Два года назад "Локомотив" заплатил за него "Спартаку" четыре миллиона долларов. Но переход, казалось, счастья не принес. В прошлом сезоне Александр Самедов чаще играл за дубль, куда его отправил Славолюб Муслин. Там же встретил и этот чемпионат - уже при Анатолии Бышовце.
Все изменилось 2 мая, когда в полуфинале Кубка сошлись бывший и нынешний клуб Самедова. Главный тренер вспомнил о нем и дал шанс, в который 22-летний хавбек вцепился зубами. И с той поры место на правом фланге полузащиты "Локо" не отдал никому.
- О чем думали, когда первые семь туров вас выпускали на поле исключительно в матчах дубля? - "Саша, работай, - говорил мне Бышовец. - Шанс проявить себя обязательно будет". Вот я и думал, когда же это наконец произойдет. Чемпионат набирал обороты, ситуация не менялась. Честно говоря, начал уже волноваться. Потом была игра за дубль против "Москвы". В первом тайме я забил два гола, после чего мне велели ехать в Баковку тренироваться с основным составом. Через пару дней - первый полуфинал со "Спартаком". На базу приехал Липатов. Вызвал меня на разговор.
- Липатов приезжал специально для беседы с вами? - Нет, конечно. У него других дел хватало. Но ко мне Сергей Владимирович всегда по-доброму относился. Иногда футболист, осевший в запасе, слышит от руководства: мол, не играешь - будем тебя продавать. Здесь такого и близко не было.
Липатов старался подбодрить. Запомнились зимой его слова в интервью: "Не забывайте, что есть такой игрок Самедов, он себя еще проявит..." В общем, сели тогда втроем - Липатов, Бышовец и я. "Готовься, - сказали. - Выйдешь либо со "Спартаком", либо в следующем туре с "Сатурном". А на установке в день полуфинала узнал, что я - в составе.
- Волновались? - Волновался... Да меня вообще трясло! Даже перед дебютом в "Спартаке" в 18 лет не был в подобном состоянии. Я четко отдавал себе отчет: сейчас или никогда. Может, этот настрой и помог проявить себя. Мы победили 3:0, сыграл удачно. Правда, так набегался, что к 70-й минуте ноги свело от усталости.
- Бышовец потом на пресс-конференции обронил загадочную фразу: "Психологическую готовность Самедов обрел благодаря Василию Кулькову, который перед матчем побеседовал с игроком "по-спартаковски". Это, интересно, как? - Просто образное выражение. Ничего особенного Кульков мне не говорил. Хотя мы действительно часто общаемся. Расспрашиваю его про "Спартак", про уникальные шесть побед в групповом турнире Лиги чемпионов в 95-м. Любопытно же узнать, как они всех обыгрывали, какая обстановка была внутри команды.
- Не знаю игроков "Локомотива", которые бы плохо отзывались о Муслине. Но у вас-то, надо думать, иное мнение? - Нет. Муслин - сильный тренер. Да и человек неплохой. Упрекать его не в чем. Я сам во всем виноват. Он ведь мне поначалу доверял. И в Кубке УЕФА с "Севильей" играл, и в первых турах. Однако старт "Локомотив" завалил. Муслин решил поменять тактику, состав. Я оказался на скамейке. И тут взыграл мой характер. Неправильно себя повел. Перестал выкладываться на тренировках. Мне-то казалось, что если меня купили за такие деньги, то и дальше карьера пойдет как по маслу. Что я уже все умею, все могу. Поэтому страшно злился и обижался, когда отправляли играть за дубль.
- И откровенно там валяли дурака? - Врать не буду, бывало. Выходил на поле и стоял, всем видом показывая мое отношение к происходящему. Некрасиво, конечно.
- А как тренеры реагировали? Штрафовали? - Меняли. Впрочем, не могу сказать, что меня это огорчало. А до штрафов все же не дошло. В какой-то момент я говорил себе: "Не ставите? Ну и ладно! Зато зарплата у меня хорошая". Но утешала эта мысль до поры до времени. Потом, наоборот, стала тяготить. Начинаешь понимать, куда скатился, и сам себе становишься противен.
- С Муслином, говорят, не поладили еще и из-за того, что он планировал использовать вас на другой позиции? - Это лишь одна из причин. Он и впрямь собирался попробовать меня в роли второго нападающего. На что я очень резко ответил: "Не хочу там играть! Я крайний полузащитник, это мое любимое место". Знаю, что сморозил глупость. Ну решили перевести в атаку, что с того? Не в ворота же, в конце концов, ставят.
- Что удержало от желания сменить клуб? - Не видел смысла бегать из команды в команду. Да и кто бы отдал за меня прошлым летом четыре миллиона долларов? А за меньшую сумму, что вполне логично, "Локомотив" едва ли согласился бы со мной расстаться.
- Как по-вашему, сколько сегодня стоит футболист Самедов? - После черной полосы - уж точно не четыре миллиона. Я, кстати, долго не мог поверить, что за меня, 20-летнего пацана, заплатили такие деньги. Это же целое состояние!
- Об уходе из "Спартака" не жалеете? - Нет. Нет. И еще раз нет. Несмотря на все сложности, с которыми столкнулся в "Локомотиве". Несмотря на то, что Федотов в "Спартаке" дает дорогу молодежи. Уверен, два года назад я принял правильное решение. При этом рад за Торбинского, Ребко, Шишкина, которым хватило терпения дождаться своего часа.
- Друзья там остались? - А то! Те же Ребко и Торбинский, с которым в этом году после одного из наших матчей поменялся футболками. Дружу и с Погребняком, хоть мы оба давно не спартаковцы. У нас, к слову, общий агент. Погребняк - фанат английского футбола и персонально клуба "Манчестер Юнайтед". А я предпочитаю "кальчо", с детства болею за "Милан". В недавнем полуфинале Лиги чемпионов без пари с Погребняком, разумеется, не обошлось. Как и позже, в финале, где он ставил на "Ливерпуль", ну а я опять на свой "Милан". Так что с Пашки теперь причитается дважды!
- Погребняк с Торбинским уже и в сборной играют. А вы о ней задумываетесь? - Волей-неволей. Хиддинк ведь охотно приглашает молодых ребят. Но сейчас для меня самое главное - закрепиться в основе "Локомотива". Буду продолжать в том же духе - наверняка и в сборную позовут.
- В чем вы прибавили за последний год? - Раньше как рассуждал? Сегодня не пошла игра, ерунда, пойдет завтра. Теперь же на каждый матч выхожу как на последний. Никаких послаблений и самоуспокоенности. От этого меня, слава богу, излечили. Отношение к работе стало совершенно другим. И вот результат.
- Победу в Кубке России как отметили? - Без помпы. После игры все жутко устали! Жара, дополнительное время плюс лужниковская синтетика... Руководство собрало команду в ресторане буквально на полчаса. Все быстро разъехались по домам. Я приехал и рухнул на кровать. Больше сил ни на что не осталось.
- После финала игрокам предоставили три выходных. Где их провели? - Хотел вместе с Гуренко в Италию слетать, да новый загранпаспорт вовремя получить не успел. Пришлось вместо Италии ехать в Подмосковье.
- Что в вашей жизни есть помимо футбола? - Собак люблю. Завели с моей девушкой Юлей йоркширского терьера. Я бы еще несколько собак приобрел, больших, вроде лабрадора. Но это уже в будущем. Когда построю загородный дом.
- В Баковке - как Овчинников и Лоськов? - Может, и в Баковке. Если тоже отыграю в "Локомотиве" столько лет.
- А вам бы этого хотелось? - Очень!