С подписанием на пост главного тренера
Миодрага Божовича «Локомотив» завершил формирование балканского имиджа управления клубом.
У ЦСКА есть клуб-побратим на Балканах — белградский «Партизан». У «Спартака» есть клуб-побратим на Балканах — «Црвена Звезда». У «Локомотива» нет клуба-побратима на Балканах, но теперь, после назначения главным тренером Миодрага Божовича, стало окончательно ясно, что «железнодорожникам» он и не нужен, потому что «Локомотив» и есть балканский клуб. И дело здесь далеко не только в том, что новый наставник — черногорец.
«Локомотив» — балканский клуб, потому что тренерская ротация обусловлена чем угодно, только не здравомыслием. На Балканах можно взять титул чемпиона страны и быть уволенным только потому, что за три месяца ты трижды проиграл главному сопернику. И то, что твоё имя — Авраам Грант, тебя не спасёт — израильского специалиста убирали из того же «Партизана». В «Локомотиве» тебя не спасёт ни любовь фанатов (любили при Ольге Смородской и Юрия Сёмина, и Жозе Коусейру, и Леонида Кучука — все были уволены), ни лучший за много лет результат в чемпионате страны. Так же как и на Балканах, в «Локомотиве» ищут идеального тренера, в первый день работы которого говорится: «Ну теперь команда полетит!», а в последний — его не пускают на базу. Так же как и на Балканах, здесь смену тренера порой сложно объяснить даже просто логически: вместо Кучука «Локо» подписывает Миодрага Божовича, который по проценту побед в карьере белорусскому специалисту уступает, хотя оба руководили клубами похожего уровня. Если же сравнить их работу в топ-клубах, то черногорец в «Динамо» вместо медалей Кучука провалился.
«Локомотив» — балканский клуб, потому что болельщики поддерживают команду, но постоянно выступают против руководства. В этом, как, впрочем, и в перетасовке тренеров, «железнодорожники» похожи на загребское «Динамо» безумца Здравко Мамича, против которого перманентно выступают фанаты хорватской команды, что не мешает ему находиться на посту уже почти 15 лет. Болельщики «Динамо», как и поклонники «Локо», раскололись на две части, некоторые бойкотируют матчи. Отличие Мамича, являющегося в одном лице квинтэссенцией всех балканских трэш-руководителей, от Ольги Смородской в том, что президент «Локомотива» уходить не собирается и на эту тему молчит, а хорват едва ли не ежемесячно раздаёт интервью, в которых говорит, что его достал имидж гробовщика клуба и хорватского футбола. Но продолжает оставаться у безграничной власти в «Динамо».
«Локомотив» — балканский клуб, потому что с каждым днём, неделей и месяцем клуб во всех аспектах жизнедеятельности всё больше становится похожим на фарс Эмира Кустурицы. Гениальный фильм «Андерграунд» рассказывает о двух друзьях — Марко и Петаре, один из которых, Марко, во время Второй мировой войны прячет другого с беженцами в подполье, а затем, уже после окончания войны, продолжает удерживать Петара и всю группу в подвале. Марко зарабатывает на продаже изготовленного в подполье оружия, под страхом авианалёта не выпускает никого из-под земли, уверяя, что наверху идёт война, переводит стрелки часов, чтобы находящиеся под землёй потеряли счёт времени, фабрикует сводки немецких новостей… Он спускается в подполье, загримированный под тяжело раненного, и в то же время открывает памятник Петару, который якобы погиб во время боя с немцами. Так люди под землёй провели 20 лет. Болельщики «Локомотива» — они ведь как Петар Попара: продолжают верить, что переломный час в войне на Восточном фронте уже близок.
Леонида Кучука сменил Миодраг Божович, при этом черногорский специалист пока не может считаться главным тренером — клуб не хочет выплачивать неустойку предыдущему рулевому, а тот пытается добиться денег через суд. Развесёлый балканский паровоз «Локомотива» под задорную музыку оркестра Горана Бреговича продолжает радостно гудеть, выпускает пар, привлекая внимание проходящих мимо зевак, и… продолжает стоять на месте.
Антон Михашенок
Изображение: Денис Тырин, «Чемпионат»