Сергей Липатов в пятницу встретился с группой журналистов, среди которых был и корреспондент «Советского спорта». В субботнем номере была опубликована первая часть беседы, где речь шла по большей части о переходе в «Сатурн» Дмитрия Лоськова. Сегодня же публикуем окончание интервью: о клубной селекции, бюджете, возможных трансферах и болельщиках.
(Окончание, начало в номере за 7 июля)ЕРЕМЕНКО? ТОРБИНСКИЙ? КИМ ДО ХОН?
— Как клуб собирается восполнить потерю Лоськова?— Купим нескольких футболистов. О Драмане вы уже знаете – ганский полузащитник полетел на австрийский сбор команды. Скоро завершим трансфер Янбаева – хавбек «Кубани» подписал четырехлетний контракт с клубом. Нуждается в усилении не только позиция Лоськова, но и в целом передняя линия. Есть вопросы по обороне и опорной зоне полузащиты. В селекции мы взяли курс на омоложение состава. По всей видимости, у нас появятся еще два игрока помимо Драмана и Янбаева.
— Что скажете о покупке Пелиццоли, который просидел на лавке весь первый круг?— Надеемся, что он проявит себя на сборах и получит шанс во втором круге. Потому что, несмотря на иногда фееричную игру Якуповича, в некоторых матчах он нас не выручил. Мы все очень хотим, чтобы Пелиццоли доказал свою состоятельность. Потому что в первом же матче на зимнем сборе он пропустил нелепый гол, тренеру это жутко не понравилось, что и вылилось в сидение на лавке… Нежелательно, чтобы Пелиццоли пришел в команду, не сыграл ни одного матча, а потом ушел. Естественно, не за те деньги, за которые был куплен.
— То есть стоит задача показать итальянца публике, а потом попытаться продать?— Нет, ни в коем случае. Нет такого желания, чтобы Иван вышел, устроил «шоу» и напропускал кучу голов. Вопрос выхода Пелиццоли – в компетенции тренера.
— По ходу первого круга Анатолий Бышовец говорил, что руководство не купило нужных ему игроков. Как вы на это реагировали?— Мы говорили Анатолию Федоровичу, что не обо всем стоит оповещать общественность.
– То есть действительно были футболисты, которых вы ему не купили?— Смотрите, как у нас строится работа селекционной службы. По заинтересовавшему клуб игроку сначала собирается полная информация, после чего едем на просмотр. Причем смотрят футболиста несколько человек – чтобы получить полную палитру мнений. В итоге свой вердикт выносит тренер – он принимает окончательное решение. Но если тренер раз за разом говорит «нет», стоит задуматься… Кстати, у нас есть отчетность – тренер расписывается в ведомости, что он одобряет сделку.
— На каких принципах строите селекционную работу?— Один из главных – даже очень хороших футболистов в команде не должно быть много. Если сильный игрок не попадает в состав просто потому, что на поле выходит равный ему, это плохо для обоих. Конкуренция нужна, но лучше уж проблемную позицию на время закроет непрофильный игрок, чем люди будут просиживать на скамейке и смотреть друг на друга.
— Не было желания включить в сделку с «Сатурном» по Лоськову еще и переход в «Локо» Еременко? И был ли вообще интерес к этому полузащитнику подмосковного клуба?— Лоськов сам выбирал продолжение карьеры, «Сатурн» появился в последний момент, и никакой связи между этим трансфером и нашим интересом к Еременко нет.
— А интерес действительно есть?— Да, мы ведем по нему устный диалог с «Сатурном».
— А что скажете о Торбинском?— Он интересен как футболист с российским гражданством, выступающий к тому же за национальную сборную. Но диалога со «Спартаком» мы не ведем.
— В качестве замены Лоськову на позиции под нападающими рассматривается кандидатура корейца Ким До Хона, сыгравшего более сорока матчей за сборную?— Действительно, мы его просматривали. Но это лишь один из многих таких просмотров, просочившихся в прессу.
«ИВАНОВИЧ НЕ УХОДИТ
— Какую максимальную сумму готов потратить клуб на приобретение футболиста?— Конкретную цифру я не назову, поскольку все зависит от величины клубного бюджета и от тех сумм, которые заложены в нем на селекцию. Зимой мы потратили 10 миллионов евро на покупку Пелиццоли, Родольфо и Кочиша. Мы не можем в каждый трансферный период тратить по десять миллионов.
Надеюсь, что в следующем году, исходя из качества купленных нами футболистов, новичков приобретать уже не потребуется. Усиление если и будет, то точечное и не сделанное в горячке. Вот, к примеру, сейчас увидели, что много забивает хорватский бразилец Да Силва. И бросились покупать! Но это неправильно, это не системный подход.
— Сербский защитник Иванович здорово отыграл на молодежном чемпионате Европы и имеет несколько заманчивых предложений. Если его позовет топ-клуб уровня «МЮ», удержать его вы не сможете.— Когда появится такой клуб, тогда и будем решать. Если душа стремится туда, то лучше отпустить.
— На какой срок у Ивановича контракт с клубом?— Еще на три года.
— У «Локомотива» есть предложения по сербу?— Есть, но он пока никуда уезжать не хочет. Да и «Челси» на повестке дня не стоит.
— А «Монако»?— Тоже нет, поскольку мы нашли общий язык и пришли к выводу, что Бранислав и этот, и следующий сезон должен отыграть у нас. К тому же у Ивановича очень серьезный агент — Деян Яксимович, который очень позитивно влияет на отношение серба с клубом.
— Куда пропал Спахич – о нем уже ничего не слышно почти месяц?— Действительно, Эмир уже на пару дней опаздывает в графике лечения своей язвы желудка. Звоню в Хорватию, он отвечает – буду на сборе в субботу вечером.
— Я настоятельно попросил Спахича не перегореть на солнце в его Дубровнике, — смеясь, добавляет Липатов.
«ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ СЕМИН НЕ РЕШАЕТ»
— После ухода Лоськова место символа клуба, его харизматического лидера вакантно. На ваш взгляд, кто способен стать новым лицом клуба?— Да пусть наши «молодые волки» разберутся, — улыбаясь, отвечает Липатов.
— Кто будет следующим после Лоськова капитаном команды, тоже не решено?— Без пафоса не обойтись, да он и не будет лишним – Лоськов это действительно часть клуба, часть истории «Локомотива». Поэтому, если получится, мы решили провести мероприятие по передаче капитанской повязки от Димы новому лидеру – с участием, естественно, самого Дмитрия. Вкладываем в это мероприятие и пожелание Лоськову успешной карьеры и говорим, что будем рады видеть его в «Локо».
— Новый капитан команды будет выбран игроками или назначен тренером?— Этот вопрос решат игроки. Лидерство, конечно, чрезвычайно важно. Капитан – это ведь и часть бренда клуба.
— Такими лидерами были Овчинников, Евсеев, Лоськов – никого из них в команде уже нет. У вас нет ощущения, что главному тренеру такие личности попросту не нужны?— Нет. Отдельно скажу о Евсееве. Вадим у нас постоянно выходил на поле в прошлом году, но должного уровня игры не показывал. И если он этого не делает, то как может быть лидером? Есть, конечно, положительные примеры, когда футболист, даже не попадая в состав, все равно остается вожаком.
— Можете привести пример?— Радимов в «Зените». Он уходит с поля и остается на бровке, живет игрой, помогает всей душой!
— Лоськов в интервью «Советскому спорту» довольно жестко высказался о Семине. Мол, Юрий Павлович ничего не решает.— Семин решает все, что положено на его позиции.
— Тогда что имел в виду Лоськов?— Финансовые вопросы. Юрий Павлович их действительно не решает.
«КЛУБ САМ ЗАРАБАТЫВАЕТ $19 МИЛЛИОНОВ»
— Меньше чем через месяц состоится Кубок РЖД. Сколько стоит проведение турнира?— Шесть миллионов евро, включая гонорары участников. При этом мы хотим сделать Кубок самоокупаемым. Кстати, на этом турнире появится «бегущая строка», в следующем году мы купим два новых табло – как на лондонском «Эмирейтс», но чуть больше по размеру.
— Насколько сейчас самоокупаем клуб «Локомотив»?— Мне непонятно, когда говорят, что тот или иной клуб в нашей премьер-лиге зарабатывает тридцать процентов бюджета. Если средний бюджет в нашем чемпионате под сорок миллионов, то на чем заработать эти тридцать процентов? Что, по всей стране продается сувенирная продукция клуба? Нет, ходит на стадион тысяч десять-пятнадцать фанов, они и покупают эти сувениры.
— Так все-таки – сколько вы зарабатываете?— Давайте считать наш бюджет. Спонсорский взнос РЖД – 40 миллионов долларов по текущему курсу. Из них 20 миллионов уходит на содержание стадиона: семь на налоги, шесть – на содержание собственно спортсооружений, три – на нашу школу, четыре – на зарплату персоналу клуба. Со стадионом вообще отдельная история. Недавно на его капитальный ремонт потрачено 40 миллионов рублей. Кроме того, на арене вообще нет резервной системы электроэнергетики!
Итак, на команду остается 20 миллионов из взноса РЖД – не очень-то и много. Плюс мы сами зарабатываем 19 миллионов, из них шесть – на продаже VIP-лож, о билетах и атрибутике не говорим – пока они не являются важным источником дохода.
— Так эти 19 миллионов и есть тридцать процентов, о нереальности зарабатывания которых вы и говорили!— Да, но у нас есть стадион, на котором мы больше всего и зарабатываем, – аренда, реклама… А как 30 процентов заработать тем, у кого нет стадиона?
— Правда ли, что клуб ищет новую базу для команды?— Во-первых, мы привели в порядок поля на старой, в Баковке, а то тренер говорил, у футболистов голеностопы выворачиваются… А базу — да, ищем. В Баковке маленькая территория, всего два поля. А надо шесть-восемь.
— Несколько раз за время беседы вы произнесли словосочетание «молодые волки». Курс на этих «молодых волков» сейчас основной, и в будущем поколение Билялетдинова и Сычева должно стать для команды тем, кем были совсем недавно Лоськов, Евсеев и Овчинников?— Да, этот курс для нас правильный. «Локомотиву» нужны молодые, голодные до побед волки. Пусть они дадут все, что могут, клубу. А мы отблагодарим – за победы и за игру. Зрелищную и искрометную.
— Вы требуете от Бышовца зрелищной игры. Но судя по акции протеста болельщиков на матче с «Крыльями», они не хотят смотреть на поле – им интереснее читать газеты.— Это не болельщики все устроили, а отдельные инициаторы. Мы прекрасно понимаем, что не все фаны согласны с подобными акциями. Мы о Бышовце плохо не думаем и не хотим, чтобы некорректные баннеры висели на трибунах (на игре с «Крыльями» фаны на Южной трибуне установили баннер: «Это просто не твой клуб». — Прим. ред.). А что касается чтения газет, то ради бога! Если всегда так будет получаться и мы будем побеждать с крупным счетом, то пусть читают. Может быть, это хорошая примета.
«ОБРАЗЕЦ ФУТБОЛА – ФИНАЛ КУБКА»
— Вас не беспокоит, что главный тренер в интервью постоянно говорит о травле команды? Словно ведется поиск врага...— Беспокоит.
— Есть ли враг у Анатолия Федоровича?— Думаю, что нет. На мой взгляд, это реакция на многочисленные стрессы, которые он испытывает. Тренер хотел бы, чтобы реагировали на игру команды немного по-другому. Ну вот такой он человек! Но нельзя отрицать, что эта игра появилась. И не нужно нам даже первое место, если ее нет. Команда должна побеждать и делать это красиво.
— Что говорит Бышовец в ответ на вашу формулу успеха «результат + красивая игра»?— Я иногда высказываю свои замечания и пожелания, но только после, а не до игры. В целом у нас получается находить общий подход к оценке красоты игры.
— Кубковый финал с «Москвой» — образец того, чего вы хотите?— Да, игра была искрометной, футболисты демонстрировали самоотдачу, а матч завершился не трагически.
КОНТРОЛЬНЫЙ МАТЧ«Локомотив» – «Интерблок» (2D Словении) – 3:0 (1:0).Голы: Траоре, Фининьо, Концедалов (с пенальти).
Состав «Локомотива»: Пелиццоли, Гуренко, Ефимов, Родольфо (Маминов, 46), Иванович, Самедов (Драман, 46), Асатиани, Концедалов, Билялетдинов (Фининьо, 46), Сычев, Траоре (Корчагин, 46).
6 июля. Альпенхоф.