Последний поворот его судьбы выглядел прыжком из накатанной колеи. Сегодня Александр БАШМАКОВ работает в Москве - тренером-методистом в футбольной школе "Локомотива". В клубном журнале, который представляет наставников локомотивского резерва, "визитка" белоруса впечатляет, пожалуй, сильнее других: могилевский "Днепр", минские "Торпедо" и "Динамо", национальная и юношеские сборные Беларуси.
Из круга публичных фигур нашего футбола Башмаков неприметно вышел летом 2005-го - после того как ненадолго стал очередным персонажем тренерской чехарды в столичном динамовском клубе. С тех пор работа авторитетного белорусского специалиста не на виду. Но при этом он не перестал быть неординарным собеседником. Да и тем для обсуждения не убавилось. Разве что стали они другими.
- Рискну связать ваше сегодняшнее место работы с той дружбой, что сохранили вы со времен минского футбольного отрочества с Валерием Филатовым - в недавнем прошлом президентом "Локомотива". - Да, это Филатов предложил мне два года назад поработать под его началом в Москве. Приглашение было заманчивым, интересным. Суть была не в названии должности, а в обещанных полномочиях и задачах. Надо было осовременить, поднять уровень преподавания в футбольной школе "Локомотива". Дело для меня знакомое. Примерно тем же около восьми лет занимался в минской СДЮШОР-5. Был там директором и одновременно практиковал как тренер. Вроде неплохо получалось. Мои воспитанники - Саша Чайка, Володя Климович, Леша Муравейников - играли в сборной Советского Союза. Порядка десятка человек оказались после выпуска в клубах белорусской высшей лиги. В Москву же теперь меня звали на роль своего рода консультанта. Начал с изучения обстановки. Внимательно наблюдал за тренировками, анализировал работу коллег. Затем стал регулярно собирать их для консультаций, обмена мнениями. Обсуждали методику учебного процесса, вопросы теории, тактики...
- Если не ошибаюсь, совсем скоро в "Локо" разразилась революция. Там меняли тренеров, а по окончании сезона отправили в отставку и пригласившего вас Филатова... - На моем положении это сказалось мало. Думаю, заступившему на президентский пост Юрию Семину хватало занятости на других участках клубного хозяйства. Дела школы серьезного вмешательства от него не требовали. Правда, это уже при Семине у меня появилась возможность, не оставляя прежнюю методическую работу, заняться и тренерской практикой - с ребятами 91-го года рождения. Команда была предвыпускная и считалась в школе проблемной. Предложили взяться за нее зимой 2007-го. А уже к осени представительство "Локомотива" в сборной России этого возраста выросло с одного до трех игроков.
- Есть мнение, что детские тренеры делятся на две категории. Одни видят главную цель в подготовке классных игроков, другие по старинке держат за важнейший критерий пресловутый стереотип: очки, голы, места в таблице... Вы, судя по всему, из когорты первых. - Пожалуй. Но ведь мы и по части результата не сплоховали. Стали чемпионами Москвы. С большим отрывом, ни разу не проиграв. Только надо отметить, что на юношеском этапе подготовки очень важны средства достижения результата. Они должны обеспечивать рост мастерства игрока. Считаю, что мы дали ребятам хорошее современное футбольное образование. А занятое место - это производная.
- А на каком месте была эта команда в предыдущем чемпионате? - На шестом. После этого хотели снимать тренера Валерия Стаферова. Это, кстати, опытный и хороший специалист. Я его поддержал. И тогда он сам попросил помочь. Дальше вели команду вместе.
- Результат убедительный. Только ведь пришел он не сразу. А чем убеждали коллег на первых порах? Ни за что не поверю, что тренеры-москвичи безропотно восприняли карт-бланш, который руководство выдало незнакомому им белорусу. - Конечно, встретили меня настороженно. Тем более что в коллективе было много известных тренеров, поработавших на разных уровнях. При знакомстве на тренерском совете рассказал, что долго работал в юношеском футболе и знаю его проблемы. Призвал быть полезными друг другу. Ну а потом оставалось только в процессе работы показывать, что ты умеешь, как знаком с современным футболом и его методикой. Думаю, за душой у меня кое-что было.
- Речь шла о каких-то структурных переменах в организации работы школы? - Нет, только о тренинге. В России даже на уровне команд мастеров огромные проблемы в качестве подготовки футболистов. Их уже недопустимо тренировать так, как лет пятнадцать назад. У меня на этот счет было немало идей и предложений. Люди разные. Некоторые трудятся только из-под палки. Но большинство тренеров - люди неравнодушные. Процесс интересен им в развитии. С такими коллегами нашли общий язык. Они бывают у меня в гостях, приходят за советами, просят методические разработки.
- По окончании прошлого сезона в "Локомотиве" снова сменилась власть. - Интересно, что накануне ухода, в конце 2007-го, Юрий Семин и вице-президент Евгений Устинов предложили мне стать спортивным директором школы, то есть определять учебно-тренировочную философию юношеского звена. Она нуждалась в корректировке. Но случилось то, что случилось. Может, это и к лучшему. Школу возглавили другие люди, а мне снова пришлось браться за новую команду...
- ...которая считалась в школе неблагополучной? - Ну, можно сказать и так. Это ребята четырнадцати лет. Встретил такой поворот без восторга. Но быстро загорелся желанием повторить тот же опыт выведения из кризиса, что удался со старшими. И даже увлекся.
- Доложите о результатах. - В чемпионате Москвы сыгран пока первый круг. Это девять матчей. Шесть побед и три ничьих. Уверенное лидерство. И только в одной игре пропущены голы. Но, повторюсь, акцент делается на качестве игры и учебно-тренировочного процесса.
- Применительно к школе "Локомотива" можно говорить о философии в работе с юношами? Что здесь приоритетно: первенство Москвы, подготовка игроков на экспорт, пополнение главной команды? - Наш спортивный директор Юрий Нагайцев, приглашенный недавно клубом из Латвии, в одном интервью провозгласил целью ежегодно выращивать трех игроков для взрослого "Локо". На это могу лишь заметить, что в академии "Аякса" нормой считаются полтора футболиста в год.
- Пускай у вас будут получаться три. А остальные? - В идеале каждый выпускник должен быть так трудоустроен, чтобы окупились клубные расходы на его воспитание и подготовку. Так стараются работать везде за рубежом. И в "Локомотиве" такая коммерческая задача тоже ставится. Важно заметить, что официальный статус нашей структуры - центр спорта и образования. В его состав входит еще и общеобразовательная школа, в которой учатся юноши-футболисты. Это позволяет оптимально совместить расписание уроков и тренировок. Так сказать, исполнить любой тренерский каприз.
- Помню, несколько лет назад Евгений Феликсович Шунтов восторгался, рассказывая, как юношеские сборные западных стран приезжали на зарубежные турниры в сопровождении преподавателей школьных дисциплин. - Не знаю, как поставлено дело в других московских клубах. Но в "Локомотиве" учителя тоже выезжали с командой 91-го года на сборы. Впрочем, идеализировать такую практику не хочу. Все зависит от ее воплощения.
- Выделите наиболее значимые отличия в подготовке юных футболистов в Беларуси и России. Как в России, не знаю, а вот в Москве юноши играют на хороших, ровных, в основном искусственных полях. Поэтому у них технические навыки закреплены явно лучше. Белорусские ребята на выпуске смотрятся, увы, как-то просто. А задача стоит воспитать, как сейчас говорят, креативного игрока. И самое главное: выбор талантов в России шире. В Москву ребят привозят на просмотр со всей страны. Конкуренцию столице составляют только Питер и футбольная академия в Самаре, которую финансирует Роман Абрамович.
- Как среди ваших воспитанников соотносятся доли москвичей и приезжих? - Устойчивой пропорции здесь нет. В команде 94-го года привозных игроков всего трое. Зато в 91-м их было тринадцать. Это явный перебор, следствие плохой селекции. Значит, на каком-то этапе отбора прозевали способных москвичей, и они достались конкурентам. Может, потому с этой командой были проблемы. Хотя с нею одно время даже бразилец работал.
- Частенько доводится примерять к себе понятие "клубный патриотизм"? - Оно сейчас размытое, неконкретное. Вот директор школы правильно требует, чтобы на форме была нашита эмблема "Локомотива". Но сейчас все определяют, к сожалению, другие факторы. Сашу Кокорина - лучшего бомбардира команды 91-го года - сколько раз вызывали контракт с клубом подписать. А он - на предложенных условиях - ни в какую. И в конце концов оказался в "Динамо". Это тот самый парень из сборной России, которого зимой на турнире в минском манеже признали лучшим нападающим.
- Темпы, которые взяты россиянами в развитии юношеского футбола, достаточны, чтобы постепенно нагнать европейцев? - Трудно сказать. Должно пройти время, чтобы большинство тренеров стали осознанно стремиться к пополнению знаний, к овладению современной методикой. Сейчас об этом не устает твердить Гуус Хиддинк. В Голландии, опыт которой в работе с юношами изучает весь мир, тренировочный процесс более стандартизирован и детализирован. А главное, у них выпускники по игровому мышлению готовы играть за взрослых. Это потому, что уже с четырнадцати лет технико-тактическое обучение идет на уровне главной команды. Конечно, для этого нужны тренеры на старших возрастах и особенно идеологи-руководители, хорошо понимающие профессиональный учебно-тренировочный процесс. В книге о Луи ван Гале прочитал, как он искал для "Аякса" директора программы юношеского развития, который соответствовал бы уровню взрослого футбола. Искал среди опытных тренеров профессиональных команд. И остановился на Ко Андриансе, которого надо было еще уговорить. А когда руководитель не может правильно расставить тренеров и направить их работу, то про выпускников обычно говорят: "И кто его учил играть?" Типичный конфликт между юношеским и профессиональным звеньями. А пока игрок сам научится, если еще попадет в толковые руки, уже и конец карьеры не за горами. Поэтому-то наши футболисты, за редкими исключениями, и не востребованы серьезными западными клубами.
- В России мода на голландцев распространяется по разным уровням футбольной пирамиды. В ЦСКА подготовку резерва доверили Йелле Гусу. Привезли голландских спецов и в московское "Динамо", и в пермский "Амкар". - Это палка о двух концах. У голландцев отменный имидж. Хотя уверен, что высокие оценки многих из этих специалистов - производная пиара. Их философию изучил давно. Подробно знаю, что делается в донецком "Шахтере" (его академию возглавляет голландец Хенк ван Стее. - "ПБ".). Там много и положительного, и спорного. Однако набившего оскомину понятия "менталитет" никто не отменял.
- Но ведь бывало, когда и наш тренинг устраивал. Интересно, а почему не получила развития в 2004 году в минском "Торпедо" идея обучения в клубе молодых талантливых африканцев с целью их продажи в Россию? И почему западные посредники обратились тогда именно к вам? - Об этом надо спросить у Михаэля Правеца - одного из руководителей европейской агентской фирмы. На переговорах в клубе он сказал, что два года наблюдал за моей работой, в том числе и с Александром Глебом, поэтому выбор не случаен. А не получилось, потому что руководители клуба в последний момент засомневались, что смогут выполнить все требования партнеров. Ведь мы арендовали для тренировок поля в Стайках. Они были тогда невысокого качества. Других вариантов финансовые возможности клуба не позволяли.
- У вас есть возможности не просто поддерживать тренерскую квалификацию, но и постоянно ее повышать? - Начнем с того, что я живу... на стадионе "Локомотив". В перерыве проходящих на нем игр могу в буквальном смысле прогуляться домой и попить чаю. Применительно к вашему вопросу это означает, что, помимо собственно матчей, у меня есть возможность чуть ли не из окна регулярно смотреть тренировки играющих на этой арене российских клубов и сборных, их соперников, приезжающих в Москву. Это национальные команды, участники Лиги чемпионов и Кубка УЕФА. А Кубки РЖД - это вообще созвездие. Ну и с "Локо" за эти два года работали уже четыре тренера: Муслин, Долматов, Бышовец, теперь вот Рахимов. Как думаете, понаблюдать за их занятиями - это полезно для тренерского совершенства? Разумеется, постоянно читаю специальную иностранную литературу. А если вас волнует формальное подтверждение моего профессионального статуса, то и с этим все в порядке. "Локомотив" оплатил мне учебу и получение тренерской категории "Pro" на Украине.
- Это открывает новые варианты престижного трудоустройства? - В России среди тренеров сегодня велика безработица. Но не исключаю, что в ближайшее время окажусь на другой работе. Хотя на сегодняшнем месте чувствую себя очень комфортно. Главное, что доставляет удовольствие, - это уважение и признательность ребят и их семей. Меня очень тронуло, когда этим летом команда и родители помогли мне отстоять справедливость в непростой ситуации.
- Не могу не спросить о банальной ностальгии. - Как без нее? В глубине души жалею, что в свое время не принял несколько белорусских предложений. Дважды звали в Витебск. Уже после ухода из минского "Динамо" был на переговорах в Гомеле - тоже отказался. Может быть, зря.
- Хорошо знакомая вам работа с юношескими сборными Беларуси уже не прельщает? - Это очень интересно. Но хотелось бы точнее расставленных акцентов. Не дело, когда у нас в юношеской команде тренер получает в десятки раз меньше, чем в национальной. Если этот крен не выпрямить, ничего не изменится, и уделом нашей сборной останутся ничьи в спаррингах с грандами, когда мы играем на жилах, а те решают учебные задачи. Либо победы в каком-нибудь отборочном матче над именитым соперником, утратившим мотивацию. На большее шансов при такой организации футбольного дела не будет. Надо так повысить значимость подготовки резерва, вложить туда такие средства, чтобы лучшие тренеры стремились работать как раз на этом этапе. Вот куда не грех и иностранного специалиста пригласить. Подчеркиваю - умелого. В России часто вижу лозунг такого содержания: "Как мы сегодня работаем с юношами - таким завтра будет наш национальный футбол". И самое важное, что для них это давно уже перестало быть лозунгом.
Наш спортивный директор Юрий Нагайцев, приглашенный недавно клубом из Латвии, в одном интервью провозгласил целью ежегодно выращивать трех игроков для взрослого "Локо". На это могу лишь заметить, что в академии "Аякса" нормой считаются полтора футболиста в год.
вот вот) сейчас успехи игроков дубля и пробивание оных в основу-пожинание плодов целенаправленной работы сёмина,филатова,саярыча,школы шлоко..будет также через 5 лет?латвия ж образец воспитания футболистов)