Российская сборная победой в Хельсинки весьма достойно решила очередную турнирную задачу и продолжает борьбу с немцами за первое место в группе. Финская команда после домашнего поражения от участия в споре за вторую позицию, которая дает право на стыковые матчи, похоже, отстранена.
Тактические задумки
Составы обеих команд читались. У хозяев поля небольшие изменения произошли из-за травм. В частности, вместо Таинио играл рядом с Романом Еременко в зоне опорного полузащитника Хейккинен. Финские специалисты еще до игры определили: эта замена — в пользу сборной России, поскольку Хейккинен не силен ни в поддерживающих атаку действиях, ни в обороне. Так, к слову, и вышло: все развивавшиеся в центральной зоне российские атаки так или иначе подчеркивали слабость Хейккинена.
В обороне финны выстроили привычную линию: Паасанен — Тихинен — Хююпя — Каллио. Перед ними играли Роман Еременко и Хейккинен. Тройка из Йоханссона, Литманена и Алексея Еременко, предполагалось, должна была поддерживать единственного так называемого «чистого» нападающего Форсселла.
В российской сборной формально тоже был один нападающий (Кержаков), но у него поддержка была, несомненно, гораздо качест-веннее. Аршавин с капитанской повязкой в роли свободного художника, но не с замашками анархиста, а действовавший во всех эпизодах в интересах команды. Тройка полузащитников (Денисов — Семшов — Зырянов), подвижная, исключительно активная как в атаке, так и в обороне (при оборонительных действиях выстраивались перед центральными защитниками сразу три опорных хавбека, каждый из которых легко начинал переход из обороны в атаку, стоило только выиграть мяч у соперника).
Фланги российской сборной можно назвать асимметричными. На правом Василий Березуцкий, заменив дисквалифицированного Анюкова, поддерживал Быстрова, полностью от оборонительной работы не освобожденного, но заметно при этом акцентированного на атаку. Скоростные проходы Быстрова на первых минутах матча заставали врасплох не только Каллио, быстро схлопотавшего на российском полузащитнике желтую карточку, но и потенциальных страховщиков, в частности Хююпя. На левом фланге формально «прописан» был лишь один Жирков, но он, во-первых, подключался к атакам весьма редко, а во-вторых, фланг этот постоянно использовали другие футболисты, Аршавин, прежде всего, а также Зырянов, который, вырвавшись на оперативный простор именно на левом фланге, забил третий гол.
Кержаков без устали, зная, что спустя час последует замена, терзал оборону финнов так, как он терзает в этом сезоне оборону динамовских соперников. Форвард, вернувшийся в сборную после длительного перерыва, вернувшийся причем на белом коне (и сама игра, и два, конечно, забитых гола позволяют именно так оценивать игру Кержакова), приступал к отбору мяча сразу после того, как команда теряла его в атаке, открывался под передачи партнеров (одна из них — Игнашевича, точно отправившего мяч длинной передачей низом на Аршавина, который, в свою очередь, едва заметным касанием вывел Кержакова один на один с вратарем, — привела к первому голу), старательно искал позицию для завершения атак.
Слагаемые победы
Российские футболисты старались играть низом, поскольку бессмысленно отправлять мяч верхом в группу высокорослых финских игроков. Гости все сделали для того, чтобы не позволить хозяевам поля искать возможность забить гол после стандартов — они просто-напросто обходились без фолов в тех зонах, из которых финны горазды пробивать опасные штрафные.
Можно вспомнить об опасениях, высказывавшихся относительно отсутствия Анюкова и вынужденных в связи с этим перестановок в оборонительной линии сборной России. Опасения, как показал матч, оказались напрасными. Можно, понятно, сказать, что финны были малоактивны и неэффективны в атаках, но такая констатация далека, стоит заметить, от истины, поскольку финская активность была погашена уверенными действиями обеих оборонительных линий сборной России: первой, составленной из полузащитников, настырно, стоит повторить, в обороне игравших (на первых ее рубежах); и второй, состоявшей непосредственно из защитников, между которыми если и возникали какие-то нестыковки, то — незначительные, к негативным не имевшие никакого отношения.
Предельная командная концентрация, стремление к максимальной надежности на протяжении всего матча, участие всех без исключения игроков в оборонительных действиях, скорости, гораздо более высокие, нежели у соперников (Литманен, Хейккинен, Алексей Еременко, Йоханссон игру заметно тормозили), разумный баланс между рационализмом и желанием совершать необычные ходы, класс, наконец — основные, наверное, составляющие безоговорочного преимущества сборной России над соперником не самым простым, собиравшимся дать бой и попытаться сохранить шанс на второе место в группе.
Александр Горбунов, автор «Спорта»
|Кстати
В сборную России вернулись блиставшие когда-то в ее составе Владимир Быстров и Александр Кержаков. Спартаковец в последний раз надевал футболку национальной команды 10 сентября 2008 года в матче против Уэльса. А еще один воспитанник петербургского футбола свою предыдущую игру провел 21 ноября 2007 года против Андорры. Свой последний гол на тот момент форвард испанской «Севильи» забил 8 сентября 2007-го в ворота сборной Македонии. Вчера наша национальная команда в стартовом составе была представлена четырьмя игроками ЦСКА, тремя — «Зенита», двумя — «Динамо». По одному игроку делегировали московский «Спартак» и лондонский «Арсенал».
мне понравилось как после 3го мяча наши держали мяч, пасуясь в одно касание и отрабатывая тренировочные "квадраты"... очень было приятно наблюдать за грастмейсерской выдержкой,которая присуща лишь сборным высокого класса... вывод?..