Есть ли способы ускорить процесс адаптации молодого футболиста к новым для него условиям? С этим вопросом мы обратились к патриарху отечественной спортивной медицины Савелию МЫШАЛОВУ.
- Все зависит только от индивидуальных качеств начинающего игрока, - ответил Савелий Евсеевич. - В любом случае требуется время на то, чтобы почувствовать окружение, соизмерить свои возможности с возможностями более мастеровитых партнеров. Но у одних этот процесс отнимает годы, а другим удается влиться в коллектив сразу и безболезненно. Они выходят и играют так, будто сто лет провели в команде.
- Значит, главное - в характере человека? - Я бы сказал - в природе. Возьмите хор мальчиков. Все поют, как ангелы, но из сотен, а может быть, даже тысяч потом только единицы становятся певцами, остальные теряют голос. Если вы зададитесь целью воспитать второго Стрельцова или Пеле, ничего не получится. Человек должен быть одарен от природы и наделен качествами бойца. Например, когда в сборной СССР появился совсем еще юный Олег Блохин, я особой разницы между ним и остальными не заметил. Не было ее, этой разницы! Он ни в чем не уступал партнерам - ни в мастерстве, ни в заряженности на борьбу, ни даже в физических кондициях. Не тушевался ни перед какими авторитетами. Бывают такие игроки - без комплексов. Им все равно, кто перед ними - Лоськов, Зидан или еще какая-нибудь звезда.
- Наверное, это и называется по-хорошему спортивной наглостью? - Это склад натуры - характер, особенности нервной системы. Есть у нас футболисты, которые проявляют себя в раннем возрасте. Вспомните Измайлова. Появился в «Локомотиве», совсем немного поиграл за дубль, потом поехал с основой на сбор - и тут же Семин включил Марата в состав. Он стал лучшим в том сезоне. Как это объяснить? Никаких объективных факторов, которые мог бы привести доктор, здесь нет. Другой пример. Сейчас в «Локомотиве» тренируются двое молодых ребят. Вот им как раз нужно время на адаптацию.
- Некоторые раскрываются в 25-26… - Никто не даст вам ответа на этот вопрос. Почему один так, а другой - иначе. Это все равно, что задаваться вопросом, почему этот - Эмиль Гилельс, а тот - простой музыкант из уличного оркестра. Талант, характер и природа - вот составляющие успеха.