Дорский – о новом поражении чемпиона.
1. На матч с «Шальке» Юрий Семин выставил тех же игроков, которые в выходные обыграли «Ахмат» (2:0). «Локомотив» сохранил формацию с четырьмя защитниками, а Ведран Чорлука и Игорь Денисов остались в запасе. «Баринов, как и весь состав, вышел по той простой причине, потому что предыдущую игру они хорошо сыграли. Баринов достаточно неплохо провел две игры, мы ему даем шанс. У Денисова была микротравма, какое-то время ему понадобится, чтобы набрать свои кондиции», – объяснил Семин после матча.
2. Главный тренер «Шальке» Доменико Тедеско сделал шесть изменений в составе по сравнению с игрой против «Майнца» (1:0): Налдо, Маккенни, Руди, Маскарель, Ут и Эмболо вместо Настасича, Бенталеба, Сердара, Бургшталлера, Шопфа и Харита. При этом только Шопф и Харит не вышли против «Локомотива» из-за повреждений – они вообще не попали в заявку.
В сезоне-2018/19 Тедеско использовал несколько схем (например, «Шальке» начинал с тремя центральными защитниками – в частности, так гельзенкирхенцы выходили против «Баварии» и «Порту»), но на игру с «Локо» он выбрал расстановку, по которой «Шальке» заканчивал встречу с «Майнцем» – 4-2-3-1.
3. Первые 20 минут получились не очень содержательными. Команды почти поровну владели мячом (51% – у «Локо»), однако позиционные атаки были ужасны. Российский чемпион часто играл в одно-два касания на границе финальной трети (обычно это были стенки или передачи на третьего), но такие пасы не сильно помогали в продвижении мяча, либо получались неточными.
Для «Шальке» переход на чужую половину не через заброс вообще был проблемой. Открывания центральных хавбеков Руди и Маскареля точно не радовали Тедеско – движение в середине у немцев было слабым. Даже «Локомотив», который все равно оставлял свободные зоны и в центре, и в полуфлангах, часто прихватывал Руди и Маскареля.
Длинные передачи на Эмболо, Маккенни и Ута, вялая перепасовка Налдо и Сане с последующим пасом направо Калиджури (который почти всегда возвращал мяч назад) – «Шальке» был не в порядке.
Что-то интересно могло получиться, когда Руди смещался в левый полуфланг, а Мендиль поднимался на половину «Локо», однако это были лишь две-три попытки доставить мяч вперед не через лонгболл (которые, к тому же, стали не слишком не успешными, потому что Коноплянка оказывался на одной линии с Эмболо и Маккенни, а не отскакивал чуть назад).
В результате в первые 20 минут «Шальке» отдал только 3 передачи в финальной трети не из полуфлангов и краев. Одна из них – скидка Ута головой к линии штрафной после заброса с немецкой половины.
4. На 23-й минуте «Локомотив» нанес первый удар – Игнатьев, сместившись справа в центр, убрал Мендиля на встречном движении, но попал в Налдо. Этот заблокированный удар – начало лучшего отрезка команды Семина в матче.
После 23-й минуты российский чемпион стал намного лучше доставлять мяч в финальную треть (56,2% процента передач в эту зону против 43,9%), бить по воротам (9:3 по ударам до конца первого тайма, 5:2 по ударам из штрафной). «Локомотив» доставил нам много проблем, особенно во второй половине первого тайма, когда он двигал мяч вперед и выигрывал много единоборств», – сказал Тедеско.
5. В эти минуты самым ярким игроком «Локо» стал Баринов. Опорный хавбек оказывался первым на подборе на линии штрафной «Шальке» и очень опасно бил (немцев выручил Фэрманн), врывался вторым темпом к чужим воротам (Налдо точно задел Баринова, но это был не пенальти), играл в стенку с Игнатьевым на границе финальной трети (реально непонятно, откуда у «Локо» появилась такая любовь к такому короткому перепасу), страховал Игнатьева сзади, когда Влад выдвигался чуть вперед при прессинге (смещения Баринова были важны из-за вертикальных передач «Шальке») и находил Миранчуков передачами между линиями.
Баринов не стал лидером «Локо» на этом отрезке по статистике, но практически все его действия во второй половине первого тайма были качественными. Единственное – нужно завязывать с ударами из невыгодных позиций. Сейчас у Баринова летит, он уверен в себе, но бить с 30 метров точно не стоит.
6. Активность Баринова не равна серьезному давлению «Локо» на центральную ось «Шальке».
Lokomotiv Moscow
8 из 9 ударов «Локомотива» во второй половине первого тайма пришли после фланговых атак (1 – с углового, который был заработан после нее). Команда Семина перегружала фланги (крайним защитникам помогали Фернандеш, Миранчуки, а также слева Крыховяк, справа – Баринов), при этом численное преимущество у «Локо» возникало редко – игроки «Шальке» уходили за своими оппонентами на края.
В таких атаках решали скиллы футболистов «Локо», а также недоработки гостей в простых ситуациях (особенно этим выделялся Коноплянка, который постоянно выбирал неправильную позицию, а затем забивал на возвращение назад). Самый опасный момент «Локо» в матче – удар Баринова – случился именно после смещения четырех игроков направо и классного индивидуального прохода Антона Миранчука.
Lokomotiv Moscow
7. Разговоры о том, что «Локо» точно заслужил гол по итогам первого тайма, приятны, но спорны. По сути, у команды Семина было три острые атаки, в двух из которых она нанесла по 2 удара (в первой – Баринов и Идову, во второй – Антон Миранчук и Хеведес). Этого вполне могло хватить даже для двух забитых мячей, однако путать давление (оно реально было) с большим количеством качественных атак нельзя.
8. В перерыве Тедеско сделал первую замену – Сердар вышел вместо Маскареля. Эта замена повлекла смену позиции Маккенни – американец опустился в опорную зону, а Сердар занял его место под Эмболо.
С начала второго тайма до выхода Бенталеба Маккенни стал одним из самых пасующих игроков «Шальке» (17 передач, столько же – только у Налдо), но его роль была вспомогательной, сам он редко двигал мяч вперед. Полузащитник всегда располагался чуть выше Налдо и Сане, не опускаясь для розыгрыша с ними на одну линию – из-за этого большое число передач Маккенни принимал спиной к воротам «Локо» и либо переводил мяч на свободного центрального защитника, либо отдавал обратный пас назад.
Без мяча роль Маккенни во втором тайме была одной из важнейших – он совершил 6 перехватов (лучший результат в обеих командах) и забрал 5 подборов (лучший результат в «Шальке»).
9. Выход на замену Бенталеба был важнее для прямого продвижения мяча – он стал лучшим игроком «Шальке» не только по числу передач (35), но и по количеству передач в финальную треть (13, 6 точные).
Schalke
«Нам нужен был игрок, который может выполнять длинные передачи, и игрок, который лучше владеет мячом. Поэтому мы выпустили Сердара и Бенталеба», – объяснил Тедеско. Не все лонгболлы Бенталеба были точными (3 из 5), но алжирец точно выполнил задание тренера – чаще него длинные передачи не отдавал ни один игрок «Шальке», при этом у Бенталеба они получались довольно разнообразными (постоянный адресат забросов вообще был лишь у Налдо – Калиджури).
10. Благодаря переменам в опорной зоне «Шальке» забрал себе мяч (67% владения до 72-й минуты). С передачами в штрафную «Локо» все равно возникали проблемы (3 точных из 5), но давление на ворота Гильерме возрастало – «Шальке» имел большое территориальное преимущество и стал чаще бить (7 ударов, 5 – с игры, 4 – из штрафной). Ни один из ударов немцев не тянул на явный голевой момент, расчет на длинные передачи и кроссы был не слишком оправдан (9 подач с игры до выхода Денисова), и все равно разница по сравнению с первым таймом была велика.
Семин попытался отодвинуть игру от своей штрафной за счет выхода Денисова вместо Антона Миранчука и перевода Баринова ближе к Эдеру при редких атаках «Локо».
11. «Ближе к концу я понимал, что наш гол – только дело времени», – признался Тедеско. Очень самоуверенное заявление тренера «Шальке»: в последние 20 минут гости нанесли только 2 удара, из которых 1 был нанесен с разворота из-за штрафной (Ут пробил опасно, но это было его индивидуальное мастерство, а не хорошо разыгранная комбинация).
Замена Антона Миранчука на Денисова реально помогла «Локо»: на короткий отрезок вернул владение (56% после появления Игоря). Заслуга Денисова в этом велика – он отдал 18 передач (столько же после 72-й минуте сделал только Бенталеб), из которых 6 – в финальную треть (больше в «Локо» совершил лишь Идову, но Брайан все пасы отдавал во фланг, а Игорь – в центр и правый полуфланг), а также собирал ничейные мячи (6 подборов (лучший показатель матча на этом отрезке). Кроме того, у Семина банально появился дополнительный игрок в середине при позиционных атаках соперника – Баринов опускался на одну линию к Денисову и Крыховяку.
12. «Локомотив» в шестой раз в сезоне-2018/19 пропустил на последних минутах. «В ключевых моментах не хватает концентрации. Почему так? Сложный вопрос, мы уже не первую игру пропускаем в концовке. Концентрации не хватает, когда происходит усталость», – отметил Семин на послематчевой пресс-конференции.
На самом деле голы на последних минутах в ворота чемпиона прилетают по разным причинам: ужасный в целом матч на Суперкубок, контратака от «Оренбурга», мяч «Краснодара» в том типе атаки, с которым «Локо» не справлялся всю игру, ничего не значащий пенальти «Галатасарая», заработанный в резком отрыве при 2:0 в пользу турков, гол от «Зенита» в меньшинстве, стандарт от «Шальке».
Потеря концентрации – ок, но в этом случае это слишком общее определение, конкретные причины проблем почти в каждом случае отличались.
13. Проблемы «Локо» на угловых у своих ворот – система. В РПЛ-2018/19 соперники чемпиона нанесли 18 ударов и забили 1 гол (у «Зенита» отличился Ерохин). С пропущенными мячами после угловых у команды Семина все нормально, но она все равно допускает слишком много – чаще бьют только «Оренбургу», «Крыльям Советов» и «Анжи». По среднему весу одного удара (xG/shot) хуже защищаются лишь ЦСКА, «Урал» и «Крылья».
«Пропущенный мяч – полностью моя вина, я упустил своего игрока, извиняюсь перед болельщиками и партнерами», – рассказал Идову. При угловом 1-в-1 с Маккенни играл именно Идову, а не Игнатьев, которого американский хавбек «Шальке» тоже продавил при ударе.
Гильерме в пропущенном мяче никто не винит, но его действия вновь были не очень понятны – сначала вратарь «Локо» дернулся на выход, но на перехват так и не пошел, при этом не успев вернуться на линию ворот.
14. «Нам тяжело: нет нападающих, которые могли бы создать остроту. Травмирован Рыбус, который напрашивался на выход на замену. Нет Смолова и Фарфана», – сказал Семин после матча.
В этой фразе тренер «Локомотива», по сути, расписался в собственной беспомощности – в атаках с игры чемпион рассчитывает только на импровизацию. Смолов и Фарфан в последние месяцы находились не в лучшем состоянии, поэтому они вряд ли перевернули бы матч с «Шальке» (хотя с перуанцем мог сыграть мотивационный момент – в прошлом сезоне мы убедились, насколько он важен для Джеффа).
В сезоне-2017/18 импровизация дала результат, потому что было везение и надежность в обороне. Сейчас этого нет (хотя в плане защиты матч с «Шальке» был не особо показателен») – сразу возникли большие проблемы с результатом.
В атаке «Локо» способен прибавить только за счет набора формы прошлогодними лидерами (и Смоловым, когда он вернется после травмы). В обороне – в большей степени за счет работы Семина (хотя на индивидуальные косяки Кверквелии он вряд ли может повлиять).
Стоит ли оставлять тренера только для второго?
Использованы данные Opta и InStat.Александр Дорский