Об отказе
«Аталанты» платить за трансфер
Алексея Миранчука и ситуации в
«Локомотиве» интервью
«РБ Спорт» с бывшим директором по правовым вопросам московского клуба
Дмитрием Ивановым.
— Дмитрий Анатольевич, «Аталанта» до сих пор не заплатила «Локомотиву» очередной транш за трансфер Алексея Миранчука — возможно, в трансферном контракте есть пробелы, которыми пользуются итальянцы, чтобы не платить?— Я лично принимал участие в подготовке и оформлении этого трансферного контракта, поступившего вначале от итальянской стороны. Пришлось отдельные нормы переделать, поскольку они не полной мере соответствовали интересам «Локомотива», а также внести новые положения. Контракт был дополнен текстом на русском языке, это было необходимо как для «Локомотива», так и для российского банка. Кстати, наличие русского текста в таких траснферных контрактах, не очень приветствуется нашими так называемыми западными партнерами. Несмотря на имевший тогда место временной цейтнот, могу ответственно заявить, что контракт был подготовлен в полном соответствии с нормами ФИФА и в нем нет пробелов или норм, позволяющих «Аталанте» не платить за переход Миранчука. Учтите также, что «Аталанта» ранее уже осуществляла платежи, проблем не было.
— Предусмотрены ли в контракте штрафные санкции для «Аталанты» за просрочку платежа?— Разумеется.
— Тогдашний заместитель спортивного директора Андрей Лосюк мог допустить какой-то промах?— Понимаю, что могу вызвать в свой адрес определенную иронию болельщиков «Локомотива», но, тем не менее, скажу, что он очень ответственно и профессионально сработал, был в постоянном контакте с итальянской стороной, доводил и отстаивал нашу позицию, осуществляя сопровождение контракта от имени «Локомотива». К тому же, он свободно владеет итальянским и английским языками, имеет определенные связи с итальянцами — это тоже помогло оперативно сработать, тут надо быть объективным.
— А Вадим Шпинев — агент Миранчука?— Он действовал от имени и в интересах футболиста, чем, собственно и должен заниматься спортивный агент. Все то же самое — работал ответственно и профессионально. На мой взгляд, Вадим один из самых профессиональных футбольных агентов на сегодняшний день, поверьте мне, я разных агентов повидал.
— Коллега Карпов сообщил, что «Аталанта» готова платить, но ссылается на запрет транзакций от итальянских банков, в последнем письме в «Локомотив» они утверждают, что не отказываются от обязательств и ждут информации от ФИФА. Как полагаете, такое может быть?— Вполне допускаю. Тут дело вот в чем, — в любом трансферном контракте, тем более, международном, в обязательном порядке указываются банковские реквизиты, и данный контракт также не является исключением. Однако банк ВТБ, где у «Локомотива» открыт валютный счет, как известно, находится под западными санкциями, вероятно, по этой причине итальянский банк, где «Аталанта» имеет свой расчетный счет, отказывается перечислять деньги в ВТБ. С моей точки зрения, все эти действия и санкции незаконны, но сами знаете, какая сейчас международная ситуация.
— Владимир Леонченко заявил, что «Локомотив» сейчас открыл счет в другом российском банке, к которому санкции пока не применены, но «Аталанта» все равно не платит, — это как понимать?— Мне неизвестно, как действовало руководство «Локомотива». Электронной претензионной переписки здесь недостаточно, надо было также подготовить и направить подписанное со своей стороны дополнительное соглашение с новыми банковскими реквизитами. Если это сделали, то хорошо, если нет, то надо сделать. Кроме того, не помешало бы провести переговоры в очном формате, возможно, удалось бы найти какой-то компромисс с привлечением иностранных агентов или адвокатов. Здесь уже руководству «Локомотива» виднее, я не знаю сегодняшнюю ситуацию изнутри. В любом случае, на мой взгляд, доводы «Аталанты» являются надуманными.
— «Аталанта» также приводит довод о том, что РЖД, являющееся основным спонсором и акционером «Локомотива», также находится под западными санкциями...— Еще раз: доводы «Аталанты» надуманные. Причем здесь РЖД? Насколько я помню, РЖД уже не является акционером «Локомотива», ведь было же распоряжение Правительства РФ об отчуждении от РЖД акций клуба в пользу АО «РЖД Управление активами». Другое дело, что это самое АО «РЖД Управление активами» может быть стопроцентной «дочкой» ОАО «РЖД», но это уже другая тема. Тем не менее, я предложил бы подумать о возможности передачи всех 100% акций футбольного клуба в РФСО «Локомотив», как это сделали в московском «Динамо», там, находящийся под санкциями банк ВТБ, передал все акции футбольного клуба в общество «Динамо» по символической цене. Общество «Локомотив», как и общество «Динамо», является общественным объединением и не входит в санкционный список западных недружественных стран. Конечно, это может привести к определенным структурным и кадровым изменениям, что может и к лучшему, но это все вполне решаемо.
— Цорн сказал, что «Локомотив» ждет разъяснений от ФИФА...— А Леонченко сказал, что «Локомотив» подал иск в ФИФА, так что все-таки — иск или письмо с просьбой что-то разъяснить? Надо же понимать разницу между решением юрисдикционного органа и разъяснением. Впрочем, Цорн не по этой части, хотя хотелось бы, чтобы от генерального и спортивного директора были согласованные высказывания.
— В случае подачи иска, каковы у «Локомотива» шансы на успех?— Безусловно, правота на стороне «Локомотива», здесь и доказывать что-то особенно не нужно. Притягивать форс-мажор тоже неуместно, ведь Россия не ведет боевых действий с Италией или Евросоюзом, а «Локомотив» с ФИФА. Полагаю, что ФИФА должна принять решение в пользу «Локомотива».
Однако, когда складывается такая напряженная международная обстановка, правовые нормы отходят даже не на второй план, посмотрите, что с международным правом и институтами происходит! Миллиарды долларов нашей страны заморожены за рубежом, Россия и спортивные клубы отстранены от международных соревнований, иностранные футболисты могут в одностороннем порядке приостанавливать контракты и уезжать, разве это правильно? Тем не менее, такова действительность. ФИФА действует с оглядкой,
«Аталанта» то же самое, видимо, побаивается от своихсоюзников мер воздействия уже в свой адрес, «Аталанту» можно понять, другое дело, что принять их позицию нельзя. При всем при этом, будем надеяться на справедливость и здравый смысл. Меня в этой ситуации настораживает другое, — если ФИФА поддержит «Аталанту» и, соответственно, откажет в иске «Локомотиву», то другие иностранные клубы, опираясь натакое решение, тоже смогут не платить другим российским клубам по трансферным контрактам. Поэтому, если какие-то наши клубы все еще ведут переговоры и ищут пути решения проблемы трансферных выплат, то после указанного решения ФИФА эти переговоры будут свернуты и отложены на неопределенное время. Не обозлятся потом наши клубы на«Локомотив»? Я понимаю, что своя рубашка ближе к телу, но все-таки это корпоративная среда, пусть и достаточно закрытая. Здесь не помешало бы предварительно согласовать свои действия с РФС и подключить их для контактов с ФИФА, дипломатией тоже нельзя пренебрегать, пусть и в такой тяжелой ситуации.
— Адвокат Сергей Жорин заявил, что даже если «Торино» выкупит Миранчука у «Аталанты», «Локомотив» все равно имеет шансы вернуть долг от «Аталанты», это так?— Да, Сергей все правильно сказал.
— Вопрос к вам уже не как к юристу, а как к футбольному функционеру с более чем тридцатилетним стажем — по поводу сегодняшнего положения «Локомотива». Что происходит?— Как говорится, все было, в общем-то, неплохо, пока не стали улучшать! А если серьезно, то ситуация очень непростая. Об этом уже столько сказано за последнее время различными людьми, что повторяться не хочется. Я в своей деятельности сталкивался с подобной ситуацией в 1998 и 2006 годах, работая в московском «Динамо». Тогда ценой огромных усилий всем вместе удалось выправить ситуацию, потребовались оперативные структурные и кадровые изменения, принятие непопулярных решений, также очень важна работа надмотивацией футболистов, об этом еще Валерий Лобановский говорил, и дело здесь не только в деньгах, Учтите, что решать задачи придется, в основном, с имеющимися футболистами, поменять футбольную команду в сезоне невозможно.
А вот в 2016 году, когда УЕФА исключила «Динамо» из еврокубков из-за нарушения финансового "fair-play", и я на короткое время вернулся туда после работы в РФС, ситуацию выправить не удалось и команда вылетела в ФНЛ, но тогдашнее высшее руководство не хотело принимать подобных решений, надеялось, что все обойдется, поэтому итог был печальный. А принимать решения все равно пришлось, правда, с запозданием. Ведь помимо спортивного результата, важно еще и финансовое состояние клуба, независимый аудит нужен. Конечно, у «Локомотива» сейчас положение лучше, чем у тогдашнего
«Динамо», но все равно необходимы оперативные и, главное, компетентные антикризисные меры, как в футбольной команде, так и в руководстве клуба в целом, слаженная работа офиса тоже имеет большое значение, все взаимосвязано. Покупка Цорном еще двух-трех похожих на футболистов легионеров не решит системных проблем, созданных прозападными мифами и спекулятивной стратегией Рангника, которую представлял Плутник на известной презентации. Поймите, футбольная команда – это живой организм, а футболисты не офисные работники, к каждому нужно подход найти, задача очень непростая, ведь в нынешнее время еще у всех футболистов есть агенты и адвокаты. Здесь одно неверное решение или действие руководства может повлечь засобой цепочку негативных последствий в коллективе, об этом нельзя забывать!
— Как думаете, долго еще проработает немецкая диаспора во главе с Цорном?— Что называется — до последнего (Смеется.) А если серьезно, то пока эта ярмарка окончательно не надоест совету директоров и генеральному директору РЖД. Безусловно, такое положение не может долго длиться. Видите, Комппер, которому еще совсем недавно бесконечно доверяли Плутник, Цорн и Леонченко, уволен, но это так, «цветочки», известный кадровый прием начальника, дело-то, по большому счету, не в Комппере. Как сказал почетный президент РФС Вячеслав Колосков: «Какие руководители — такая и команда. Будут гробить «Локомотив» и дальше!»
— Вы покинули «Локомотив» первого марта, сейчас уже можете сказать, по какой причине?— Я уже отвечал на этот вопрос. Расстались по соглашению сторон, поскольку продолжать дальнейшую совместную работу в этой обстановке не было никакой возможности, как с моей, так и с их стороны. Зачем раздражать друг друга? Дело в том, что у нас разные взгляды на многие вещи и процессы, вообще, мы слишком разные люди с разной футбольной биографией, у большинства там таковой вообще нет, поэтому и не сработались. Я приходил совсем в другой «Локомотив» и благодарен Илье Геркусу, Юрию Павловичу Семину и клубу за поддержку.
Футбол непрост, как многим кажется, он может принести известность, уважение и даже популярность, а может – наоборот. Понимаете, существуют неписанные футбольные правила и традиции, определенные глубинные вещи, заповеди, если хотите, о которых рассказать простыми словами невозможно, и если этим пренебрегать, то неизбежно включается обратный отсчет, поверьте мне на слово, футбольные люди поймут о чем я говорю.
Сергей Егоров