Итоги сезона. Славолюб Муслин хочет подарить Чижу золото
К богатому комплекту наград чемпионатов Югославии, Болгарии и Украины поработавший там 55-летний сербский специалист Славолюб МУСЛИН нынче добавил еще одну — вместе с минским “Динамо”, которое возглавил 26 сентября, он завоевал серебро белорусского первенства. На следующий сезон тренерские планы еще более грандиозные — отобрать у БАТЭ чемпионский титул и успешно выступить в Лиге Европы.
— “Динамо” финишировало на втором месте, не потерпев в шести матчах под вашим руководством ни одного поражения. Пожалуй, поводов для недовольства быть не должно?— Абсолютно верно. Кроме результата, порадовал и прогресс футболистов, прибавлявших от игры к игре.
— Ваш предшественник порой использовал схему 4-3-3, но команда при этом выглядела менее острой, чем когда играла по измененной вами системе 4-1-4-1. За счет чего удалось добавить агрессивности?— Немножко не хватало ритма, поэтому мы стали тренироваться соответствующим образом, чтобы существенно добавить в скорости.
— Редкий случай: новый тренер не воспользовался услугами лишь одного игрока — Какалова. Что вам не понравилось в болгарине?— Какалов — хороший футболист. Однако физические кондиции у него были не очень. И, на мой взгляд, он хуже остальных адаптировался к требованиям, которые я предъявлял.
— Вероятно, наибольшее разочарование вам принесла встреча с “Гранитом” — единственная, в которой не удалось победить?— Да, тот матч выдался не лучшим. До него я всего три дня работал в “Динамо” — времени не хватило. По созданным моментам мы заслуживали победы. Но футбол есть футбол, и получилось так, что сыграли вничью.
— В шести последних матчах “Динамо” пропустило всего три гола — прекрасный показатель. Значит ли это, что вы полностью удовлетворены действиями вратаря и обороны?— Не совсем так. Я не разделяю команду по линиям, оцениваю игру глобально. Если мы не пропускаем, это вовсе не значит, что заслуга только защитников и вратаря — здорово сыграли все. Если забиваем, то успех делят нападающие и все их партнеры.
— Из двух равноценных динамовских стражей вы отдали предпочтение Горбунову. Почему?— Когда я приехал в команду, в “рамке” стоял Андрей, и тренеры вратарей считали, что именно он должен играть. Однако это не означает, что так будет и дальше. После отпуска все, в том числе и голкиперы, начнут с нуля и должны будут заново доказывать свое право на место в составе.
— Лучшим игроком “Динамо” болельщики назвали Мбанангоя. Вы согласны с их выбором?— Не могу судить о его игре по итогам всего чемпионата. Брюно забивал важные голы, и вполне логично, что болельщики признали его лучшим. Однако, на мой взгляд, были и еще футболисты, которые играли как минимум не хуже и могли претендовать на это звание.
— Вы как-то выразили недовольство тем, что габонец слишком много инициативы берет на себя.— Хочу, чтобы команда играла в коллективный футбол и не зависела от кого-то одного. Потому как, если он травмируется или будет не в форме, у нас просто не пойдет игра. Что касается Брюно — у него есть сильные индивидуальные качества, но в последнее время, как мне показалось, он здорово прибавил именно в коллективном футболе.
— Впишется ли в систему динамовской игры Сергей Гуренко — колоритная фигура и яркая личность?— Гуренко — футболист, видеть которого в своей команде хотели бы все тренеры, и я не исключение. Сергей может служить образцом для молодежи. Он работал с великими тренерами, у него огромный опыт. Кроме того, тренировался у меня, поэтому знает все мои требования и способен нам серьезно помочь.
— Поговаривают, что Гуренко может закончить игровую карьеру в “Динамо” и стать вашим помощником.— Не исключаю такой возможности. Сергей постоянно анализирует то, что делает. В будущем у него есть шанс вырасти в хорошего тренера. И я сделаю все для того, чтобы ему в этом помочь.
— У Лебедева и Ристовского истекли сроки аренды. Они возвратятся в прежние команды?— Я хотел бы видеть их в “Динамо”, поэтому будем вести переговоры с клубами, имеющими на них права.
— В течение трех тренировочных недель вы намеревались просмотреть игроков, возвращенных из аренды, а также прибывших на просмотр. Удалось ли задуманное?— Вполне. Это были не полуканикулы — мы серьезно работали, готовились к следующему сезону. Некоторые из футболистов, вернувшихся из аренды, сумели проявить себя. Например, Рекиш, Бровченко. По крайней мере мне удалось научить их тому, что остальные игроки “Динамо” уже умеют делать. Выйдя из отпуска, все должны быть в равных условиях и знать, что от них требуется.
— Ходят слухи, что в вашей команде может появиться Александр Кульчий...— А на какой позиции он играет?
— Опорного полузащитника.— Нет, еще один опорник нам не нужен.
— А какие позиции хотите усилить?— В идеале — чтобы в каждой линии было по опытному футболисту. Будем подыскивать вратаря, атакующего полузащитника и нападающего.
— Судя по тому, что Михаил Хлус больше не работает вашим ассистентом, вы намерены провести реорганизацию в тренерском штабе?— Изменения будут. Уже поменялся тренер вратарей — с голкиперами занимается Сергей Приходько. В главной команде будет работать Владимир Гольмак, который тренировал дубль. В январе у меня появится еще один помощник из Сербии — Зоран Мелинкович. Он играл во Франции, у нас с ним полностью совпадают взгляды на футбол.
— Как вы относитесь к тому, что некоторые игроки не скрывают желания перебраться за границу? Скажем, Павлючек хотел бы продолжить выступать в России, а Мбанангой — во Франции.— Футболисты, как и все люди, стремятся к лучшему, хотят играть на более высоком уровне. Это объяснимо. Однако, чтобы куда-то уехать, надо это заслужить. Возможно, кое-кто покинет нашу команду. Но немногие. Мы договорились с руководством: игроки, которые мне нужны, останутся.
— Не было ли желания вернуть в “Динамо” Путило?— Антон — очень хороший футболист. Раньше я его не знал. Но видел, как он играл за “молодежку” против Турции и за национальную сборную против Англии. Я разговаривал с ним, однако не почувствовал желания вернуться в “Динамо”. Он попробовал себя в Европе, и ему хочется играть на более высоком уровне.
— Каковы перспективы бразильцев Бруно, Жефферсона и Марсио?— Не думаю, что они смогут выдержать конкуренцию за место в основном составе. Игроки, которые в моем распоряжении, заметно сильнее их. В следующем году бразильцам, скорее всего, придется работать с дублем.
— В “Динамо” просматривались два защитника — француз Орельен Монтеруп и босниец Здравко Шараба. Они вам понравились?— Да. С французом на днях заключим контракт. А вот боснийцу предложу еще раз прибыть к нам в январе.
— Вы поработали в донецком “Металлурге”, московском “Локомотиве”, подмосковных “Химках” — вам есть с чем сравнивать. Чего в организационном плане не хватает минскому “Динамо”?— Мне не на что жаловаться. Есть все условия для тренировок. В ближайшие годы будет построен тренировочный центр. Я собираюсь больше внимания уделять детскому футболу. Сейчас у нас хорошее поколение игроков, и все они воспитанники динамовской школы. “Динамо” не такой богатый клуб, как российские, которые могут позволить себе покупать много футболистов. Поэтому нужно сделать упор именно на организацию работы с детьми, чтобы она была более качественной и мы могли воспитывать будущих звезд.
— Ваше отношение к межсезонным спаррингам: предпочитаете играть с сильными противниками?— Не думаю, что в первых спаррингах это уместно — команда будет еще не готова действовать в полную силу. Однако на последних сборах обязательно будем подыскивать серьезных соперников. Я не боюсь проиграть — при поражении более заметны слабые стороны. Но даже в товарищеских матчах надо стремиться к победе.
— Для белорусских клубов, участвующих в еврокубках, актуальной является проблема выступления на два фронта. Уже задумываетесь о том, как ее преодолеть?— Хочется побыстрее стартовать в Лиге Европы. Однако важно, чтобы при жеребьевке нам немного повезло. Многие европейские команды играют на два фронта — они к этому готовы. Так что будем готовиться точно так же, как они. Футболисты обязаны знать, что у них просто нет другого выбора, как играть дважды в неделю.
— Еще до вашего прихода в “Динамо” оно выбыло из Кубка страны. Огорчены, что не сможете начать будущий сезон с кубковых матчей?— Безусловно, предпочел бы, чтобы весной моя команда продолжила борьбу за Кубок. Однако ничего не поделаешь. Придется как-то выкручиваться, искать спарринг-партнеров. Хотя ни один товарищеский матч не заменит официальную игру.
— Вы побывали в разных городах мира. С каким сравнили бы Минск?— Сложно сравнить его с каким-то из городов, где я работал. Минск — приятный город. Говорю это не потому, что здесь работаю и живу сейчас. Это действительно так. Красивый, спокойный, много зелени, водоемов, симпатичные люди. Жду наступления весны, чтобы продолжить знакомство с ним. Хотелось бы посетить театры, увидеть знаменитый белорусский балет.
— Узнают ли вас минчане на улице? И насколько важен интерес к вашей персоне?— Пока на улицах меня не узнают, но если бы такое было, то не доставляло бы мне беспокойства. Когда болельщики подходят и просят автограф или сфотографироваться вместе, рад это сделать. У меня всегда были хорошие отношения с болельщиками. Фаны “Локомотива” до сих пор обо мне хорошо отзываются. Я уж не говорю о поклонниках “Црвены Звезды”, с которыми были великолепные отношения.
— Как, на ваш взгляд, игроки “Динамо” относятся к вам: побаиваются, уважают или просто присматриваются, дабы решить, как вести себя дальше?— Думаю, футболисты уже достаточно хорошо меня узнали, поняли мои требования. На футбольном поле они обязаны выполнять все, что от них требую. А за его пределами я им как отец — всегда готов помочь. Уважаю их, и они относятся ко мне соответствующим образом.
— Вы сторонник системы штрафов?— Не хочу выступать в качестве жандарма. Но игроки должны знать, что могут делать, а чего нет. Скажем, в столовой нельзя разговаривать по телефону. Если возникнет необходимость, система штрафов начнет действовать. Деньги будут складываться в общую кассу и использоваться по окончании сезона при организации совместного вечера для футболистов и их семей.
— Что в работе тренера главное: глубокое знание футбола, психологии, умение себя поставить в коллективе, интуиция?— Тренерская работа многогранна. Безусловно, нужно хорошо владеть профессией, разбираться в футболе. Но и остальные моменты не менее важны. В том числе общение с прессой, болельщиками, руководством.
— Вы обращаетесь к игрокам по именам. Это важно?— Очень. Чтобы футболист чувствовал, что я ему уделяю достаточно внимания. Причем у меня ровные отношения со всеми, любимчиков нет.
— В белорусских клубах высшей лиги вы единственный тренер-иностранец. Не слишком ли мало для страны, желающей стремительно развивать отечественный футбол?— Было интересно начать здесь работать. В моем распоряжении группа великолепных футболистов. Надеюсь, мне удастся выиграть чемпионат. Возможно, это станет примером для других.
— Ваше отношение к лимиту на легионеров?— Он необходим, ибо помогает пробиваться наверх молодым футболистам, что полезно для национальной сборной. Если белорусский футбол будет и дальше прогрессировать, и клубы станут выступать на уровне европейских грандов, тогда, возможно, придется пересмотреть лимит на легионеров. Хотя, возможно, к тому времени Европа сама изменит квоту на футболистов не из Евросоюза.
— Если появляется свободный вечер — чему его посвятите? Есть ли любимая форма отдыха, хобби?— Мне повезло: работа и хобби совпадают. Важно любить свое дело. У меня не так много свободного времени. Предпочитаю послушать музыку, почитать, посмотреть хорошие фильмы или футбол. В основном делаю это дома — не очень люблю куда-то выходить. Бывает, в выходные смотрю по 10-15 матчей. Плюс еще 20 в течение недели.
— Пресыщения от футбола никогда не испытывали?— Нет. Когда это нравится, не считаешь, сколько матчей посмотрел.
— Некоторые тренеры ради лучшего знакомства и сплочения коллектива устраивают загородные пикники. Вы не сторонник подобные методов?— Почему же? Это очень важно, поэтому обязательно организуем.
— Отпуск проведете дома?— Да. Поеду в Ниццу, потом в Белград, чуть- чуть попутешествую по Европе. Загляну в Барселону — посмотрю одну-две игры.
— Какие сувениры привезете родным?— Обязательно прихвачу книгу о Минске с видами города. Пока они его не видели, но, думаю, после этого им захочется поскорее приехать сюда.
— Что в Беларуси оказалось для вас непривычным: национальная кухня, отношения между людьми, погода или, может быть, пробки на дорогах?— Даже затрудняюсь ответить. Что касается пробок, то по сравнению с Москвой здесь их просто нет. Там я никогда не ездил за рулем, в Минске же — постоянно. И проблем не испытываю. Люди очень приятные, ни разу не ощутил к себе какой-то неприязни. Если все же отметить негативные моменты, то хотелось бы, чтобы федерация лучше контролировала процесс. Разве это дело, если сразу два клуба, покинувшие высшую лигу, прекращают существование? Немного непривычна и погода. Я не люблю зиму, особенно в городе. Есть сложности в работе — приходится тренироваться в манеже, а не на естественных полях. Еще у меня здесь пока мало знакомых в отличие от Москвы, где постоянно общался с сербами и французами. Но, надеюсь, со временем круг знакомств расширится. Причем не только за счет моих земляков, но и белорусов.
— К вашему приходу в “Динамо” клубный босс приобрел комфортабельный автобус, купил стадион “Дарида”. А что в ответ вы хотели бы подарить Юрию Чижу?— Чемпионский титул. Думаю, именно этого подарка он ждет с 2004 года. Хочется верить, мне удастся доставить такое удовольствие и президенту клуба, и нашим болельщикам — они этого заслуживают.
Александр ДОБРИЯН