Президент "Локомотива" Юрий Сёмин рассказал корреспонденту "Новой газеты" Ольге Буллах об адаптации к новым условиям работы, взаимодействию с коллегами, трансферных возможностях "Локо", вратаре-фантоме и футбольных снах.
Об адаптации на административном посту: "Мне очень приятно, что я выиграл Кубок России и в роли президента, и в роли тренера, и в роли игрока. Думаю, это один из рекордов — шесть Кубков страны! А адаптация? Я пришёл в свою команду. На первом этапе становления "Локомотива" я принимал активное участие в решении всех вопросов клуба. Мы с Филатовым вместе работали над всеми финансовыми вопросами. В дальнейшем это стало его прерогативой, а я стал заниматься непосредственно игрой команды. Так что с обязанностями менеджера знаком. А потом, скажу честно, мне очень хотелось вернуться. Клуб уже так высоко поднял планку, что какой бы ни приходил тренер или президент, цель одна – победа в чемпионате России, Кубке страны, попадание в Лигу чемпионов. С последним, сами видите, у нас провал. А ведь участие в этом престижнейшем турнире и в экономическом, и в моральном плане очень важно. Думаю, что в этом году и по финансовому положению, и по тренерскому составу, и по составу игроков мы в состоянии решить эту задачу. Лига чемпионов – пик футбольной вершины. "Локомотив" дважды выходил из группы, доходил до четвертьфинала (максимальным достижением "Локомотива" в Лиге чемпионов является выход в 1/8 финала в сезоне 2003/04 годов – прим. "Чемпионат.ру"). А вот чтобы завоевать сам титул… Возможность такая есть, но нет основы".
Об основе, заложенной для побед: "Весь российский футбол нуждается в улучшении инфраструктуры. Вот тогда появится основа для победы в крупных турнирах. А один раз выстрелить, как это сделал ЦСКА, можно. Будет мощная инфраструктура, тогда и игроки более высокого уровня к нам поедут. Зарплаты у нас достаточно высоки для того, чтобы ехали сюда уже и звёзды".
О том, насколько важно, чьи деньги идут на футбол бюджетные или частного лица: "Для спорта не важно, откуда деньги. Главное – чтобы они шли на его развитие. В "Динамо" же была своя специфика. Что-то не получилось тогда у динамовских руководителей. А кто там прав, кто виноват, не мне судить. Могу только сказать, что не получилось клубного единства".
О возможности открыть бюджет в "Локомотиве": "А у нас ничего нет закрытого. Приблизительный бюджет "Локомотива" – 70 миллионов долларов. Из этой суммы большое количество средств идёт на содержание инфраструктуры. К тому же эта статья расхода постоянно меняется. Единственное, что мы можем сказать чётко, – это бюджет заработной платы наших игроков, потому что эта сумма стабильна. Но это не принято озвучивать".
О затратах на новых игроков: "У нас серьёзные акционеры, и "Локо" – состоятельный клуб. Но мы не должны засорять команду. Нельзя платить баснословные деньги за вполне посредственного футболиста. Мы же ответственны перед акционерами за те средства, которые они нам выделяют. На данный момент нам нужны один-два игрока атакующего плана. Получится – возьмём, не получится – у нас есть состав, который в состоянии бороться за чемпионское звание. Перед тем как купить футболиста, мы должны знать о нём всё: в состоянии ли он в Россию приехать, сможет ли он играть в наш футбол. Ведь некоторые футболисты вообще не понимают, что они тут делают. Наш футбол близок к итальянскому: он более закрытый – непросто себя здесь проявить".
О вратаре-фантоме Пелиццоли: "Я думаю, мы его ещё увидим. Решение о покупке Пелиццоли было общим (хотя ходят слухи о том, что итальянский голкипер был приобретён без ведома тренера и президента "Локо" – прим. "Новой газеты"). Он постоянно входил в восьмёрку лучших вратарей Италии. Но мы его очень поздно привезли. Сейчас Якупович играет, команда с ним выигрывает. И тут тренер совершенно прав, что доверяет ему".
О вмешательстве в конфликтные ситуации между Бышовцем и футболистами: "Обязательно. Это же касалось всего клуба, а не только отдельного человека. Обычная рабочая ситуация. Что касается Вадима Евсеева, то просто тренер поверил в одного игрока и не поверил в другого. Такое часто бывает".
О том, как работается в тандеме с Бышовцем: "Нормально. У каждого свой участок работы. Конечно, у нас могут быть разные взгляды на какие-то вещи, но это нормально. Я в его работу не вмешиваюсь, потому что сам, будучи тренером, не любил этого".
О сотрудничестве с Гинером, Федуном, Фурсенко: "Мне с ними всегда интересно общаться. Футбольную составляющую я знаю лучше, чем они, а во всем остальном мне не зазорно у них поучиться. Гинер – успешный президент, который привёл свой клуб к чемпионству. А начинал-то он в ЦСКА практически с нуля".
О футбольных снах: "Конечно, снится. Лучше, когда что-нибудь во сне выигрываю. Просыпаюсь – настроение хорошее, жить хочется. А вот когда проиграешь, не хочется даже на улицу выходить: стыдно. Да и вообще, когда побеждаешь, футбольная жизнь становится очень красивой. Как ни странно, у меня практически никогда не было желания всё бросить. Я умею отдыхать. Как любой нормальный человек, люблю сходить на концерт, в театр, хороший ресторан. Не думайте, что кроме футбольного мяча и поля, я больше ничего не вижу".
О честности в футболе: "У каждого своя честность. Я бы лучше так сказал: мы не должны переходить определённый уровень корректности. Поднимать шумиху, когда нет никаких доказательств, бессмысленно. А то, что судьи ошибаются, так они и будут ошибаться. Но подчас ошибки арбитров и подогревают интерес к футболу. Другой вопрос – насколько рефери квалифицирован. На некоторые встречи действительно необходимо приглашать иностранных арбитров. Только надо более грамотно подходить к их выбору. Помните, как все хвалили итальянца Де Сантиса? А он оказался замешан в крупнейшем коррупционном скандале".