на 78-й минуте нападающего Питера Одемвингие. Почти сразу случился и первый гол – хавбек поразил ворота на 9-й минуте гостевого поединка против петербургского "Зенита". Дальше были травмы и переезд в Турцию.
В ту же южную страну и даже (какое совпадение!) тот же клуб ("Газиантепспор") отправился и следующий "фантазиста" красно-зеленых – Сенияд Ибричич. Боснийца теперь вспоминают в основном по знаменитой фразе, которой охарактеризовала игру хавбека президент "Локо" Ольга Смородская: "Ибричич является одним из лучших игроков Европы, входит в десятку лучших полузащитников". Неизвестно одно – то ли ряд объективных факторов (не лучший подбор исполнителей, травмы) помешали ему раскрыться в "Локо", либо же навыки и умения Сенияда были сильно переоценены.
ЭРИК КОРЧАГИН, МАЙКОН
Пример Майкона – еще одна история регресса бразильца с отличными данными и ценником в 4 000 000 евро: форвард обладает хорошим рывком, дистанционной скоростью, умеет сыграть на опережение и пробить головой. "Пас! Пас!" - твердят ему наставники "Локо", вот слабое место бразильца. Казалось, через год-два он подтянет этот наиважнейший компонент игры оттянутого (либо флангового) нападающего, но никакого качественного скачка так и не случилось. Хотя ему лишь 23... Болельщикам "Локомотива" так и не суждено было увидеть фирменное празднование гола экс-форварда "Динамо", "Шинника" и "Спартака" из Нальчика Эрика Корчагина: сорванную в порыве радости футболку и игру мускулов уроженца подмосковного Долгопрудного. Забитыми мячами за основной состав красно-зеленых он так и не отметился.
Павел КОЗЛОВСКИЙ