Клубы с историей и возможностями стремительно летят вниз. Почему так происходит?
В Казани составлена петиция об увольнении тренера Слуцкого. Случай, замечательный тем, что он показал: болельщики «Рубина» — не фантом. А ведь сколько раз, глядя на их полупустую трибуну на телеэкране, вы спрашивали: «Где они все? Ради кого там существует футбол?»
Особенно забавно, что ситуативным болельщиком казанского клуба оказался нижегородский экс-арбитр Вилков. У него личные счеты к Слуцкому совпали с этой общей претензией, и Михаил подписал петицию. Когда судья превращается в болельщика, какого изгиба сюжета можно еще ждать? Разве что — превращения тренера в судью. Поэтому не станем удивляться, если однажды арбитр Леонид Слуцкий, обслуживая встречу ветеранов-любителей, удалит с поля игрока Михаила Вилкова. В порядке контрсанкций.
В «Локомотиве» одним махом отставлены спортивный директор и главный тренер. Кажется, уже третий по счету, хотя тут легко сбиться и принять Циннбауэра за ширму (ранее отставленного) Комппера, который в свою очередь сумел пересидеть другого эрзац-командующего Гисдоля. Собирать грибы на одном месте можно было сколько угодно долго, пока существовала подземная грибница. Но с отставкой Цорна «Локомотив» перестает быть грибным местом. Хотя остается и хлебным, и рыбным: желающих зайти в состоятельный клуб предостаточно. Один из таких футбольных менеджеров, случайно встреченный на футболе, в ответ на заданный наобум вопрос, позвали ли и его, не стал отпираться: «Они сейчас обзванивают вообще всех».
Назревающая в Казани «революция снизу» и уже случившаяся в бывшей «Казанке» «революция сверху» только кажутся событиями разными, имеющими лишь отдаленное сходство. В действительности между этими случаями много общего.
Например, два лучших российских трансфера «на выход» в этом году имеют самое прямое отношение к «Рубину» и «Локо». Казань стала местом, где на максимум были прогреты двигатели ракеты по имени Хвича Кварацхелия. Леонид Слуцкий часто повторяет, что у него нет потолка. Еще бы! Какие потолки, если ты создан для полетов в дальний космос. Пусть «Рубину» и не удалось эксклюзивно продать нынешнего героя Неаполя и всей Лиги чемпионов, так как значительный куш достался батумскому «Динамо» и агенту игрока, но именно Казань стала его стартовой площадкой.
Любопытно, что в Казань он пришел как раз из «Локо». И какой-то бонус полагается теперь и железнодорожникам. Но они и без Хвичи в этом году сумели под санкциями провернуть немыслимый по суммам и скорости сделки трансфер в «Ниццу» Алексиса Бека-Бека.
Это значит, что оба клуба обладают высокоточной селекцией. Умеют находить и показывать, на довольно коротком отрезке, лучшие качества сильных игроков — потенциальным покупателям. «Рубин» и был такой командой на продажу, в котором, как на живую нитку, все держалось на ярких легионерах. И их форс-мажорный отъезд стал для Казани «ограблением века». Выяснилось, что за вынесенной витриной ничего и нет. Точнее, есть: ограбленное торговое предприятие. Оно замечательно умело находить, подсвечивать и продавать. Но совсем не инвестировало в основные футбольные фонды. И об этом Слуцкий говорил совершенно открытым текстом: сознательная ставка, мол, была сделана не на подготовку резерва, а на куплю-продажу-услуги. Вот и оказалось, что в футбольном клубе «Рубин» отсутствовал собственно футбольный клуб. «Рубин» был рыночным предприятием. Феноменом экономики, а не спорта.
Похожим образом спортивная составляющая просела и в «Локомотиве». Продажа Бека-Бека — успех экономический. Оптимизация «Казанки», которую слили с молодежной командой, — тоже, видимо, финансовая удача. Но на этом фоне чисто футбольная деятельность — подбор кадров, тренировочная работа, создание коллектива, подготовка резервов — провалена.
На экономическом форуме «Рубину» и «Локомотиву» могли бы поаплодировать за красивые презентации. Но реальная футбольная жизнь наказывает одних — вылетом, других — недвусмысленной угрозой вылета. «Локомотив» определенно движется по пути «Рубина» вниз. Туда, где в обратном направлении слишком долго горит красный семафор, где бесполезно и поздно будет искать стрелочников.
Роман Трушечкин