Сразу и не вспомнить, когда Юрий Семин последний раз отмечал день рождения не на тренерской скамейке. Пожалуй, в мае 1982 года, за несколько месяцев до того, как стал тренером «Кубани» – с нее, собственно, все и началось в карьере незаурядного футболиста, всегда бывшего заметным в любой команде, в которой играл, – будь то «Спартак», «Динамо», «Кайрат», «Локомотив» или та же «Кубань». Нынешний юбилей – 11 мая Юрию Семину исполняется 60 лет – профессиональный тренер отмечает в необычной для себя роли.
Он президент «Локомотива», который при Семине-тренере, стоит напомнить, превратился в новейшей российской футбольной истории в клуб, не только стабильно играющий во внутренних турнирах, но и заставивший заговорить о себе в Европе. Два, в частности, выхода команды Семина в полуфинал Кубка кубков, ее появление в весенних стадиях Лиги чемпионов, победы над такими грандами, как «Интер», – неплохой, следует признать, результат.
Юрий Семин, бессменный – с 1986 (за вычетом сезона, проведенного в Новой Зеландии) до апреля 2005 года – главный тренер «Локомотива», к числу главных достижений клуба относит не только победы непосредственно на поле, но и весьма ощутимое увеличение числа поклонников команды. Семин полагает, что толчок к заметному скачку интереса к «Локо» был дан ситуацией с «Тиролем»: «Мы тогда оказались в роли незаслуженно обиженных, и все за нас стали искренне переживать. Несправедливость в России не любят. Везде, где бы мы ни появлялись, нам говорили: «Обыграйте вы их, поставьте на место». Очень важно, что мы выиграли третий матч у австрийцев».
Больше всего ему запомнилось первое чемпионство – в 2002-м. По простой причине: «Локо» очень долго шел к нему, постоянно находился поблизости, но недоставало самой малости, чтобы сделать движение вперед. «Уверенности в себе, – считает Семин, – не хватало. В том, что мы можем обойти явного на тот период лидера – «Спартак». И мы проигрывали борьбу с ним. По разным причинам. Хотя были сильнее всех».
В силу различных причин, для кого-то объективных, для кого-то субъективных, мощный некогда тандем Валерий Филатов – Юрий Семин, о котором в российском футбольном мире говорили только в превосходных степенях, распался. Жизнь диктует свои правила. Сложно сказать, случился бы болезненный – не только для обоих профессионалов, но и для клуба – разрыв в том случае, если бы Семин не отправился в «командировку» в сборную, но факт остается фактом: Филатова, огромная роль которого в становлении «Локомотива» очевидна, на посту президента заменил Семин. Хорошо знающий обоих Вячеслав Колосков по сей день остается при своем мнении, высказанном бывшим главой РФС сразу после перемен в «Локо»: «Хотелось бы ошибиться, но, по-моему, российский футбол потерял сразу двух специалистов своего дела – основательного и знающего клубного президента и высококвалифицированного, опытного тренера».
В советские времена в ВШТ поступали по рекомендациям команд, партийных организаций. Отбор был серьезный. Просто так в школу попасть было невозможно. Имя игрока, в футболе известное, – условие первое. Второе – рекомендации. Третье – на места «спускались» квоты, и надо было оказаться среди счастливчиков. В семинской группе было 18 человек. Учились два года. Лекции читали профессора высочайшей квалификации. Имена этих специалистов были хорошо известны в мировой спортивной науке. «Мы в этом направлении, – полагает Семин, – опережали, на мой взгляд, зарубежные страны. Наши НИИ очень серьезно работали на спорт. Именно тогда в футболе зарождались научные группы, фиксировавшие все и вся. Тогда мы не отставали в научном обеспечении. Отстаем сейчас».
По окончании Высшей школы тренеров Семин вернулся в Краснодар, делегировавший его в школу, потрудился немного помощником главного, потом остался без работы и не очень, кстати говоря, хотел ехать в душанбинский «Памир», который в итоге стал первой серьезной командой Семина-тренера. «Памир» завис тогда в конце таблицы, очков на 12 отставая от места, дававшего право остаться в первом дивизионе. Сергей Васильевич Полевой, крестник Семина в тренерском деле, сказал ему, отвечая на вопрос недавнего выпускника ВШТ «А нет ли чего получше?»: «В хороших командах тренеров не увольняют».
«Поехал, – вспоминает Семин. – Бросили в воду – плыви. В Таджикистане мне в большинстве своем попадались люди, которые относились к молодому специалисту с симпатией и искренне поддерживали. Скажем, председатель Совета министров республики Кашлаков. Проиграли, помню, в Душанбе важный матч «Гурии». Поражение вновь понизило наши шансы. Пришел в гостиницу, настроение ужасное, перед людьми, в тебя поверившими, неудобно. Поздним часом – звонок. В десять вечера Георгий Вадимович пригласил к себе, успокоил, сказал: «Ничего страшного, если вылетите, начнешь у нас со второй лиги, мы тебе верим».
На тренерском веку Семину, к его счастью, не попадались руководители, ставившие нереальные задачи. Ему вообще везло на руководителей. Министры путей сообщения Николай Конарев, Геннадий Фадеев, Николай Аксененко… Их участие в становлении «Локомотива» бесценно, каждый из них внес ощутимый вклад в создание клуба, его материально-технической базы. Об Иване Леонтьевиче Паристом, легендарном начальнике Московской дороги, и говорить нечего. Влюбленный в футбол, он поддерживал «Локомотив» вообще и Юрия Семина в частности на каждом их шагу. Однажды, в самом тренерском начале Семина в «Локо», к Паристому на прием пришли несколько игроков и заявили, что тренер Семин их не устраивает. Начальник ходоков выслушал, распорядился о собрании команды, на котором был краток: «Полный тебе, Юрий Павлович, карт-бланш: отчисляй всех, кого сочтешь нужным, пусть даже мы вылетим. Ничего страшного, наберешь новую команду, но порядок и дисциплина – главное».
Переход от прежней системы взаимоотношений в треугольнике «руководство – тренер – футболисты» Семину дался легко, потому что он все время пребывал в деле. «В прежние времена, – говорит Семин, – было значительно больше рычагов воздействия на игроков. Сейчас у них больше независимости. Не клуб, случается, руководит игроками, а игроки – клубом. Пока футболисты играют, они все равно будут выше всего ставить те пункты соглашений, в которых прописаны их права. Только когда закончат играть, они поймут, что тренерская правда выше».
Двадцатимесячное отсутствие Семина в «Локомотиве» стало опытом и для него, и для клуба. Теперь они снова вместе.