Героем традиционной рубрики "СЭ" стал известный агент. Публикуем вторую часть разговора. Первая – по ссылке.
МАРАТ
– Сколько раз к возвращению в "Локомотив" был близок Измайлов? – Самый реальный вариант возник зимой 2010-го. Подробности этой истории не афишировались. Наумов был президентом "Локомотива", Семин – тренером. Измайлов еще играл за "Спортинг". Клубы уже обо всем договорились, Марат тайно прошел медосмотр в Риме. И вдруг огорошил: "Извини, Паулу, я не поеду".
– Почему? – Нужно знать Марата. Удивительно совестливого, порядочного человека. До этого он перенес операцию, восстановился. Но одно дело играть на хороших полях в Португалии, совсем другое – месить по весне грязь в России. А "Локомотив" покупал Измайлова за серьезные деньги, на него с первых же матчей рассчитывали как на лидера. Он опасался, что не оправдает надежд, и решил остаться в "Спортинге".
– С каким чеховским персонажем вы бы сравнили Марата? – Человек в футляре. Понимаете, о чем я?
– Еще бы. К тому же опыт общения с Измайловым у нас был. – А мне кажется, в России многие его не понимают. У Марата особенный менталитет. Поверьте, о личной выгоде он тогда вообще не думал. Марат так любит и уважает Палыча, что больше всего боялся его подвести. Я никогда не встречал игрока, у которого было бы настолько развито это чувство. Он сам набрал Семину, объяснил ситуацию.
– Не обиделся Юрий Палыч? – Да что вы! У них великолепные отношения! Марат для него, как сын.
– Измайлову в сентябре 35. – Если не будет травм, еще три-четыре года спокойно отыграет. Он же суперпрофессионал. Соблюдает режим, внимательно следит за своим здоровьем. Живет футболом по Гегелю…
– О, Господи. Это как? – Футбол для Марата – абсолютная истина. Хотя на поле ошибаются все – и Марадона, и Зидан, и Месси. Почему не может потерять мяч Измайлов?
– Вот именно. – А Марат считает – не может! Когда такое случается, расстраивается страшно.
– Лет пятнадцать назад его переход в "Арсенал" был реален? – Да. Семин, Филатов и я прилетели в Лондон к Венгеру. Он очень хотел пригласить Марата, но с "Локомотивом" договориться не удалось. В 2004-м на чемпионате Европы я снова общался с Венгером. Сперва о Манише, на которого претендовал "Арсенал". Затем переключились на Измайлова, Венгер подробно о нем расспрашивал. Жаль, Марат так и не поработал с этим тренером.
– Почему в "Порту" у него не сложилось? – Начнем с того, что организовать трансфер игрока из "Спортинга" в "Порту" невероятно тяжело. Это как из "Спартака" уйти в ЦСКА или "Зенит". В какой-то момент руководители "Спортинга" разуверились в Марате, подумали, что из-за травм на высоком уровне играть уже не будет. А в "Порту" сразу оценили масштаб его таланта, предложили контракт. Для нас это была большая победа. Начал Марат здорово, но…
– Чего не хватило? – Терпения.
– Кому? – Марату. В личной жизни возникли проблемы, которые не позволяли играть. А потом он, как человек совестливый, посчитал, что второго шанса там не заслуживает. Никто из "Порту" не выгонял, все ждали его возвращения на поле. Марат сам отказался.
– Это было решение Измайлова? – Только его! На мой взгляд, ошибочное.
– Отговорить пытались? – Бесполезно. Если Марат что-то решил – не переубедишь.
БЫШОВЕЦ
– Кто из ваших клиентов сейчас играет в России? – Измайлов и Мануэл Фернандеш.
– Кирилл Котов, теперь уже бывший спортивный директор "Локомотива", летом сокрушался: "Фернандеш – закрытый, интроверт. Не смог стать частью команды, не реализовал себя и на десять процентов…" Мануэл не просил вас тогда подыскать новый клуб? – Нет. Котов прав – Фернандеш не очень общительный. А еще – гордый и упрямый. Когда потерял место в составе, уходить не захотел. Наоборот, решил доказать, что "Локомотив" в нем не ошибся. Это обернулось конфликтом с руководством.
– Ольга Юрьевна мечтала продать Фернандеша? – Да, он же не играл. Мануэл ответил: "Я не уйду". На него махнули рукой, сослали в дубль. Зато Семин нашел с ним общий язык, привел в порядок, и осенью все увидели – игрок-то классный. Вот что такое человеческий фактор! Фернандешу нравится работать с Палычем, говорит, у него португальский темперамент.
– Зарплата Игоря Денисова – более четырех миллионов евро в год. В Португалии кто-то получает такие деньги? – Разве что Касильяс в "Порту". Заоблачных контрактов у нас нет. Да и вообще сейчас везде платят меньше, чем пять лет назад. Кризис. Правда, в Европе налоги 45 процентов, а в России – 13. Оттого и не рвутся ваши игроки за границу.
– В 2003-м вы устроили Бышовца в "Маритиму"? – Да. Между прочим, в Португалию он должен был приехать еще в 1992 году.
– В качестве кого? – Тренера "Бенфики"! Я присутствовал на его встрече с президентом клуба. Вроде обо всем договорились. Эрикссону, который уходил в "Сампдорию", Бышовца уже представили как преемника. Тот ввел Анатолия Федоровича в курс дела, рассказал о футболистах. В Лиссабоне его ждали после чемпионата Европы, куда Бышовец повез вашу сборную.
– Ну и? – К лету 1992-го "Бенфику" возглавлял Ивич. Он знал, что его сменит русский – и любви к Юрану, Кулькову, Мостовому это не добавляло. На Европе сборная выступила неудачно, руководители "Бенфики" засомневались. В итоге вместо хорвата назначили своего – Тони Оливейру.
– Говорят, в "Маритиму" против Бышовца игроки взбунтовались? – Я бы не назвал это бунтом. Команда стояла на вылет, не было времени на раскачку. Бышовец сразу взвинтил нагрузки, ужесточил дисциплину. Тех, кто не хотел трудиться в таком режиме, усадил на скамейку. В том числе родственника президента клуба. Конечно, пошло недовольство.
– А результат? – За второй круг по набранным очкам "Маритиму" был в тройке. При нем раскрылись Пепе и Данни. Но к концу сезона отношения с президентом обострились настолько, что Бышовцу пришлось уйти.
– Может, повышения зарплаты потребовал? – Нет-нет! Деньги ни при чем. Бышовец повторял: "Я решаю, кого выпускать на поле, как выстраивать подготовку, сколько раз в день тренироваться. Вмешательства в свою работу не потерплю".
– Прав. – Абсолютно! Но не каждый президент с этим смирится. Знаете, мы с Бышовцем мало говорили о футболе. Гораздо интереснее было обсуждать литературу, философию, живопись. Нечасто в Европе встретишь тренера, который способен поддержать беседу на такие темы. Он читал стихи, сыпал цитатами. С книжками мне помогал.
– Например? – "История России с древнейших времен" Сергея Соловьева. Это в начале 90-х, когда книги были дефицитом. Анатолий Федорович достал редкое издание, передал в Лиссабон через Юрана, Кулькова и Мостового. Тридцать томов! Ребята, конечно, не обрадовались, но привезли.
Переход Измайова в 2010 не афишировался?) Наумов каждую неделю об этом говорил. Только Наумов потом сказал, что переход не состоялся из-за того, что генеральный директор Спортинга попросил не совершать трансфер, а тут другая версия.