Всеми известный незабвенный комментатор первого канала Виктор ГУСЕВ телеграфирует из Нордвейк-ан-Зее. Еще одно мнение о причинах поражения нашей сборной в товарищеском матче и рассуждения о том, как теперь жить дальше.
В голландском городке Нордвейк-ан-Зее на берегу Северного моря, где российская сборная готовилась к матчу с "Оранжевыми", есть памятник. Рыбак со спасенной девушкой на руках. Рыбак очень похож на Гуса Хиддинка.
О том, почему утонула девушка, легенда умалчивает. Один из вариантов, предложенных в качестве объяснения местными жителями, звучит так: пошла купаться в шторм, то есть не вовремя...
"Не вовремя" - это слово может стать ключевым и для объяснения крупного поражения нашей команды. Впрочем, на "крупности" настаивать не буду. Хиддинк, сказавший на послематчевой пресс-конференции, что такие пенальти, как за руку Колодина, не дают, особенно в товарищеских встречах, думаю, прав. Хотя, с другой стороны, великолепный удар Быстрова (с левой!), который, уверен, не взял бы и ван дер Сар, по своей игровой нелогичности напомнил мне "престижный" гол Аршавина португальцам (1:7), а если смотреть еще дальше в глубь веков - реализованный Корнауховым "утешительный" 11-метровый в ворота бразильцев (1:5).
К параллели с тем же матчем 1998 года в Бразилии, после которого из сборной был уволен Анатолий Бышовец, мы еще вернемся. Пока же отмечу, что от гостевой игры против одной из лучших команд Европы при разобранном по объективным причинам состоянии игроков нашей сборной сложно было ждать другого результата. О физическом превосходстве над находящимися в ритме своего чемпионата голландцами не могло быть и речи. Хиддинк это прекрасно понимал. Но на предматчевой установке сказал футболистам: "Поверьте мне, вы технически сильнее голландцев. А правильную тактику дам вам я".
Оставим на совести тренера слова о технике, а вот избранная на эту встречу тактика - одна из двух составляющих, которые мешают мне спокойно согласиться с поражением в не имеющей турнирной ценности игре. Ведь разве находящийся даже в оптимальной форме Аршавин смог бы эффективно побороться за настойчиво посылаемые в его сторону верховые мячи с мощными и высокими защитниками? А Жирков, который хорош уже сейчас и, на мой взгляд, вполне мог оспорить у Павлюченко титул лучшего игрока Кубка Первого канала, по ходу игры в три защитника был просто вынужден наступить на горло собственной песне и стать четвертым.
Во многом благодаря этому "мы их нейтрализовали в первом тайме", - сказал Хиддинк на пресс-конференции. И добавил: "А побили нас в тот момент, когда что-то стало получаться впереди". Да, в какой-то момент Жирков пошел вперед. И Быстров, если не обращать внимания на рикошет от головы Матайсена, забил именно с его подачи. И Сычев мог использовать прострел с того же фланга, если бы не подвела техника. Но Жиркову, как мы (в отличие от Хиддинка) видели в Израиле, в качестве адресата нужен Жо, который все-таки, вероятно, будет играть за другую сборную. А наиболее близкие к бразильцу по габаритам Павлюченко и Погребняк в это время сидели на скамейке.
Замены (не беру в счет вынужденный выход на поле Сычева вместо травмированного Билялетдинова) Хиддинк объяснил тем, что надо было дать поиграть всем. То бишь, получается, Алдонину, который красиво заменил Титова, - я имею в виду гармоничную передачу капитанской повязки, и Василию Березуцкому. Последний, показалось, вышел на поле вместо брата после того, как Алексей не смог помешать забить Бабелу. Но тренер утверждает, что эту замену планировал заранее. Почему же тогда не был "запланирован" Погребняк? Итак, вопросы по тактике остаются. Хотя на них всегда можно ответить так: тактика продиктована "физикой", а значит...
Но есть и второй момент. В уже упомянутом и далеком 98-м Бышовца, который остался наедине со своими проблемами и тоже подставился авантюрной зимней поездкой в Бразилию, в общем-то уволили на эмоциях. Изначально ему говорили: этот цикл не важен, мы даже готовы его пропустить, ведь нужна молодая боеспособная команда к следующему чемпионату мира. И вдруг: как, проиграли Украине?! А он еще и в спарринг-партнеры брал шведов с испанцами, причем в гостях. Проиграл и им, и французам. Все с минимальным счетом - не важно. Его убрали и, ведь получается, правильно сделали. Не надо было верить словам, Анатолий Федорович. Все дело в том, что это - национальная сборная. И отступать, даже ради некой более высокой цели, она не должна. Футбол - не Бородино. За товарищеским, ничего не значащим, преждевременным - как хотите - матчем с Голландией, перед которым, кстати, исполнялся гимн России, по Первому каналу следила вся страна. Его смотрели далеко не только прагматичные футбольные теоретики, с высоты своих знаний допускающие возможность разгромного поражения. Смотрели и миллионы мальчишек, а они поражения не допускают. Они мыслят не категориями "функциональная готовность" или "издержки межсезонья", а единственной категорией "наши продули".
На днях Хиддинк сказал: "В Корее я по воле нанявших меня на работу людей решал узкую задачу попадания команды на чемпионат мира, а в России мы строим большую систему, начиная с детского футбола". Если это действительно так, то после матча в Амстердаме ударная российско-голландская стройка могла потерять если не в темпах, то в имидже. Как совместить "честь страны" с "полезным" поражением - вопрос сложный.
Два предыдущих сезона мы тоже начинали с поражений от сильных соперников - Италии и Бразилии. Зато потом больше не проигрывали. Хорошо, если и Хиддинк дальнейшими успехами докажет нам необходимость амстердамского 1:4.
Пока же смотрю на памятник и слушаю второй вариант истории: мол, вышли в море на лодке в непогоду вместе - рыбак с девушкой. В итоге пришлось и самому спасаться, и девушку спасать.
Что же, теперь в марте нас ждет город Таллин. Кстати, тоже у моря.