Сергей Игнашевич — настоящая легенда. Он долгие годы был основным защитником сборной и становился за свою карьеру чемпионом России шесть раз. Уже в этом году Международная федерация футбольной истории и статистики (IFFHS) поставила главного тренера «Торпедо» на 23-е место в списке самых результативных защитников этого века.
Большую часть карьеры Игнашевич провел в ЦСКА и ассоциируется в первую очередь с этим клубом. Но первый серьезный шаг на топ-уровне футболист сделал в «Локомотиве» и вполне мог бы стать звездой другой московской команды.
Все изменил сезон-2003. Тогда Игнашевич выбрал ЦСКА, не став продлевать контракт с «Локо» и отказавшись ехать в Англию. Впоследствии сам футболист называл этот переход «не очень правильным».
Вспоминаем, как складывалась карьера Игнашевича и почему он выбрал ЦСКА.
Игнашевич начинал в «Торпедо», а в 21 год подписал контракт с главным соперником клуба «Локомотивом». Будущая легенда ЦСКА на время даже заехал в «Спартак»
Будущий футболист сборной России начинал в «Торпедо», при этом играя полузащитника. Игнашевич занимался в клубе почти десять лет, но не получил вызова в дубль из ДЮСШ. В 1997-м Игнашевич, не прошедший просмотр в «Ростсельмаше», оказался в молодежке «Спартака».
— В новой команде много внимания уделялось обращению с мячом, тогда как в «Торпедо» упор делался на физическую выносливость. Моей беготни для полузащиты было недостаточно. Так я и стал центральным защитником, — вспоминал футболист.
Несмотря на 15 мячей в турнире КФК и голу в матче против дубля «Спартака», Игнашевича в команде не оставили. Какое-то время он играл за любительскую команду «Патриот».
Потом был «Спартак-Орехово» (он же «Знамя Труда») и успешный просмотр в «Крыльях Советов». За полтора года в Самаре Игнашевич стал основным центральным защитником и заработал вызов в молодежную сборную России. В конце сезона-2000 его приглашали «Торпедо» и «Локомотив». Игнашевич выбрал последний вариант.
С «Локо» Игнашевич первый раз выиграл РПЛ и стал лучшим защитником чемпионата. А еще забил один из самых примечательных российских голов в еврокубках того времени
Несмотря на травму, с которой Игнашевич вернулся в Москву, свой первый сезон в «Локо» Игнашевич начал основным защитником (33 матча во всех турнирах). Вместе с ним команда навязала «Спартаку» борьбу, но опередить его не смогла. Итогом первого сезона Игнашевича в «Локо» стало отставание от чемпиона в четыре очка и второе место. Зато команда взяла Кубок России.
Летом того же года в третьем квалификационном раунде Лиги чемпионов Игнашевич забил свой первый мяч за «Локо» в ворота «Тироля», пробив с 35-ти метров.
Игнашевича хвалили в прессе, а перед началом сезона-2002 Овчинников заявил, что оборона «Локо» остается самой сильной в РПЛ, несмотря на уход Чугайнова. И оказался прав.
Тот чемпионат стал для Игнашевича (и не только для него) поворотным: «Локомотив» ушел от схемы с либеро, а во второй части сезона стал играть в три центральных защитника. Команда пропустила всего 12 мячей за чемпионат и установила рекорд лиги. Летом защитник дебютировал за главную команду страны.
«В 2002 году, когда мы боролись за чемпионство, неожиданно уступили «Сатурну». ЦСКА начал нагонять. Юрий Палыч устроил собрание. Каждого поднимал: «Хотите золотые медали им отдать? Так отдайте! Ты, Маминов, отдашь свою медаль?» — «Нет» — «А ты, Лоськов, отдашь?» — «Нет». Я сидел в последнем ряду. Дошел до меня: «Отдашь?» Я уже не выдержал: «Да!». Семин осекся и махнул рукой», — вспоминал тот сезон футболист.
Золотой матч против ЦСКА, который стоил «армейцам» чемпионства, Игнашевич провел на поле целиком. Впервые в своей карьере Сергей вошел в список лучших 33-х игроков РПЛ.
ЦСКА предложил Игнашевичу в семь раз больше, чем он получал в «Локо». При этом у защитника был вариант в Англии
Газзаев открыто интересовался Игнашевичем, когда они пересеклись в молодежной сборной России. Игрок рассказывал, что Газзаев спрашивал: когда же у защитника заканчивается контракт с «Локомотивом».
Летом 2003 года рвущийся к первому чемпионству в истории России ЦСКА сделал Игнашевичу предложение. Его контракт с проваливающим сезон «Локо» истекал зимой. Новое соглашение футболист не подписывал и отказывался от варианта с переездом в Европу.
— У Игнашевича была договоренность с нашим президентом Филатовым, что ему подыщут клуб в Англии. И ему нашли клуб премьер-лиги. Но в последний момент футболист передумал и от предложенного варианта отказался, — рассказывал главный тренер «Локо» Семин.
Интерес к Игнашевичу в Англии шел из «Эвертона», но защитник решил не рисковать: тогда клуб боролся за выживание в АПЛ. «Во втором дивизионе я играть не хотел», — объяснял игрок.
Игнашевич решился перейти в ЦСКА не только по причине зарплаты, хотя разница была и в ней. Футболист рассказывал, что «армейцы» были готовы платить в семь раз больше, чем он получал в «Локо». Президент клуба Филатов долго предлагал Игнашевичу продлить контракт на прежних условиях и согласился на улучшение только летом.
Но у Игнашевича были и другие причины. Главная среди них — общение Игнашевича с Гинером и Газзаевым. Главный тренер обещал игроку дальнейшее усиление состава и окончательно очаровал планами «выиграть какой-нибудь еврокубок». Игнашевич мечтал взять европейский трофей и во многом из-за этого и запрашивал у руководства «Локо» переезд из чемпионата России.
А еще Сергей не видел перспектив в составе своей команды: «На тот момент в команде было сразу несколько ведущих футболистов, которым уже исполнилось тридцать и для которых чемпионство стало первым серьезным успехом в карьере. Мне тогда показалось, что команда достигла своего пика и прогрессировать уже не будет», — признавался Сергей.
Обыграв в 2003-м ЦСКА в матча за Суперкубок (защитник реализовал один из пенальти в серии) и заняв с командой четвертое место по итогам сезона, Игнашевич перешел в ЦСКА на правах свободного агента. В том году он был признан лучшим защитником чемпионата России.
Отчаявшись в переговорах с Игнашевичем, Семин произнес легендарную фразу. А сам защитник спустя несколько лет подтвердил, что его переход был не совсем правильным
Семин не скрывал досады: одного из главных футболистов того «Локо» увел прямой конкурент. Но при этом перед прессой главный тренер команды высказывался корректно: — Мы пытались сделать все возможное и невозможное, чтобы оставить Игнашевича. Еще в июне слышали от журналистов, что он провел переговоры с ЦСКА. Это подтвердилось. Обиды нет. Обычная жизненная ситуация: у игрока закончился срок действия контракта — и он решил клуб поменять. Жаль только, что заранее не предупредил об этом, — говорил Семин.
Хотя Игнашевич рассказывал, что тренер принимал его окончательно решение уйти с бурей эмоций:
— Перед последней игрой сезона с лондонским «Арсеналом» в Лиге чемпионов Семин попробовал переубедить. Я сказал, что пути назад нет — уже дал слово Гинеру. Юрий Палыч был очень раздосадован: «Да пошел ты на ### со своим Гинером!»
Самое удивительное, что на «Арсенал» меня поставил. Семин вспыльчивый, но справедливый, — вспоминал Игнашевич.
Спустя несколько лет, в 2013-м, Игнашевич признался, что считает свое решение перейти в ЦСКА не совсем правильным. И даже заявил, что совершать его не стоило:
— Очень большое значение в карьере футболиста играет агент, который может помочь построить карьеру. У меня его и не было, и я очень жалею об этом. Потому что в свое время я сделал несколько поступков, которые совершать не стоило.
Например, переход из «Локомотива» в ЦСКА, наверное, был не очень правильный. Сейчас это равносильно тому, что я перейду в «Зенит». Теперь понимаю, какой это был неприятный момент для болельщиков «Локомотива». Нужно ценить клуб, в котором играешь, — говорил Игнашевич.
Хотя предположить, что Сергей всерьез пожалел о сделанном выборе, невероятно сложно. В ЦСКА Игнашевич стал одним из самых узнаваемых лиц российского футбола, выиграл еврокубок, который так хотел, и даже дотянул до домашнего ЧМ и четвертьфинала. Что могло быть круче?