Спецкор «Советского спорта» добился интервью с самым флегматичным игроком «Локомотива» и, возможно, всей премьер-лиги. За три неполных года в «Локо» Марко Баша редко изменял себе: он замкнут, взор его кажется равнодушным, а вид сонным – этакий черногорский Обломов. Тем интереснее было разговорить данного персонажа.
Андрей БОДРОВ
из Хереса-де-ла-Фронтера«ФУТБОЛ НЕ ВЫЗЫВАЕТ БУРНЫХ ЭМОЦИЙ»
Когда я попросил Марко об интервью (минут на тридцать, не более), он протяжно выдохнул и предложил перенести беседу на потом.
Когда наступило «потом»,
Баша зевнул: теперь устал, ничего не хочу.
Выручил
Ренат Янбаев, ставший свидетелем этой сценки. Ренат принялся теребить Башу за рукав:
«Ты чё?! Очнись! Дай интервью!». Помогло-таки.
В моей памяти всплыли хроники бывшего тренера по физподготовке «Локо»
Винченцо Пинколини (ныне занимающий аналогичную должность в штабе киевского «Динамо»). Около года назад итальянец рассказывал мне о «рабочих моментах», которые возникают на тренировках. Так вот однажды Баша выразил недовольство беговыми упражнениями, чуть ли саботировал занятие. «Физиономия кислая, будь его воля, он прилег бы на диван вместо кросса», - жаловался Пиколини.
- Да, это правда: как-то раз я сказал Пинколини, что пора заканчивать с беготней. Я достаточно высокий, крупный, мне тяжело подолгу бегать, - подтверждает Баша, расплываясь в улыбке.
- И как отреагировал итальянец?- Он не стал меня переубеждать, промолчал. Пинколини дал свисток и первым стартовал в кроссе. Не оставаться же мне на месте, если тренер побежал. Пришлось преследовать. (Пинколини, к сведению читателя, на 28 лет старше нашего героя! – Прим.ред.).
- Говорят, по итогам психологического теста, устроенного Красножаном, вы оказались единственным флегматиком в «Локо».
- Теста как такового не было. Нам выдали опросник: какие блюда предпочитаете, в котором часу просыпаетесь, к какому психологическому типу себя относите, и так далее. Флегматик я, флегматик. Так и написал.
- В чем выражается ваша флегматичность?- Я умиротворенный, тихий. Некоторые думают, что я соня, или голова болит. Ошибаются. Сплю я не дольше обычного, и с головой все в порядке. Суету не переношу – это да. Предпочитаю неспешную походку, хотя умею быстро бегать. Что еще? Футбол вызывает некоторые эмоции, но я не выражаю их столь бурно, как остальные. Не надо думать, что мне все равно.
«ЗАБЫВЧИВОСТЬ – МОЙ ПОРОК»
- Как же вы уживаетесь с новобранцем Сениядом Ибричичем? Он же неугомонный.- Да, веселый оказался парень. Шутник. От Ибричича устать не успел, потому что живу в номере с Иличем. Бранко лишь однажды побеспокоил меня на сборах, когда в единственный выходной заставил играть в настольный теннис. Лучше бы я отдохнул в номере.
- Интересно, как выглядит ваш круг общения в Москве.- Или дома сижу, или отдыхаю в одном балканском ресторане с друзьями. Жалко, Красич уехал, любили время проводить вместе. Зато Рахимич и друзья по «Локомотиву» остались. А еще Миодраг Божович, с ним сложились очень хорошие отношения. Особенно мне импонирует юмор Миодрага – настолько изящный.
- Говорят, после встреч с соотечественниками в ресторане вы часто забываете ценные вещи.- Благодарен всем тем, кто, найдя мой бумажник, ключи, телефон, документы, возвращал все это в целости и сохранности. Увы, дважды я безвозвратно терял паспорт, сам не знаю где. Вот была морока для клуба – приходилось оформлять все заново. Но вообще-то я везучий. Когда в очередной раз оставляю ключи от квартиры на столе, за мной на улицу выбегает официант: «Стойте! Вы кое-что забыли!». Хорошо что мир не без добрых людей.
«К СМЕНЕ ТРЕНЕРА ОТНЕССЯ СПОКОЙНО»
- Полагаю, когда в «Локомотиве» менялись тренеры и президенты, вас это не тронуло.- В команде сменился тренер? Как я должен реагировать, если в моей карьере это происходит раз в двенадцатый? Некоторых своих наставников я даже по имени не помню. Поэтому к уходу Семина и приходу Красножана отнесся спокойно. Жаль, конечно, когда люди вынуждены расходиться или не могут найти общий язык. Совет молодым игрокам: меньше сантиментов, больше профессионализма. Быстрее адаптируйтесь к новому тренеру и стремитесь попасть в состав.
Во всем нужно находить что-то хорошее. Меня радует, что мы больше не бегаем как спринтеры. Методы Красножана очень напоминают мне работу во французском «Ле Мане», где не считается верным сосредотачиваться исключительно на легкой атлетике.
- В минувшем сезоне «Локомотив» стал самой грубой командой премьер-лиги. И вы лично повлияли на статистику – схлопотали удаление в гостевом матче с «Анжи».- Почти все карточки – из-за нервов. Команда явно была не в своей тарелке. Игра не получалась, результаты неважные. Что касается моего удаления, то это просто судейский конфуз. Я даже не фолил; вдруг смотрю - карточки перед носом мелькают. А шел первый тайм. Угрызения совести? Не чувствовал. И Семин в раздевалке укоряющих слов не говорил. Палыч сосредоточил внимание на судье - он плохой, а не Баша. В тот день я имел основания гордиться своими одноклубниками – обыграли «Анжи» в меньшинстве.
Не хочу критиковать арбитров. Один раз ошибся, зато в другой правильно определил. Уже хороший показатель.
- Вы нередко пропускаете игры. Не выдерживаете конкуренцию?- Мелкие травмы. По соображениям конкуренции пропустил всего одну игру. Вообще-то конкуренция в «Локо» сумасшедшая. Взять Илича. Известный игрок на Балканах: выступает за сборную Словении, успешно играл в Испании. Когда «Москва» развалилась, Илича позвали в «Локо». И он прочно осел на лавке. Или вот история. После ЧМ в Москву возвращаются Одемвингие, Дюрица и Илич. Их встречают и препровождают в Черкизово: тренируйтесь самостоятельно. И пока вся команда находилась в Баковке, три игрока национальных сборных почему-то занимались отдельно – мол, в составе места нет. Этого я понять не мог.
- Не многие поняли, почему вас Семин решил выпускать вас с Родолфо в атаке.- Семин сказал: «У меня нет нападающих. Надо что-то придумывать». Палыч узнал, что в детстве я играл впереди. В концовках двух или трех матчей он давал мне задание сменить позицию. Удивляться времени не было – бежал в атаку. Даже мог забить - кажется, «Тереку».
- Говорят, вы довольно спокойно пережили поражение в Кубке России от команды второго дивизиона «Горняк».
- Потому что не увидел в этом ничего сверхъестественного. Когда играл во Франции, победы клубов низших дивизионов воспринимались как само собой разумеющееся. В каждом розыгрыше Кубка Франции заявляют о себе несколько выскочек, в том числе из пятого дивизиона.
А вот когда по-настоящему было стыдно, так это после «Лозанны». Шок, шок! Мы так тяжело шли к еврокубкам, чтобы в одном матче оборвались все мечты.
- Ваши интересы представляет один из известных агентов в Европе - Деян Яксимович. Не он ли подыскал для вас в декабре несколько вариантов продолжения карьеры?- К чему теперь говорить об этом, раз «Локомотив» отказался от продажи? Пришли предложения из Франции, где меня хорошо знают, а также из Германии и Италии. Должен признаться, что уйти из «Локомотива» не так просто. Но не сложилось. Остаюсь – вот и прекрасно. Я сосредоточен на «Локо». Контракт еще на полтора года.
«МЫ БЛИЗКИ К ЕВРО»
- Сборная Черногории уверенно лидирует в группе G с 10 очками, оставив позади Англию. Кажется, уже сейчас можно предположить, что черногорцы окажутся в Украине-Польше.- Конечно, мы хотим на Евро. В нашей группе англичане, швейцарцы, болгары, валлийцы – с виду непросто! Но оказалось - не такие страшные наши соперники. Побеждали мы уверенно, выстояли в Лондоне (0:0 – Прим. ред.). Десяти очков нам теперь мало. Как в России говорят: аппетит приходит во время еды. Знаете, как люди в Черногории радуются! Пока что первое место в группе и для болельщиков, и для нас самих – настоящая сенсация.
- Теперь, наверное, не жалеете, что предпочли отказать когда-то сербам?- Это непростая история, учитывая, что наполовину я серб. Долгое время была неопределенность – приходилось отказывать и Сербии, и Черногории. Но теперь рядом со мной такие супербойцы, как Джудович и Йованович из «Спартака-Нальчика». Как-то мы мечтали с ними о Евро и сошлись во мнении, что неплохо было бы получить в соперники по группе Россию.