34-летний
Альберт Саркисян, отыгравший в железнодорожном клубе с 1997 по 2001 год, вновь в «Локомотиве». Правда, с пометкой «два». Опытный игрок выступает во втором «Локо» в новом амплуа. Точнее, в двух — игрока и тренера. Или — если соблюдать субординацию — наставника. Альберт рассказал «Нашему Локо» о своей новой роли, вспомнил молодые годы и поделился планами на будущее.
НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ПОИГРАТЬ В «ЛОКО-2» ПОЧТИ НЕ ДУМАЛ
- Альберт, можно ли вам сказать «с возвращением»? Вновь, как и 13 лет назад, вы в «Локомотиве», только уже во втором.- Конечно! Я воспринимаю это как возвращение. Ведь это тот же самый «Локомотив», только рангом ниже. Несмотря на то, что в команде молодые ребята, здесь работают мои давние знакомые, с которыми мы играли в 97-м году.
- Ваше появление в Локо-2 стало несколько неожиданным. Многие болельщики после Матча Легенд посчитали, что Альберт Саркисян закончил карьеру.- В межсезонье я созвонился с Женей Харлачевым. Мы с ним побеседовали о его работе, команде. Я рассказал о своих делах и планах. И вдруг он предложил мне поехать с ним на сборы в Турцию, на что я с радостью согласился. Как видите, я теперь в «Локомотиве-2», значит, оказался нужен команде.
- Были ли какие-то еще варианты?- Скажу так: серьезных вариантов не было. А от предложения поиграть в «Локо-2» я бы не отказался, даже если бы они и были. Играть дома, в родной команде многого стоит. Поэтому над этим приглашением я не задумался вообще. Очень приятно, что в «Локо» меня еще помнят.
- И как воспринял молодой коллектив появление такого опытного футболиста?- Абсолютно адекватно. Тем более, что в команде до меня в прошлом сезоне играл Юра Дроздов, сейчас продолжает Дима Ляпкин. Молодым в присутствии опытных, возрастных футболистов комфортнее играть. Есть с кем посоветоваться, чему-то научиться в футболе. Да и на поле они себя спокойнее чувствуют, не паникуют. Так что для молодежи это только на пользу. Да и я в роли дядьки себя довольно комфортно чувствую.
- На ваш взгляд, отличается ли молодежь сегодняшняя от той, что была 10 лет назад?- Конечно, есть разница. Есть изменения - и в лучшую, и в худшую сторону. Скажу лишь о хорошем: сейчас молодежь более техничная и скоростная в отличие от футболистов, игравших раньше. Я думаю, у сегодняшней молодежи хороший потенциал, многие из них должны стать хорошими игроками.
В «ЛОКОМОТИВЕ» НЕМНОГО ЗАДЕРЖАЛСЯ
- С кем-то из старого «Локомотива» поддерживаете до сих пор связи?- Почти со всеми! С Зауром Хаповым, с которым живем по соседству в одном доме, с Игорем Черевченко, Зазой Джанашия, Андреем Лавриком, Лешей Смертиным. В общем, со многими ребятами. Ну и, конечно же, периодически встречаюсь с теми, кто находится на стадионе.
- С Зауром Хаповым вас связывает давняя дружба. Расскажите, насколько Заур Залимович был известным в то время во Владикавказе, когда играл в «Алании»?- О! Заур, как собственно и вся команда, считались тогда национальными героями. Представьте, что значит для людей южной республики то, что их любимая команда становится чемпионом России? И это если учесть, что «Алания» была фактически единственным профессиональным коллективом с периферии. Это было огромным достижением в те годы, поэтому ничего удивительного, что футболистов тогда буквально боготворили. Заур уже к тому времени был весьма известным футболистом - он успел до этого поиграть в московском «*******е». Жаль, что у него там что-то не сложилось.
- Вы пришли в «Локомотив» одновременно с Дмитрием Лоськовым. На тот момент Дмитрий был известен своей игрой в «Ростсельмаше». Не чувствовали себя несколько в тени Лоськова?- Никакого дискомфорта не испытывал. В быту мы все хорошо общались, а на тренировках и играх каждый из нас доказывал свою состоятельность. Ни ощущения того, что я в тени кого-то, ни смущения я не испытывал. И вообще, приглашение в «Локо» было для меня настоящим подарком судьбы после выступлений в первом дивизионе, в нальчикском «*******е». И если мне дается такой шанс, значит надо его использовать.
- Кстати, как так получилось, что родились вы в Нальчике, а играли в сборной Армении?- Меня пригласили в сборную Армении как раз тогда, когда я пришел в «Локомотив». Организовали все очень быстро: сделали вид на жительство, потому что двойное гражданство запрещается. Хочу сказать, что мне повезло поиграть в такой команде, ведь в те годы, сборная Армении была довольно сильной и была серьезным конкурентом.
- Если взглянуть на вашу карьеру, то можно заметить необычную тенденцию - вы меняли команду почти каждые два года. С чем это связано?- Просто так получилось. Стечение обстоятельств, можно сказать. После «Локо» в 2002 году ушел в «Торпедо». Туда меня позвал Виталий Шевченко, который тренировал команду с 1999-го года. Там я недолго поиграл, потому что в этот же год пришел Сергей Петренко, который не видел меня в основном составе. После этого я уехал в киевский «Арсенал», а в 2003-м оказался в «Алании». В то время команда была на вылете, поэтому для ее спасения собрали неплохой коллектив: вместе со мной играли Юра Дроздов, Витя Онопко и другие известные игроки. Спасти команду нам все же удалось, и я со спокойной совестью ушел в «Амкар», с которым у меня был заключен договор на год. Вот так... Получается, в «Локомотиве» я немного задержался.
- Как получилось, что вы оказались в Казахстане?- До казахского «Атырау» я играл в «МВД России». Клуб вышел в первый дивизион, но из-за финансовых разборок, которые там развернулись, клуб обанкротился, и всех футболистов распустили. На тот момент в «Атырау» у меня играли знакомые ребята. Меня позвали туда на полгода. Кстати, выступили мы очень хорошо - стали обладателями Кубка Казахстана. А в чемпионате заняли пятое место, что тоже неплохо. Не остался я там, потому что ввели закон о легионерах: иностранцы, достигшие 30-ти лет, не имеют права играть в Казахстане. Так я вернулся в Россию.
ПОСЛЕ «МАТЧА ЛЕГЕНД» СЫН УШЕЛ ИЗ ХОККЕЯ В ФУТБОЛ
- Как ваша семья относилась к постоянным переездам?- Когда я играл в российских командах - семья переезжала со мной. А вот в Казахстан я поехал один. Детям очень тяжело далась эта разлука. Как они могут относиться к кочевому образу жизни? Конечно, не очень хорошо. Если жена уже смирилась с долей мужа-футболиста, то детям порой трудно объяснить, что эти переезды, как ни парадоксально, необходимы для того, чтобы нормально жить.
- Дети уже определились со своей будущей профессией?- Сын хочет стать футболистом. Причем я его абсолютно не принуждаю к этому. Сейчас ему восемь лет. Три года подряд он занимался хоккеем, однако после «Матча Легенд» решил заняться футболом! Теперь вот отдаю его в школу «Локомотива».
А дочка у меня активистка такая. Учится в музыкально-театральной школе, почти все время там проводит. Играет на фортепиано и параллельно занимается спортом. Она хочет заниматься всем одновременно - и музыкой, и волейболом, и баскетболом!
- А какие дальнейшие планы строите вы? Поиграете еще или, может, начнете какой-нибудь бизнес?- Я пока поиграю. Сколько мне позволит собственное здоровье, столько и буду играть. А потом пойду учиться на тренера. Хочу связать свою дальнейшую жизнь все с тем же футболом.
- А если предложат работу в «Локо-2»?- Вы еще спрашиваете?! (Улыбается)
Саркис ОГАНЕСЯН, тренер молодежной команды «Локомотива»:- С Альбертом нас связывает давняя дружба. Познакомились в 1997 году, когда он только пришел в «Локомотив». В это время я восстанавливался после операции на базе. Когда он приехал, ребята по команде пришли и сказали мне: «Саркис, приехал твой земляк - мальчик из Нальчика!» Мы с ним, конечно, сразу же сдружились. Вспоминается одна забавная история. Хотя нам она на тот момент такой не казалась. По-моему, это был 98-й год. Мы ехали на игру в Санкт-Петербург. Прибыли всей командой на Ленинградский вокзал и сразу же побросали свои вещи в вагон. Тогда нам выделяли два последних вагона поезда: один для руководства, другой для команды. После этого пошли покупать газеты. В запасе было 15-20 минут. Спокойно прогуливаясь, ни о чем не думая, купили в киоске газеты и направились в сторону поезда. Выходим с Альбертом на перрон и видим, что наш поезд уже тронулся и отъехал метров на 20-30! Начинаем спорить о том, во сколько он должен был отъехать на самом деле, и одновременно с этим бежим к вагону. Пробежали, наверное, метров 70. На бегу начали стучать во все двери. Благо проводница была в тамбуре, узнала в нас тех самых пассажиров-футболистов и впустила, а так бы остались мы на перроне. После того как отдышались и пришли в себя, у нас начался истерический смех. Подумали - слава Богу, что окна у наших ребят были зашторены, а то бы увидели, как мы несемся, и постоянно подкалывали бы нас. Сейчас вспоминаем с ним эту историю - все-таки такого старта мы даже на тренировках не делали.Евгений ХАРЛАЧЁВ, главный тренер ФК «Локомотив-2»:- Как я не раз уже говорил, «Локо» своих не бросает. В свое время Альберт многое сделал для «Локомотива», теперь клуб помогает ему. Тем более, что как игрок он не исчерпал еще свои силы. Перед нашей командой стоит серьезная задача, и такой опытный футболист, как Альберт, необходим для успешных выступлений и стабильной игры «Локо-2». На него возлагаются фактически те же функции, что были у Юры Дроздова: помочь адаптироваться молодым игрокам во взрослом футболе и противостоять взрослым опытным игрокам в силовой борьбе. Поэтому не стоит списывать его со счетов - он еще доставит соперникам немало проблем и поможет нашим ребятам стать полноценными футболистами, готовыми для главной команды.Светлана КОНДРАШИНА