Завершившийся российский футбольный сезон для московского «Локомотива» однозначным не назовёшь. По весне были у «Локо» такие периоды, когда железнодорожники выше середины турнирной таблицы просто не поднимались. Однако возвращение на пост главного тренера Юрия Сёмина изменило ситуацию, и во второй половине чемпионата железнодорожники включились в борьбу за медали, заняв в итоге четвёртое место и заработав путёвку в Лигу Европы. Итоги выступления «Локо» в чемпионате России подвели президент клуба Николай Наумов и главный тренер команды Юрий Сёмин, которые на днях посетили редакцию нашей газеты. Впрочем, разговор шёл не только о «Локомотиве».
Мы верили, и он вернулся
– Юрий Павлович, как вы оцениваете итоги сезона? Удовлетворены ими или не очень? Что такое для вас и футболистов четвёртое место? – За второй круг мы набрали 35 очков – столько же, сколько и ставший чемпионом «Рубин». Но, увы, в первом круге были у нас и провальные отрезки, вызванные прежде всего неважным физическим состоянием игроков. Однако на сборе в Австрии мы проделали действительно большую работу, и она принесла плоды. «Локо» провёл серию очень хороших игр – с «Динамо», ЦСКА и «Рубином». Немножко лучше стали играть на выезде. И если бы РФС не подарил два очка «Зениту» («Зенит» в матче первого круга с «Локомотивом» нарушил регламент, превысив лимит легионеров, но отделался лишь штрафом, хотя за такое нарушение положено лишать провинившуюся команду очков. – Ред.), то вообще могли бы закончить чемпионат на втором месте. Кстати, была идея сыграть с тем же «Зенитом» матч за третье место, но отклика она не нашла.
– Николай Алексеевич, а вы как считаете: мог «Локомотив» подняться выше четвёртого места? – Мог бы – не мог бы... Что случилось, то случилось. Безусловно, в этом году мы сделали шаг вперёд, и во многом благодаря тому что в «Локомотив» вернулся Юрий Павлович. Если бы не он, вряд ли мы и четвёртое место завоевали бы. При прежнем тренерском штабе не было у команды такого запаса прочности, который есть сегодня. Да, мы не справились с поставленной задачей – быть в тройке призёров. Но ведь никто не будет отрицать: прогресс заметен. Есть стартовая площадка для того, чтобы двигаться дальше.
– Юрий Павлович, для вас возвращение в «Локомотив» – это… – Это прежде всего ответственность перед болельщиками, которые очень хорошо ко мне относятся.
– Но к вам прекрасно относились и болельщики киевского «Динамо». Клуба, с которым вы успешно работали и который оставили ради «Локомотива». – И Киев, и людей, с которыми там работал, вспоминаю с большой симпатией. Хотя, не скрою, работать там было непросто. Ведь любого тренера в киевском «Динамо» сравнивают с Валерием Лобановским: похож – не похож. Каждый шаг оценивают в сравнении с тем, как бы это сделал Валерий Васильевич. Мне кажется, мою работу в Киеве великий тренер оценил бы нормально. Тем более что у нас всегда были тёплые отношения.
Николай Наумов (слева) и Юрий Сёмин уверены, что сотрудничество «Локомотива» с «Гудком» принесёт пользу и газете, и клубу.
– Чем Лобановский был так велик? – Своими результатами и видением футбола. То, как под его руководством играла сборная СССР на чемпионате Европы в 1988 году, можно вносить в учебные пособия. И обратите внимание, сегодня все ведущие сборные мира играют по тем же принципам, по которым двадцать лет назад действовала команда Лобановского.
– Николай Алексеевич, а когда вообще возникла идея возвращения Юрия Павловича? – Когда я пришёл в «Локомотив», то через некоторое время понял, что «Локо» – это клуб, где создана особая, домашняя атмосфера. Вроде бы здорово. Но как раз в силу подобной домашней атмосферы «Локомотив» тяжело принимает чужих, сторонних людей. Что немедленно испытал и я сам, почувствовав на себе не то что недоброжелательные, а даже враждебные взгляды. Вот тогда и понял, что любому новому тренерскому штабу здесь будет очень трудно работать. И всё, что было привнесено сюда в 2007 году и позже, будет просто отторгаться. Поэтому, честно говоря, ещё до официального приглашения Рашида Рахимова, была мысль вернуть в команду, в его родной дом, Юрия Павловича. Об этом мы даже говорили с Владимиром Ивановичем Якуниным. Но потом решили: если уж остановились на кандидатуре Рахимова, надо его и приглашать. И даже после завершения сезона-2008, не слишком удачного для нас, решили дать Рахимову ещё шанс. Всё-таки именно по его желанию мы купили ряд игроков, и именно под них он строил игру команды. Но, когда прошла предсезонная подготовка и начались игры, стало очевидно, что команда не готова к ведению жёсткой борьбы. Посыпались неудачи, и после поражения в Краснодаре возбуждённый Рахимов сказал мне: «Всё! В этой команде я больше работать не могу!» Потом, конечно, он передумал, но я уже тогда понял: это действительно точка. Раз тренер так сказал, пусть и в сердцах, работать дальше ему будет сложно. Вот тогда мы окончательно и решили обратиться с Сёмину.
– Юрий Павлович, что вы испытали, когда вам поступило предложение от «Локомотива»? Радость? – Понял, что в моей жизни будет ещё больше сложностей. У меня был долгосрочный контракт с киевским «Динамо». «Динамо» выступало в Лиге чемпионов и было на тот момент сильнее «Локомотива». Там команда уже встала на ноги, а здесь она ещё вовсю хромала. К тому же мне было довольно сложно представить себе, как я приду к президенту киевского «Динамо» и сообщу, что покидаю команду. Но я всё-таки решился.
– Многое пришлось менять по возвращении в «Локо»? – Да нет. Ведь игроки остались те же, что и были. А что касается атмосферы… её можно поменять только в работе. Я другого пути не видел.
Легионер: во благо или нет
– Сколько времени нужно профессиональному, амбициозному тренеру для того, чтобы добиться результата? Ю.С.: Есть несколько путей. Когда не хватает денег, то нужно опираться на свою молодёжь. Воспитывать её, ждать результата и продавать игроков, которые хорошо себя зарекомендовали. Это – один вариант. Второй – когда есть хороший бюджет и можно купить нужных команде футболистов. Но лучше, когда первый вариант дополняется вторым.
– Сейчас на ведущих ролях в ведущих российских клубах – легионеры. Может быть, именно с этим связаны проблемы нашей национальной команды, которой просто не хватает игроков высокого уровня? Ю.С.: Я с этим не согласен. Николай Наумов: Это неверная постановка вопроса. Легионеры здесь ни при чём, и я всегда был против лимита легионеров. Ведь, покупая легионера, мы не только думаем о результате, но ещё и о том, что рядом с классными зарубежными футболистами наша молодёжь будет расти быстрее. Тот же Юрий Сёмин привлекает на тренировки основы пять-шесть человек из дубля. Они тренируются рядом с нашими маститыми легионерами, и их рост был бы невозможен без присутствия рядом высококлассных игроков. Тот же Юрий Жирков, Андрей Аршавин поднимались в конкуренции с легионерами. И это им не помешало.
– Трудно заполучить качественного легионера? Ю.С.: Очень. Классный футболист – он везде классный. И нужен многим. В мире есть ещё полсотни команд, которые могут заплатить в два раза больше денег, чем мы. Но, например, при Валерии Газзаеве в ЦСКА пригласили двух бразильцев – Жо и Вагнера. Мало того, что они здорово помогли армейцам, так при их продаже ещё и заработали приличные деньги. Такая же ситуация в донецком «Шахтёре», где взяли пятерых 19-летних бразильцев и угадали.
– Но легионеры требуют больших денег, зачастую незаслуженных… Ю.С.: Зарплаты диктует рынок. Я уже неоднократно спрашивал: почему наши певцы за огромные гонорары поют под фонограмму, не прикладывая и малой толики тех усилий, какие приходится тратить футболистам во время матча? Н.Н.: К тому же, не забывайте, у нас очень тяжёлые условия для работы легионеров – неважный климат, долгие перелёты. Когда мы бразильца Шарлеса впервые привезли во Владивосток, он не то что играть, ходить не мог! Не понимал, куда попал и что вообще с ним происходит. Как будто в космосе оказался. Понятно, что футболист из Испании или Франции, когда мы приглашаем его сюда, скажет: «А вы мне дайте зарплату больше, чем дома». На меньшее он не пойдёт, и мы должны это понимать.
Футбол – игра социальная
– И всё же вопрос зарплат в нашем футболе – больной вопрос. 19-летний футболист сегодня получает столько, сколько его отцы и деды, вместе взятые, не заработали за всю свою жизнь. А при нашей ментальности парню больше и не надо. Соответственно, ему дальше и расти незачем. Ю.С.: Здесь вы заблуждаетесь. Футболист обязан получать нормальные деньги. Сколько длится век футболиста? Десять лет. А потом… И разве вам нравится, когда мы видим знаменитых в прошлом тренеров и игроков, которые живут впроголодь? Лично я хочу, чтобы те люди, с которыми я работаю, были хорошо обеспечены. Н.Н.: Я вам расскажу такую историю. Мы подписываем контракт с молодым российским футболистом, не буду называть его имени. И он говорит: «Я бы хотел получать такую-то зарплату». Я ему: «Молодой человек, не много ли хотите в ваши годы?» Он отвечает: «А вы видели мою медицинскую книжку? У меня 17 операций, и через пять лет я стану инвалидом, буду ходить на костылях. Кто тогда будет обеспечивать меня и мою семью?» Что я мог ему ответить? Вот тогда начинаешь понимать: нет, это не работа певца. Это адский труд. Сейчас у нас футбольный бум, и особенно среди детей. Мне часто звонят и спрашивают, почему не взяли в школу «Локомотива» того или иного мальчика. Приходится объяснять, что в футбол по блату не играют. А ещё говорю, что лично я бы никогда не привёл своего ребёнка в футбольную школу. Не стал бы рисковать его здоровьем. Парень может и не стать футболистом, а вот здоровье подорвать может. Есть у нас молодой игрок. Он окончил нашу школу, его взяли на просмотр в дублирующий состав. И на первой же тренировке сломали на ноге обе берцовые кости. Мать отвезла его в Германию. Тамошний хирург оказался хорошим психологом. Он сказал: «Я сделаю тебя нормальным человеком при одном условии: если ты будешь играть в футбол». Сделали операцию, мы оплатили часть её стоимости, и сейчас парень занимается. Это пример того, что футбол – жёсткая игра. И урок обществу, которое должно идти на затраты, чтобы видеть такое уникальное зрелище, как футбол. Может быть, российский футбол сегодня не приносит много денег напрямую. Но косвенная прибыль от него велика. Давайте посчитаем, сколько детей игра вытащила из подвалов и подъездов. Вот мы наш «Локобол» проводим в 120 городах, в нём участвуют 50 тысяч детей. Пятьдесят тысяч открыток я подписал лично для того, чтобы раздать детям. Надо было видеть финальный матч на нашей главной арене! Москвичи вышли на финал вальяжными и высокомерными: мол, мы этих пацанов из Томска в одну ногу обыграем. А сибиряки взяли и победили. Наши рыдают, а ребята из Томска на их глазах кучу-малу устроили. И Сибирь ликовала! Вот эту пользу от футбола никакими деньгами не измеришь.
О сборной и немного о планах
– А теперь о грустном… Что скажете о проигрыше сборной России команде Словении в стыковых матчах? Ю.С.: Сами футболисты сейчас понимают, что совершили глупость – не попали на чемпионат мира! Мне кажется, игроки сборной расслабились. А как не расслабиться, если перед матчем живёшь в центре Москвы в шикарном отеле?! Где столько соблазнов! Для национальной сборной должен быть современный тренировочный центр, где команда должна готовиться и к товарищеским, и к официальным матчам.
– В других странах существуют специальные центры подготовки для национальных сборных? Ю.С.: Конечно. Например, в Италии. Если центра у сборной нет, то федерация арендует его у клубов. Так, например, делают на Украине, где национальная сборная тренируется на базе «Динамо». А если гостиницы, то только такие, что находятся за городом и имеют футбольное поле. И этим процессом должна руководить федерация. Никто не должен менять распоряжения федерации: ни тренеры, ни игроки.
– Вернёмся к «Локомотиву». Какие изменения ждут команду? Ю.С.: Ряду футболистов, которых не устраивает место на скамейке запасных, мы ищем новые команды. Также надо купить ещё двух-трёх игроков. Н.Н.: Я согласен с главным тренером, возможно, мы купим трёх-четырёх новичков, плюс прибавятся свои доморощенные игроки. Ведь в следующем сезоне мы будем выступать в Лиге Европы, и число игр увеличится. Значит, увеличатся и расходы на поездки. Но увеличится и доходная часть. Ведь мы не только тратим, но и зарабатываем. Например, в уходящем году нам удалось выручить больше 700 млн рублей – за счёт продажи атрибутики, билетов, сдачи в аренду своих объектов, за счёт спонсорских средств (я не имею в виду средства ОАО «РЖД»), за счёт продажи прав на телетрансляции.
– А какова задача на следующий сезон – первое место? Н.Н.: Наверняка именно такую задачу поставит наш совет директоров. Но её выполнение будет зависеть от того, как успешно мы проведём межсезонье. Если удастся всё, что мы наметили, если у нас на это найдутся средства, то, безусловно, мы будем бороться за «золото».
Ю.С.: А за что же ещё?!
Справка «Гудка»
Наумов Николай Алексеевич, родился 4 января 1953 года в Оренбурге. Закончил Фрунзенский политехнический институт. До прихода в ФК «Локомотив» (Москва) занимался девелоперским бизнесом в Санкт-Петербурге. С 12 ноября 2007 года – президент футбольного клуба «Локомотив».
Сёмин Юрий Павлович, родился 11 мая 1947 года в Орле. Мастер спорта. Заслуженный тренер России и Таджикистана. Главный тренер московского «Локомотива» в 1986–1990 годах, с 1992 года по 2005 год и с лета 2009 года по настоящее время. Под руководством Юрия Сёмина «Локомотив» дважды выигрывал чемпионат России, пять раз – Кубок России и дважды – Суперкубок России.
А ты внимательно посмотри записи его игр, хотя бы в чемпионате. Очень способный игрок, а главное уверен в своих действиях. Но неизвестно как он заиграет в другой команде. да и хочет ли он в другой команде играть?
PS Как ниже написал Valera-gangsta, у нас нет чистого правого полузащитника. Глушаков закрывал правый фланг, но, всё-таки, Глушакову лучше в центре играть.
Ну не согласен.. вчера Рязанцев здорово против Интера сыграл. Но это игра была выше его среднего уровня. Так вообще он тежеловат и мне непонятны возгласы комментаторов: "Необходимо использовать высокую скорость Рязанцева!" Средний уровень ниших полузащитников выше уровня Рязанцева. ИМХО.
А зачем его туда переводить?:) Да Глушак хорош, только молод еще:) Мне кажется у нашего клуба другая проблема. У нас очень много очень хороших игроков. Жаль всех их на поле не выпустить:)
Знаите, насчет Измайлова давайте забудем,он в Португалии за год 2 раза ломается, а если он вернется в Россию, где футбол более жесткий, вообще будет сезон сидеть в лазарете.Насчет Рязанцева,хорош базару нет,но сначала пускай в сборной поиграет.