Авторская колонка известного комментатора — о будущем главного тренера «Локомотива».
Ветераны тренерской школы всегда относились внимательно к слову — в первую очередь, к собственному печатаному. Искусство правильно расставить акценты всегда ценилось в этом кругу высоко. Анатолий Бышовец, например, в своей биографии «Не упасть за финишем» пишет о сборной СНГ на Евро-1992 так: «Мы заняли четвертое место и вернулись домой с высоко поднятой головой». Не уточняя, что четвертое место сборная заняла в группе из четырех же команд.
Юрий Семин в своем получившимся резонансном интервью «СЭ» тоже говорит о задачах, стоящих перед командой в этом сезоне в общем ключе: финишировать в первой пятерке. Председателю совету директоров «Локомотива» Анатолию Мещерякову даже пришлось вмешаться и напомнить: кроме места в топ-5 РПЛ Семин должен был еще выйти в еврокубковую весну. Та же цель ставилась и год назад.
В этом расхождении акцентов скрывается больше, чем простая недосказанность. Контракт Семина закончится в июне. Прошлую осень «Локомотив» завалил, выдав только одну победу на дистанции в 10 официальных матчей. Воспитанники клуба перестали попадать в состав. Посещаемость упала. И какими бы ни были великолепные результаты в далеком и недавнем прошлом, зимует «Локомотив» под общественным давлением, возникшим в виде вопроса: должен ли клуб красиво провожать свою главную легенду на почетную пенсию или нужно продолжать верить в нее.
Глагол «верить» — единственно уместный в ситуации когда математика с одной стороны сталкивается с эмоцией и мистикой с другой. За Семина — опыт, титулы, фан-сектора. За совет директоров (пока обойдемся без слова «против») — как понимаю, ряд претензий, на которые сам Юрий Палыч намекает в вышеупомянутом интервью.
Устаревшие методы. Отсутствие в составе молодых воспитанников (кроме урожайной поросли одногодков Миранчуки-Баринов-Жемалетдинов).Отъезд перед решающим отрезком сезона в «Сельту» Смолова, наконец.
И стремление тренера максимально отделить себя и команду от клуба. В том числе — с нарушением корпоративной этики. Члены совета директоров «Локо» выражали недовольство автобиографией Семина, вышедшей несколько лет назад, с очень жесткой критикой бывшего гендиректора клуба Ильи Геркуса и спортивного директора Эрика Штоффельсхауса. Недовольство возникло и сейчас — потому что сор был вынесен из избы. Без какого-либо желания избы на это.
Главная претензия тренера к клубу, как можно понять — короткая скамейка и нежелание покупать игроков. Здесь самое важное расхождение сторон. «Локомотив» не бедствует, но старается экономить — из-за накопившихся со временем финансовых проблем и жесткого контроля УЕФА по линии финансового fair play. Рисковать в этой связи никто не хочет, особенно если вспомнить, что все стоящие игроки, появившиеся в «Локомотиве» в последние годы, приведены Штоффельсхаусом. Которого в клубе уже нет. А вписать в игру Смолова тренер так и не смог. Да и согласование кандидатур между трансферном комитетом и Семиным всегда было очень сложным делом.
Тезис о короткой скамейке и в силу этого — об усталости, интересен, если посмотреть данные УЕФА за 20 лет по клубам-участникам ЛЧ. Там обнаружится немало любопытного.
1. «Локомотив» в самом конце таблицы по количеству матчей, сыгранных за сезон. Меньше его игр провели только три клуба.
2. «Локо» — лидер по числу мышечных травм (следствие тренировочного процесса) и повреждений, полученных во время тренировок.
Так, у Смолова было четыре мышечные травмы. Такое произошло с Федором впервые в карьере — за все время в «Краснодаре» подобное случалось один раз. Из-за этого он не раскрылся в Лиге чемпионов. Возможно, его стремительный отъезд был вызван и этим тоже. Если в «Сельте» не пойдет, можно вернуться назад — когда напряжение спадет. Или к новому тренеру. Не исключено, что снова — в Лигу чемпионов.
У тренера в свою очередь появляется новый довод в споре с клубом: он потерял весной одного из форвардов. Клубу в этой ситуации настаивать, чтобы игрок остался и сохранялась напряженная среда, нет никакого резона. Особенно, если вспомнить, что выходить с первых минут Федор начал только после травмы Фарфана.
При этом совершенно ошибочно представлять Семина ретроградом. У Юрия Палыча в карьере было несколько этапов удивительных трансформаций, и если какое-то время назад игроки могли пожаловаться на большое число продолжительных тренировок, сегодня занятия с высокой интенсивностью — уже норма.
Но эпидемия мышечных травм все равно выглядит удивительно, особенно в сравнении с молодежной командой, где всего одна за такой же отрезок. Или в сопоставлении со «Спартаком» — две.
Еще один, и не менее ключевой — вопрос о своих воспитанниках. В недавнем матче со «Спартаком» в Катаре Доменико Тедеско вовсю использовал молодежь. У «Локомотива» на поле вышел только Магкеев. Клубная вертикаль, где кроме дубля есть еще и «Казанка» в «Локо» сейчас не работает. Самый яркий пример — Тугарев, игравший за сборные России всех возрастов, а сейчас осевший в запасе. И при этом — в аренду никого из тех, кто считается футболистом на подходе к основному составу, клуб не отдает.
Очевидно, что решения по Семину в клубе сейчас нет. Намекают, что все решит весна, что надо подождать — и это понятно. Любой вердикт, если «Локомотив» продолжит набирать очки, а главное — играть — как осенью, или даже если дела пойдут в гору, но без большого числа оглушительных побед — будет сложным.
Расставание после завершения контракта, если только клуб окончательно не свалится в пике, будет логически оправданным. Но вызовет шум трибун, да и волнения в прессе. Оставить Семина при сохранившихся сомнениях и претензиях тоже будет сложно. Однако в этом случае «Локо» столкнется со знакомыми проблемами и, вероятно, попробует поставить Палыча в классические рамки отношений клуб-тренер, из которых Семин несколько лет назад вышел.
А любое назначение нового тренера связано с риском не угадать. И тогда — с личной ответственностью за это решение.
Не факт, что в Черкизово с ходу получится у кого бы то ни было. Слишком сильную тень на любого своего сменщика будет отбрасывать Юрий Палыч.
Из тех, кто мог бы оказаться на своем месте в «Локомотиве», на ум приходит только Вадим Евсеев. Тоже легенда клуба, тоже лидер. Как тренер уже дающий результат и подходящий «Локо» стилистически и по духу.
Но опять-таки, это слишком преждевременные разговоры. Потому что Семин — боец каких мало. И за свое место будет воевать до конца — со всеми: судьями, соперниками, журналистами, руководством.
Илья Казаков