Наше общение с президентом РФС началось на тренировке российской сборной, продолжилось на футбольной программе канала НТВ и закончилось разговором один на один. И неизменно собеседник подчеркивал, что настроен перед двумя предстоящими матчами национальной команды весьма оптимистично.
- Все средства массовой информации сообщили о вашем сне, в котором сборная России победила англичан. - Надеюсь, сон этот окажется вещим.
- Означает ли это, что вы уже сейчас думаете в основном о британцах, не относя однажды уже поверженную Македонию к серьезным соперникам? - Нет, конечно. Македония очень опасный противник, и я не считаю, что мы - безусловные фавориты субботней игры.
- Зато главный тренер македонской команды Сречко Катанец считает, похоже, именно так. Во всяком случае, он во всеуслышание об этом заявил. - Тренер всегда говорит то, что нужно для психологического настроя команды. Поэтому преувеличивать значение слов Катанеца никак не стоит. Если это произойдет, начнутся проблемы, подобные тем, что мы в свое время испытывали в матчах с Албанией или Словакией.
- Судя по вашему сну, вы надеетесь, что до таких проблем не дойдет? - Да, мне кажется, сегодняшнее состояние российской сборной внушает оптимизм. Если она сыграет как команда, проблем возникнуть не должно.
- Вы действительно верите в успех или бодритесь? - Я верю в успех, но и немного бодрюсь тоже.
МОЛОДЫМ НАДО ЗАМАТЕРЕТЬ - Прошло чуть больше года, как сборной России руководит Гус Хиддинк. И российское футбольное сообщество разделилось - кто-то принимает любой шаг голландца на ура, кто-то не принимает его вовсе. Как вы относитесь к такой ситуации? - Для футбола такая ситуация вполне нормальна. Эмоции в нашей игре таковы, что зачастую порождают полярные оценки. Да и критика бывает полезна. Другое дело, что она должна быть конструктивной, а не только из-за того, что у тренера та или иная национальная принадлежность. Некоторые наши специалисты считают, что Хиддинк занимает чье-то место, не понимая: на сегодня нет отечественного тренера, способного возглавить сборную. Да, есть Валерий Газзаев и Юрий Семин, по опыту и квалификации этого вполне заслуживающие, но они уже стояли у руля национальной команды, и повторение пройденного стало бы шагом назад. А молодым и очень перспективным Станиславу Черчесову, Андрею Кобелеву, Леониду Слуцкому, Рашиду Рахимову необходимо еще заматереть, набраться опыта, что-то выиграть, дабы заявить о себе как о претенденте на пост главного тренера первой команды страны.
- Появление когорты перечисленных вами молодых тренеров в то самое время, когда со сборной работает авторитетный иностранный специалист, простое совпадение или между этими событиями есть прямая связь? - Связь, безусловно, есть. В России уходит на покой целое поколение тренеров, совмещавших основную деятельность с административной работой, с решением многочисленных вопросов за пределами футбольного поля. На смену идет молодежь, сосредоточенная именно на тренерском деле. И ей нужно у кого-то учиться. Вот мы и пригласили очень опытного специалиста, знающего, как побеждать на самых крупных турнирах. По-моему, это было единственно верным шагом. Тем более что Хиддинку ничего уже никому не надо доказывать.
СЛАВА БОГУ, БЕЗ СКАНДАЛОВ - И в связи с этим, очевидно, необходимо оценивать работу Хиддинка не на эмоциях, а скрупулезно - изучив все, что он привнес в наш футбол. - Такая оценка будет сделана, да уже и делается. Пока же могу отметить вот что: у нас до сих пор не было ни одного отборочного цикла, который прошел бы гладко, без скандалов. То игроки были недовольны премиальными, то им предоставляли не ту форму, а то и вообще тренер бросал команду при разгромном счете и уходил, хлопнув калиткой на весь мир. Сейчас идет первый цикл, когда с самого начала все, постучу по дереву, в порядке и никаких скандалов нет. Мы, наконец, успокоили сборную, создали в ней нормальную рабочую обстановку.
Заслуга в этом не только Хиддинка - атмосфера наладилась еще при Семине. Но голландец развил достигнутое. Все футболисты хотят ехать в национальную команду, им никто не читает нравоучений, их рассматривают как равных, к каждому относятся, как к личности. Кроме того, изменилась сама игра: Хиддинк прививает команде тот стиль, при котором мы только и можем бороться с ведущими сборными мира, - агрессивный, атакующий, скоростной. Однако окончательную оценку работе тренера так или иначе даст результат. Надеюсь, положительный.
- Что накануне матчей с Македонией и Англией беспокоит вас больше всего? - Каких-то конкретных тревог нет. Беспокоит только сила соперников, особенно, конечно, англичан. Но с ними нужно и можно бороться - все для этого сделано. В сборной собраны сильнейшие наши игроки, может быть, за одним-двумя исключениями, но если кто-то выступать за национальную команду уже не хочет, то его и не заставишь. Все условия для работы созданы. Остается только дождаться решающих матчей и посмотреть, чего мы сегодня стоим.
Сборная Англии станет лакмусовой бумагой для проверки нашего класса, ибо, несмотря на многочисленные травмы футболистов, остается командой мирового класса, а уровень английской премьер-лиги значительно выше, чем российской. Но даже если что-то не получится, не надо посыпать голову пеплом - нужно работать дальше, чтобы свой уровень повысить. На основе частого общения с нашими юношескими и молодежной сборными могу заверить: будущее у российского футбола радужное.
ЗА ЧАШЕЧКОЙ КАПУЧИНО - Известно, что вы уже имели разговор с Хиддинком на предмет продления контракта. Если новый договор будет заключен, в него внесут изменения с учетом двухлетнего опыта совместной работы? - Если брать принципиальные моменты, я бы не менял ничего. А если вы имеете в виду то, что нужно прописать, какое время Гус должен находиться в России, как часто он должен ездить на просмотры игроков и так далее, то я не считаю это важным и даже вообще нужным. Отношение к делу - вот самое главное во взаимоотношениях, а его ни в каком контракте не пропишешь.
Деятельность главного тренера первой сборной выходит за рамки работы в команде - он должен быть главным методистом, определяющим направление движения для всех национальных команд, для отечественного футбола в целом. И Хиддинк на наших глазах идет к этому, меняет отношение к российскому футболу. Некие разочарование и настороженность, заметные во время первых приездов в Россию, сменились неподдельным интересом. Ему нравится работать с нашими игроками, он видит, что мы движемся в правильном направлении, что у нас хорошие перспективы. И если мы подпишем контракт с Хиддинком до 2010 года, это даст время для продолжения спокойной работы, получения результатов от реформ в системе подготовки российских игроков и тренеров.
- Если вы готовы продлить контракт с Хиддинком и он сам этого хочет, о чем заявлял в прессе, значит, стоит ожидать оформления отношений в ближайшее время? - Мы уже договорились: в ходе этого сбора национальной команды, скорее всего, в Лондоне все подробно обговорим за чашечкой капучино.
- Содержание этого разговора будет зависеть от того, как сыграет сборная в двух ближайших матчах? - Я уже говорил: результат при любых обстоятельствах был и остается мерилом работы тренера. Но в данном случае меня интересует не счет на табло "Уэмбли", а игра нашей команды. Если она будет, условно говоря, безвольной, изобилующей тактическими ошибками, то это, безусловно, найдет отражение и в разговоре с тренером. Но, надеюсь, в матчах с Англией и Македонией ничего такого не произойдет.
Борис ЛЕВИН