Прекрасная игра сборной России в дебюте матча с Македонией к середине второго тайма неожиданно обернулась потенциальной катастрофой. Стадион «Локомотив» стал свидетелем мастер-класса по достижению результата назло созданным себе же неблагоприятным обстоятельствам.
Гус Хиддинк справедливо обижался на тех, кто еще до матча с Македонией думал о выезде на «Уэмбли», мысленно промотав вперед субботнюю встречу. И дело было не в политкорректном преувеличении силы заурядного соперника. Сборной России предстояла борьба с самой собой – ровно такая же, что и в товарищеском матче с Польшей. С одним, но существенным отличием – тогда в определенный момент у нашей команды кончились силы. Сейчас – мысли.
Близкий к гениальному дебют был разыгран по очевидно запланированному сценарию. Хиддинк отправил Аршавина туда, откуда когда-то передвинул в линию атаки, – на позицию под нападающими. Сработало: после перехвата капитана сборной в центре поля возник первый момент у Павлюченко. Не обошлось и без умысла в непривычно стелющихся подачах Андрея со стандартов. Два угловых можно было объявить случайностью, но после очередного мягкого заброса со штрафного сила притяжения опустила мяч точно на ногу Василия Березуцкого – 1:0.
Первую половину тайма поле в Черкизове работало тренерской доской. Классически выстроенные атаки сборной России просились в пособие: Аршавин три раза подряд бросал Быстрова в прорыв по флангу, а тот выцеливал форвардов в штрафной, – не хватало удачи. Билялетдинов трижды обыгрывал двоих и смещался в центр, но лишь раз осмелился пробить с неудобной правой. Семшов и Зырянов держали своих защитников на голодном пайке, не пуская македонцев дальше середины поля. Получалось решительно все, кроме главного – забивать. К отлаженным командным действиям в какой-то момент прибавились эффектные слаломы Сычева. Но для гола не хватило и этого.
Уперевшись в невезение и уверенность вратаря Милошевски, россияне уже в конце первого тайма дали понять, что сломать только что выстроенную игру можно в рекордно короткий срок. Перед антрактным свистком македонцы вполне могли сравнять счет – но вновь вмешалась нога Березуцкого, на этот раз предотвратившая голевой момент. Минутная слабость зевнувшей контрвыпад полузащиты вмиг распространилась на всю команду. Окончательно потерялся в атаке Павлюченко, затаился на бровке Билялетдинов, да и Сычев, дождавшись отскока после удара Семшова, упустил вернейший момент.
Стало ясно – сборная России может усвоить и выполнять тренерскую установку на игру, но пока не способна думать самостоятельно. Матч с Хорватией был примером почти идеального воплощения в жизнь запланированной Хиддинком ничьей. В матче с Македонией скорости и комбинации не скрыли главного – устранить незначительный игровой разлад своими силами футболисты пока не могут.
И к середине второго тайма сон коллективного разума сборной России породил-таки чудовище. Прерванная Семшовым атака македонцев обернулась быстро разыгранным штрафным, выходом один на один, красной карточкой Габулова и пенальти. Возможный сценарий развития событий пугал. После ответного гола и замены форварда на вратаря у России осталось бы совсем немного времени шансов на достижение желаемого результата. К счастью, русская рулетка на этот раз пальнула холостым – Малафеев пенальти отбил.
Если бы наша сборная не пришла в себя после этого эпизода, на помощь Хиддинку стоило бы выписать еще одного тренера топ-класса, – или отказаться от тренеров вовсе. Впрочем, до такой степени беспомощности не дошло – эмоциональный подъем после сейва Малафеева конвертировали в голы через дюжину минут. Сначала Аршавин под копирку отработал свой гол македонцам в Скопье, а затем Кержаков поймал на ногу отличную передачу все того же Василия Березуцкого. Финальный свисток для кого-то стал облегчением, а для кого-то – мигом триумфа. Справедливее всего считать его сигналом к легитимному беспокойству перед матчем с Англией. Игровые установки Хиддинка обеспечили сборной России неплохой результат перед самыми важными встречами – теперь пришла пора показать характер. Хотя бы в благодарность за проделанную работу.