Как бы ни закончился этот год для «Локомотива», уже сейчас можно констатировать, что выдался он исключительно богатым на события. Три главных тренера, путь от аутсайдера к претенденту на медали, не говоря уже о множестве других менее масштабных, но ярких событий. О том, как быстро удалось найти общий язык с Юрием Семиным, об изменениях в селекционной стратегии клуба и о предстоящей встрече с Рашидом Рахимовым президент Николай Наумов рассказал Территории болельщиков.
С СЕМИНЫМ РАБОТАТЬ ПРОЩЕ, ЧЕМ С МОЛОДЫМИ
- Примерно год назад спрашивал вас в интервью, что дал вам год в должности президента футбольного клуба. Сейчас готов повторить этот вопрос уже про второй год. - Могу сказать, что это был уже совершенно иной опыт. В прошлом году все для меня было внове. Сейчас я уже гораздо глубже понимаю проблемы, которые есть у клуба и российского футбола в целом. И самое главное: знаю, что нужно делать для клуба сейчас, чтобы впредь мы не допускали ошибок, подобных допущенным в прежние годы. Чтобы клуб был не однодневкой, а оставался наверху стабильно. Для этого нужна не только развитая инфраструктура, но и грамотно выстроенный менеджмент на всех уровнях. И, конечно же, стабильность.
- В том, что касается первой команды важно также взаимодействие между руководителями клуба и главным тренером. Насколько быстро вам удалось наладить его с Юрием Семиным? - С Семиным работать просто. Юрий Павлович многие клубные вещи воспринимает как свои, чего обычно не бывает у более молодых специалистов. В своей работе он думает не только об интересах первой команды, но и об интересах школы, клуба. Так что найти с ним общий язык по вопросам, которые, вроде бы, не касаются напрямую его команды, обычно очень легко.
ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК, А НЕ ИСКАТЬ ВИНОВАТЫХ
- Перейдем к вопросам более насущным. Как и в прошлом году, в команде немало футболистов, которые редко попадают в заявку на матч. Снова придется зимой «сбрасывать балласт»? - В команде должно быть 25 человек. У нас сейчас больше. И есть, в том числе, и игроки, которые, скорее всего, помочь не смогут. Не хочется называть фамилий, потому что сезон еще не закончился. Но думаю, что 10-12 человек после окончания сезона будем пытаться трудоустроить.
- Насколько это реально? Ведь год назад фигурировала подобная цифра, но трудоустроить на приемлемых для «Локомотива» условиях удалось далеко не всех. - Не всех. Но даже по тем игрокам, которых мы отдали в аренду – это Хамину Драман и Драман Траоре в «Кубани», Стас Иванов в «Крыльях Советов» - у нас сейчас, думаю, будут предложения. «Спартак» из Нальчика заинтересован в услугах Романа Концедалова и ведет с нами переговоры о выкупе его трансфера.
- Приведу достаточно распространенную ситуацию, с которой столкнулся и «Локомотив»: приходит новый тренер, просит купить ему игроков, которые потом оказываются не помощниками. Как избежать таких ситуаций и повысить ответственность наставников за своих протеже? - Есть только один путь: коллегиальное решение по покупке того или иного игрока. Нельзя доверяться мнению только одного человека, который, в конце концов, может ошибаться. Летняя покупка Вагнера – образец того, как должна строиться селекционная работа в клубе. Во-первых, мы вели его больше двух лет, попутно рассматривая и другие кандидатуры. Во-вторых, решение о его покупке принималось совместно главным тренером, селекционной службой и мной. Лишь придя к общему мнению, мы вынесли этот вопрос на совет директоров, который принимал решение о выделении средств. Даже в прошлом году у нас бывало так: главный тренер говорит «мне этот игрок нужен», да «без него я никак». И мы, чтобы не создавать конфликтную ситуацию, этот вопрос решали. Это в корне неверный путь. Кроме того, у тренера контракт закончится, а игрок останется. При коллегиальном решении такого случиться не может.
- В народе говорят «у семи нянек дитя без глазу». - Вопрос не в том, чтобы назначить ответственного, а в случае неудачи – «козла отпущения». Какой в этом смысл? На мой взгляд, важнее максимально снизить вероятность ошибки. А для этого нужно выслушать все стороны – тренера, селекционеров, врачей. Вы спрашиваете, что дал мне второй год на посту президента «Локомотива»? Вот вам и еще один ответ: сейчас я вижу, что в последние пару лет мы допустили много ошибок в селекции. Не столько в том, что брали не тех игроков, а что набирали футболистов массово. Ведь если покупать 8-10 человек за сезон, становится ясно: на топ-игроков никаких денег не хватит, а значит идет погоня за игроками средней руки. От этого усредняется общий уровень команды. Собственно, на это Юрий Семин и указал первым делом после возвращения в клуб. Наш путь – точечная селекция. Ведь игру по большому счету делает костяк из нескольких игроков. Остальные, как говорится, «таскают рояль». Если этот костяк разрушить, то команду нужно создавать заново. На мой взгляд, сейчас мы такую группу игроков только собираем. Так что как минимум два сильных, креативных игрока нам в следующем году обязательно понадобится.
- У тренера по физподготовке Винченцо Пинколини контракт заканчивается в конце года. Можно ли сейчас сказать определенно, что он будет продлен или, напротив, с итальянцем придется расстаться? - С 99-процентной вероятностью могу сказать, что наше сотрудничество продолжится. Нам очень нравится работа Пинколини, который уделяет очень много внимания работе с молодыми ребятами. Здорово прибавляют Камболов, Минченков, Полоз, Чочиев. Все это во многом заслуга итальянского тренера.
ФУТБОЛ КРИЗИС ЕЩЕ НЕ МИНОВАЛ
- Как можете оценить этот год с точки зрения хозяйственной деятельности клуба? - Не хочется сглазить, но, несмотря на мировой финансовый кризис, ОАО «Российские железные дороги» помогают нам развивать инфраструктуру. К следующему сезону обязательно закончим реконструкцию Малой арены с двухярусными трибунами и рестораном для болельщиков. Начали создавать музей клуба. В следующем году планируем поднять и реконструировать базу в Хосте. РЖД передает ее нам в доверительное управление, так что в дальнейшем будем использовать ее для нужд школы.
- Как продвигаются дела с договором о доверительном управлениями землей в Черкизово, которую планировалось использовать под строительство коммерческих объектов? - Практически все уже передали. Сейчас ищем инвесторов. Три-четыре предложения уже в работе. Нам хотелось бы иметь не 50-60 договоров с различными структурами, а два-три надежных партнера.
- Под какие проекты отыскать инвесторов легче и труднее всего? - Легче всего под проекты вроде отеля, ресторана, торгового центра. Труднее – под спортивные объекты: бассейн, корты. К началу следующего сезона ресторан уже будет работать.
- Как оцениваете сезон для «Локомотива-2», который завершил первенство на 5-м месте? - Несмотря на неудачную концовку, оцениваю положительно. А главный минус в том, что очень мало нашей собственной молодежи играет в «Локо-2». Мы пока не сумели объяснить ребятам из нашей школы, что выступающие за фарм-клуб футболисты находятся под постоянным вниманием тренеров первой команды и имеют шансы в нее попасть. Нужно объяснить ребятам, что выступление за «Локомотив-2» - не ссылка во вторую лигу, а возможность получить опыт мужского футбола.
- Как это сделать? - Живым интересом. К примеру, полузащитник Андрей Кузнецов провел сезона в «Локо-2» хорошо, здорово прибавил. Сейчас решаем вопрос о том, чтобы взять его на сборы с первой командой. Разве это не стимул для остальных футболистов?
СТРАТЕГИЯ ВЕРНАЯ, НО ПОКА РАБОТАЕТ НЕ ИДЕАЛЬНО
- В этом сезоне «Локомотив» вновь изменил стратегию работы с болельщиками, фактически отдав ее на откуп самим болельщикам. Насколько этот шаг себя оправдал? - Отвечу так: не сомневаясь в правильности этой стратегии, но не удовлетворен тем, как она на сегодняшний день работает. Мы организовали Клуб болельщиков, но в него, к сожалению, не вошли представители всех движений. Например, туда не вошел Reactive. Практически не вошел United South. Эти их право. Мы в любом случае будем поддерживать всех наших болельщиков. Но они не должны быть антагонистичны, а должны дополнять друг друга.
- Вы считаете это возможным? - Почему нет? Если нельзя объединить болельщиков в одну организацию, то можно объединить их одной общей идеей или идеями.
- Кто должен их генерировать? - Все вместе: от дирекции по работе с болельщиками, до руководства клуба и тренерского штаба команды.
- Одна из задач Клуба болельщиков – если не предотвращать, то хотя бы разрешать конфликтные ситуации вроде той, что возникла не так давно в Лужниках во время матча со «Спартаком». - Обязательно. По итогам того случая мы провели специальное совещание с участием представителей всех болельщицких течений и правоохранительных органов. Они разработали методику и приняли комплекс мер, которые помогут избежать таких инцидентов в дальнейшем. Кроме того, любое объединение болельщиков должно быть саморегулируемым. Мы же, как сторона, отвечающая за безопасность участников соревнований, должны принимать свои меры. Одна из них – запуск к началу следующего сезона новой системы видеонаблюдения, которая позволит в случае надобности отследить и проконтролировать абсолютно любого болельщика на стадионе.
- В интервью газете «Советский спорт» вы сказали, что «Локомотив» будет использовать стюардов вместо работников милиции. Какие проблемы требуется решить для претворения в жизнь этой инициативы? - Главная проблема – финансовая. Стюардам надо платить, а милиция и так получает зарплату за обеспечение общественного порядка. По нашим прикидкам, работа стюардов на одном матче обойдется клубу примерно в 300-400 тысяч рублей. Однако с их появлением мы рассчитываем на увеличение аудитории и на большие сборы от продажи билетов и абонементов. На первых порах предполагаем так: милиция работает за территорией арены и появляется в чаше стадиона только по мере необходимости. В дальнейшем планируем уменьшить ее количество на территории стадиона. Какие-то группы реагирования должны быть, но не на виду. Само присутствие людей в форме порой провоцирует агрессию.
- Как смотрит на ваши планы милиция? - Положительно. Ведь это избавит их от многих проблем и освободит личный состав для других нужд.
РАХИМОВ НЕ УДИВИЛ
- «Локомотиву» предстоит игра с пермским «Амкаром», который не так давно возглавил Рашид Рахимов. Руку экс-наставнику вашей команды подадите? - Конечно. Почему нет?
- Многое сказано после расставания. - Это нормальная реакция человека, который отстранен от работы, вполне объяснимая досада. Но это временное, все проходит. Если бы меня уволили с работы, я, возможно, тоже какое-то время говорил на каждом углу: «Я такой хороший, а меня уволили». Никакого предвзятого отношения к Рахимову у меня нет. Желаю ему удачи. Дай бог, чтобы в дальнейшем все у этого специалиста получилось.
- Для вас не стали сюрпризом его негативные комментарии в прессе? - Нет, я ожидал чего-то подобного. Рашид Маматкулович – человек очень амбициозный. Поэтому любые критические замечания в свой адрес воспринимает очень эмоционально.
- Возвращаясь к вопросу о вашем сравнительно небольшом опыте работы в футболе: появились ли за эти два года люди, которым вы точно руки не подали бы? - Знаете, я придерживаюсь такого жизненного принципа: не бывает плохих людей. Как не бывает и очень хороших. В каждом человеке очень хорошо уживаются как положительные, так и негативные качества. Каждый человек имеет право на свое мнение и поступки, которые нужно в любом случае уважать. И тогда мысли о том, чтобы подать или не подать руки, не возникает. Во всяком случае, у меня такого не было никогда.
Да, толково поговорили. И есть любопытная инфа о покупке двух креативщиков. Только вот уже просто невыносимо читать срач двух не переваривающих друг дружку людей. "...с Семиным работать проще чем с молодыми", "я ожидал, что РР будет гавнить меня на каждом углу"... ну что за плевки и поджопники портфелями пятиклассников.